14 января 2012 г.

«2.0.1.2.». S01E01. «Э-Демо». P01. Скромный сайт с яркой харизмой. Ч.I

Этот пост является результатом тяжких двухдневных раздумий и внутренней борьбы с самим собой. Предметом борьбы было – начинать ли новый сериал по тому поводу, которому посвящен нижеследующий текст, вписаться ли в какой-нибудь из существующих у меня многочисленных сериалов-эпизодов, или просто опубликовать такой stand-alone вариант, без намеков на продолжение и развитие темы.Но в итоге я победил :). Так что, вот.
Смысл названия нового (таки да!) сериала, думаю, не нуждается в каких-либо разъяснениях. Нет, пожалуй, одну вещь все-таки скажу – из этого названия совсем не следует, что все посты этого года будут только в рамках этого сериала. Точки между цифрами я тоже специально добавил, но зачем - пока не знаю не скажу.
Название эпизода многозначное. «Демо» - это и от «демократия», и от «демонстрация», и от «демонизация», и от «деморализация». Какой конкретно смысл я имею в виду в каждом конкретном случае, объяснять не буду – это мое демо-право :).
Ну а название поста вообще говорит само за себя :). На всякий случай, я обозначил часть I-ую, но пока не знаю, будут ли на эту тему другие части.


Вчера и позавчера я уже достаточно много раз проходился по поводу рекламного поздравительного предвыборного сайта прошлого будущего президента кандидата в президенты В.Путина. Но все это происходило в Фейсбуке, на площадке которого с некоторого времени проходит бо'льшая часть моего онлайнового присутствия (кстати, пользуясь случаем, хочу передать привет приглашаю заглядывать, я обитаю здесь - https://www.facebook.com/albert.bertyakov). Можно было бы, наверное, просто откопипастить сюда мои фейсбучные троды плудов (© НС), но я подумал, что это было бы неуважением к моим друзьям и читателям в двух блогах, которые я веду. Поэтому.
Во-вторых (я знаю, что «во-первых» не было – и тем не менее...), тот вчерашний и позавчерашний, четверговый и пятничный «я» (обожаю Станислава Лема :) ) были, в большей степени, таким фрондирующим офисным планктоном (или  сейчас уже нужно писать и говорить «боевыми хомячками, расправившими плечи»?), а «я» сегодняшний – специалист в своей специальности. Которая – ECM. Ну вы поняли, да?

Так что, сегодня я смотрю на сайт ВВП именно с этой точки зрения. Поэтому я НЕ буду:
  • Анализировать и критиковать призывы ЦК КПСС виш-лист предвыборную программу ВВП (тем более, что, как выясняется, никакой программы пока на сайте и нет, а то, что есть – просто плейсхолдер для будущей программы, которую ВВП пишет от руки, и в которую будут инкорпорированы предложения ширнармасс, ударным методом краудсорсинга собираемые в настоящий момент).
  • Шутить, язвить, иронизировать на тему бандерлогов. Уже. Позавчера. Здесь.
  • Критиковать дизайн сайта. Т.к. просто нет предмета для критики.
  • Осмысленно вчитываться в контент. Потому что не во что.
  • Рассуждать на тему стоимости сайта. Серьезно – это не моя тема. Хотя, судя по происходившему в течение первых двух суток жизни сайта «допиливанию» (подчеркиваю: не распиливанию, а допиливанию – это нюанс такой), разработка там тоже вполне себе краудсорсиновая – со всеми вытекающими.

Ну, во-первых (вот оно – «во-первых», которого там выше не хватало), как специалист по управлению контентом, я хочу высказаться на тему организации и управления самой (условно) динамичной частью контента рассматриваемого сайта, проходящей под кодовым названием «Народное мнение». Поскольку в этой части у меня несколько претензий, буду их нумеровать:

  1. Не понимаю, зачем при бесплатной эксплуатации толпы (а как ни крути, именно так вполне точно переводится «краудсорсинг», полюбившийся пресс-секретарю пока еще премьера) собирать с каждого пожелавшего высказаться такое количество анкетных данных (см. скриншот), которые в своей совокупности вполне уже тянут на объект защиты в соответствии со 152-ФЗ «О персональных данных».


Не, я, конечно, догадываюсь, что таким образом девелоперы банально попытались снизить входную нагрузку втиснуть бурный и широкий поток шизофренических прожектов, спама, нецензурной ругани народной мудрости в узкие берега производительности веб-сервера и модераторов (что, впрочем, как показали последующие «подвисания на несколько часов из-за ажиотажного спроса» и «слетания» вежливых просьб к ВВП уйти в отставку, не сильно помогло). При этом, никакого согласия у посетителей сайта на сбор и обработку их персональных данных никто и не подумал спрашивать. Ну а правда – чего спрашивать-то, если, как показал дальнейший эксперимент, из всех вводимых данных реальным должен быть только почтовый адрес (на него отправляется проверочно-активационное письмо).

  1. При этом сбор достаточно объемных персональных данных не означает, что человек, зашедший оставить предложение, регистрируется на сайте. Никакого механизма регистрации нет – текст предложения вбивается в той же форме, где вводятся персональные данные. Т.е., если человек пожелает оставить не одно, а несколько предложений, ему, похоже, всякий раз придется заполнять все поля формы заново. И это правильно, я считаю! Ведь, в противном случае один неугомонный генератор бреда народной мудрости в состоянии будет обеспечить работой модераторов сайта не то, что до 4 марта 2012, а, как минимум, на 9,5 месяцев дольше.

  1. Способ публикации поступающих на сайт предложений ужасен! На каждой странице размещается всего 6 предложений, причем для каждого приводятся заголовок, 3 первых строки текста и данные по голосованию посетителей за это предложение (о голосовании еще ниже напишу). Вот как это выглядит (в качестве примера я использую уже можно сказать исторический скриншот вчерашнего дня, когда три предложения Путину уйти в отставку находились в топе):


Учитывая, что к моменту написания данного текста (22:08 13.01.2012) опубликовано около 1400 предложений (эта цифра тупо посчитана ручным перелистыванием всех страниц, коих на данный момент набралось 229), а всего их поступило на сайт более 22,5 тысяч (это по номеру в индивидуальном линке каждого сообщения, вот как здесь - http://putin2012.ru/suggestions/22543), понятно, что никто из посетителей сайта, находясь в здравом уме и трезвой памяти, не станет бо'льшую часть этих предложений читать, чтобы оценить их и проголосовать за подходящие. Так что, вся затея с голосованием – идиотская, популистская и бессмысленная (о механизме голосовалки, как обещал, еще скажу). А вообще, нет – все вышеприведенные эпитеты неправильные. Идея просто издевательская – так будет точнее. И по изощренности издевательства она стоит в одном ряду с идеей всенародного наблюдения за честными выборами через замочную скважину веб-камеры (про которые я тоже уже вот-вот готов высказаться).

  1. Структуризации предложений по рубрикам и темам просто нет. Про теги вообще молчу. В наличии только неполных полтора десятка категорий верхнего уровня (см. скриншот), которые можно использовать лишь в качестве фильтра, чтобы ограничить число страниц сообщений, подлежащих ручному перелистыванию.


При этом, ни в одном сообщении не отображается категория, к которой оно относится, поэтому невозможно из чтения сообщения перейти в какую-либо заинтересовавшую категорию.
О том, что граждане достаточно вольно обращаются с предоставленным им разработчиками намеком на механизм фольксономии и категорируют свои сообщения как попало и куда попало, можно тоже долго не рассказывать. Очевидно ж.
Никакого расширения списка категорий в дальнейшем, по-видимому, тоже не предполагается. А зачем?

  1. Понятно также, что никакого механизма обсуждений и комментирования поступивших предложений нет и не планируется. Да, это очень и очень трудоемко – с точки зрения модерирования, естественно, но никак не технической реализации как таковой. Ну а зачем обсуждать-то? Голосовалка есть – и достаточно! А мне вот сейчас на ум пришло: а когда реальная (та, которая «от руки» пишется) программа ВВП будет опубликована, к ней тоже никакого механизма обсуждения не приделают? Придется подождать – появится эта программа, скорее всего, не раньше, чем через месяц.

  1. Да, если кто-то думал, что с помощью механизма поиска можно будет найти близкие по духу и убеждениям предложения и проголосовать за них, спешу разочаровать – поиск работает только по статическому контенту сайта. Искать что-то (понятно что!) в поступающих на сайт предложениях никто и не собирался – а зачем? Вот скриншот моей попытки поиска всего лишь по одному слову, комментарии тут излишни. Это, кстати, уже после поиска, а не до, т.е. «Найти» уже было нажато.


Так, думаю, что для «во-первых» уже хватит. Теперь будет, в-третьих :). Немножко потопчусь по девелоперам. Код, конечно, анализировать не буду, ибо сам в этом не разбираюсь. Ну я туда, правда, один разок заглянул (на главной страничке), чтобы поинтересоваться, на каком движке это все собрано. Так у меня сложилось впечатление, что движок называется «коленка». Не увидел я там вообще никаких следов присутствия хоть какой-нибудь CMS – такой плоский-плоский HTML с редкими вкраплениями JavaScript'а. Возможно, я не прав, но те «косяки», которые вчера и сегодня стали широко публицизированы – тому подтверждением.

Что-то там сегодня г-н Песков говорил на тему «слетевших» предложений – типа база упала, хакерские атаки были и т.п. Насколько я смог понять по коду, там вообще никакой базы нет – весь контент просто лежит по куче папок расфасованным, результаты голосований (они же – лайки-дислайки) тоже складываются в папочки рядом с каждым предложением. Ну и, видимо, где-то отдельно лежит плоский список IP, с которых осуществлялись заходы на сайт, и этот список используется для временных блокировок при голосовании.
А под «хакерскими атаками», скорее всего, надо понимать вскрытую вчера банальную «дырку», благодаря которой можно было читать предложения, еще не прошедшие модерацию и не опубликованные на сайте. Сегодня, на первый взгляд, эту «дырку» прикрыли, но что-то мне подсказывает, что несильно и ненадолго.

«Механизм» голосования – это, конечно, отдельная песня! Любому зашедшему на сайт представляется возможность понажимать плюсы-минусы напротив понравившихся или не понравившихся (или просто подвернувшихся под руку) предложений. При этом, в первый день жизни сайта «за» или «против» каждого предложения можно было подать практически неограниченное количество «копий» своего голоса, т.е. нажимать плюсы-минусы неоднократно. Правда, после первого «волеизъявления» нужно было подождать 1 минуту, прежде, чем снова нажимать на плюс-минус (сайт запоминал IP, с которого производилось голосование), после 2-го – 2 минуты, потом – 4, 8, 16, 32 и т.д., в геометрической прогрессии. Т.е., с одного IP-адреса при желании и усидчивости можно было проголосовать 10 раз в сутки. Но зачем сидеть и ждать, когда есть сайты-анонимайзеры и провайдеры с динамически выдаваемыми IP-адресами? Так что, те, кто верят, что в топе списка предложений находятся именно те, за которые реально проголосовало большинство народа – просто наивные идиоты.

На второй день механизм голосования был изощренно :) доработан. Теперь на сайте запоминалось, за какое из предложений человек (точнее, IP-адрес) уже «голосовал», и попытка повторного голосования пресекалась. Ну и стало также возможно проголосовать сразу аж за 3 предложения прежде, чем включался механизм «геометрического» ожидания. Попутно, правда, «слетели» результаты голосования предыдущего дня – но это же мелочь, правда? Разработчики же не Чуровы волшебники, они еще только учатся «накручивать» и «откручивать».

В принципе, на этом разбор сайта можно было бы и завершить, но долг исследователя подталкивал меня к тому, чтобы самостоятельно пройти через это испытание – внести предложение для предвыборной программы ВВП. И я пошел проходить...

Вот результат моего первоначального заполнения формы:


Попытка отправить предложение в таком виде показала, что сайт собирали хоть и на коленке, но с умом! Система не пропустила номер телефона из 2-х цифр и потребовала, как минимум, четырех!. Не понравился системе также и адрес e-mail, в котором не было «собаки», точки и имени домена первого уровня. Пришлось довводить. Сначала я указал какой-то совсем фейковый адрес, но после отправки предложения выяснилось, что сайт направляет по указанному адресу проверочно-активационное письмо (надо же – кто б мог подумать!). Чтобы довести эксперимент до конца, пришлось ввести реальный адрес – на него через минуту свалилось письмо с активационным линком. Я нажал на линк – и вуаля:


Так что, теперь я жду, пока мое предложение насчет «1111» появится на сайте и найдет своих сторонников. Правда, злые языки утверждают, что предложений с текстом «1111» (ну и еще «пыщ-пыщ-пыщ!!!») пришло на сайт примерно тысяч 20. Ну что ж, тем более – у этих предложений есть реальный шанс стать инкорпорированными. Если не в программу Путина, то хоть куда-нибудь. Краудсорсинг же!

Комментариев нет:

Отправить комментарий