22 ноября 2010 г.

Война форматов. S02E01. ODF. P05. Наследие OpenOffice.org

Над несчастной судьбой «белого и пушистого» проекта OpenOffice.org, попавшего в «лапы алчной и безжалостной» корпорации Oracle, уже пролито много виртуальных слез, на публикации по этой теме уже изведены тонны виртуальных чернил. Я же, руководствуясь мудрым правилом старины Оккама, достаточно долго старался не умножать бесполезных сущностей и не постил тексты с объемистыми цитатами и нулем собственных мыслей – даже когда все взахлеб обсуждали новости о Document Foundation и LibreOffice. И вот, наконец, подоспели очередные пять секунд моей чуть-чуть славы. «Чуть-чуть», потому что основной контент, из которого будет состоять мой пост, создан уважаемым Робом Вейром и опубликован у него в блоге. Ну а персонально моей эта коротенькая слава будет просто потому, что, похоже, никто, кроме меня, «картиночные» посты Роба Вейра не переводит и/или не пересказывает.

Итак, недавно Роб опубликовал очередной пост с диаграммкой в своем излюбленном стиле - «The Legacy of OpenOffice.org». На диаграмме изображено «генеалогическое древо» (если позволительно использовать данный термин применительно к совокупности сущностей, происходящих от одного «предка») проекта OpenOffice.


Поскольку пост Роба не очень длинный, я решил просто перевести его.

Когда  я слышу слово «форк» (fork), я тянусь к своему пистолету. ОК, возможно, это слово не так уж плохо. Но в мире open source, «форк» - очень нагруженный термин. Он может, конечно, являться выражением базисной свободы open source. Но он может также представлять и «слова борьбы». Это точно так же, как мы используем слово «режим» по отношению к правительству, которое нам не нравится, или «культ» в отношении религии, которую мы осуждаем. Называние чего-то «форком» редко оказывается комплиментом.
Поэтому я постараюсь избегать термина «форк» далее в этом посте и вместо этого буду говорить о наследии одного известного открытого проекта – OpenOffice.org, который за последнее десятилетие породил значительное количество производных продуктов, некоторые из которых открытые, другие - проприетарные, некоторые полностью координируются главным проектом, другие же пошли своим путем, некоторые из которых процветают и продолжают существовать в течение многих лет, другим же это не удалось, некоторые из которых стараются предложить больше, чем OpenOffice, другие же – намеренно – предлагают меньше, некоторые изменили исходный базовый код, другие же просто добавили расширения.
Если кто-то просто читал заголовки новостей в течение последнего месяца (пост Роба опубликован в начале ноября – А.Б.), у него могло сложиться ошибочное впечатление, что LibreOffice – это первая попытка взять исходный код OpenOffice.org и создать из него другой продукт или даже отдельный проект open source. Это совсем не так. Уже есть большое число побочных продуктов, проектов, включая:
  • StarOffice (с историей, которая восходит даже к доSun-овским временам - к StarDivision),
  • Symphony,
  • EuroOffice,
  • RedOffice,
  • NeoOffice,
  • PlusOffice,
  • OxygenOffice,
  • PlusOffice,
  • Go-OO,
  • Portable OpenOffice
и, конечно же, LibreOffice. Я отследил даты выхода различных релизов этих проектов и поместил их на временную шкалу в приведенной выше диаграмме.
Так что, прежде, чем мы начнем звонить в погребальные колокола по OpenOffice, нам нужно осознать потенциал этого базового кода, в терминах его способности порождать новые проекты. LibreOffice – последний по времени, но совсем не самый последний пример, который мы увидим. Это рынок, где подход «один размер на всех» не работает. Я ожидаю еще увидеть различные вариации этих редакторов текста, просто потому, что есть разные типы пользователей, и различные сегменты рынка, которые используют инструменты подобного рода. Будете ли вы называть это «дистрибутивом» или «форком», мне все равно. Но я убежден, что единственный тип проекта с открытым кодом, который не порождает дополнительные проекты, подобные этому, это мертвый проект.

Комментариев нет:

Отправить комментарий