30 мая 2011 г.

Э-Сказочки. S01E02. Портал госуслуг: наглая статистика Минкомсвязи

Не буду врать, что очень долго, но некоторое время я все-таки поломал голову над тем, к какому из моих многочисленных «сериалов» следует отнести этот пост. В итоге решил, что «Э-Сказочки» будет в самый раз. Тем более, что появился этот пост благодаря главному сказочнику страны «за Э-госуслуги» - замминистра связи и массовых коммуникаций И.Массуху.
Одна из последних по времени сказочек, которую Илья Иссович любит рассказывать, выступая на различных конференциях и давая интервью разным СМИ, повествует о невероятной популярности среди россиян главного детища г-на Массуха – портала госуслуг. Ну, собственно, эту многосерийную сказочку он рассказывает на протяжении всей своей министерской карьеры. Правда, если года полтора назад в этом сказочном сюжете преобладал стиль великих утопистов прошлого и рассказывал г-н Массух, в основном, о том, какие прекрасные электронные госуслуги будут доступны российским гражданам в светлом электронном завтра, то сейчас это самое «завтра» уже стало «сегодня» - по крайней мере, по мнению самого чиновника. А раз так, значит, нужно убеждать граждан и вышесидящее начальство (и его-то, как раз, в первую очередь), что жить стало – сами знаете как.
Год назад я и сам достаточно много времени и внимания уделял госуслугпорталу (можно посмотреть мои посты с тегом «Госуслуги»), но через пару-тройку месяцев после начала собственных экспериментов охладел к этому «парадному подъезду» и практически забросил свой «сериал», в котором на тот момент даже сподобился начать второй сезон. Но все возвращается на круги своя, и вот я вернулся к госуслугам – правда, теперь уже в «Э-Сказочках».

Достаточно давно я уже не писал постов в жанре расследования, хотя само название блога как бы намекает мне, что хоть иногда этим нужно заниматься. Поэтому я решил восполнить пробел – тем более, что повод подоспел. Заняться расследованием меня побудила следующая фраза, встретившаяся в одном ЖЖ-шном обзоре конференции Docflow-2011: «Замглавы Минкомсвязи Илья Массух уточнил, что в настоящее время выдано около 350 тыс. заграничных паспортов, оформленных через портал госуслуг». Цифра сразу показалась мне какой-то лажей неправдоподобно высокой. И не то, чтобы мне очень хотелось уличить замминистра во лжи наглой лжи статистике неточности приводимых им данных – скорее, я хотел подтвердить самому себе, что «станиславское» ощущение «Не Верю!» меня не обмануло.

Поиск по образцу «Массух 350 тысяч паспорт» приводил все к той же записи в ЖЖ, с которой все началось, и к ее цитированиям в других местах. Тогда я исключил из образца фамилию замминистра, зато добавил «портал». Дело пошло лучше.
Отыскалось интервью еще одного представителя Минкомсвязи – Андрея Липова, директора Департамента государственной политики в области создания и развития электронного правительства. Состоялось это интервью на месяц раньше Docflow, в ходе Второго Всероссийского экспертного форума «Развитие информационного общества. Электронное правительство. Регион и муниципалитет». Вот цитата оттуда (интервью доступно на сайте Минкомсвязи – в своем расследовании я стараюсь опираться на наиболее достоверные источники):
За два года мы пришли от информационно-справочной системы (системы, в которой была размещена информация о госуслугах) к третьему этапу – а во многих случаях к пятому этапу по классификации ООН – оказания услуг, когда гражданин, зайдя в личный кабинет на портале, может отправить заявление на получение услуги и во многих случаях даже получить ее в электронном виде. Достаточно сказать, что на сегодняшний день ФМС с помощью портала госуслуг выдано уже порядка 350 тысяч загранпаспортов.
Количество обращений достигает несколько миллионов по таким услугам как просто получение выписки из Пенсионного фонда о начислениях, справки из ГИБДД о начисленных вам штрафах. Это сотни тысяч по каждой из этих услуг. Эффективность портала возрастает с появлением каждой новой услуги.
За появление каждой новой услуги отвечает оказывающее ее ведомство. Мы определяем технологическую политику, даем соответствующие инструменты для реализации. Орган власти у себя должен перевести услугу оказания в электронный вид, и, по сути, подключить ее к порталу, к единой точке авторизации, идентификации и размещения всей необходимой информации. Порядка 60 миллионов граждан уже обращались на портал госуслуг. Это достаточно большое количество обращений.

Попутно не могу не прокомментировать пассаж про «несколько миллионов услуг» по выпискам из ПФ РФ и штрафам ГИББД. С информационной точки зрения, каждая такая «услуга» - это достаточно простой запрос к ведомственной базе данных. Понятно, что отработка запроса (пардон, оказание государственной услуги по онлайновому заявлению гражданина) занимает пару секунд. И практически все зарегистрировашиеся на портале и получившие доступ в личный кабинет первым делом отправляются «получать» именно эти «услуги». Не потому что они реально востребованы (выписка из ПФ – достаточно статичная информация, да и на штрафы обычно люди налетают далеко не каждый месяц), а потому что это немногие из «услуг», которые имеют хоть какой-то смысл для рядового гражданина. Конечно, получение загранпаспорта гораздо более насущная и необходимая вещь, но эту услугу за несколько секунд никак не получишь: одно лишь заполнение онлайнового заявления на паспорт отнимет не менее 10-ти минут – и то, после нескольких тренировочных подходов. Поэтому-то меня и удивил порядок цифр – что по загранпаспортам, что по штрафам количество «оказанных услуг» (кавычки не случайны) практически одно и то же. Такого быть не может, потому что не может быть никогда!
И да – не могла не порадовать еще одна цифра в интервью А.Липова: «Порядка 60 миллионов граждан уже обращались на портал госуслуг». Уважаемый директор министерского департамента, похоже, не видит разницы между количеством обращений к порталу (т.е. числом всех страниц, просмотренных на портале всеми туда зашедшими) и количеством граждан, обратившихся к порталу. 60 миллионов – это таки обращения, а не граждане (для сомневающихся – подтверждение ниже).

Интервью ответственного чиновника, размещенное на министерском сайте, конечно, заслуживает доверия, но я продолжал сомневаться – ибо источник цифры «350 тысяч» так и не был назван. Долго ли, коротко ли (не забыли – у меня же Э-сказочка? :) ), но я добрался до заметки ««Электронную Россию» подытожили». Копий этой заметки ровно с таким же названием (но не всегда с указанием авторства и зачастую с неправильным указанием первоисточника) сейчас уже полно в интернете, но оригинальный вариант, написанный Денисом Шишулиным опубликован на сайте MskIT.Ru. Цитирую:
В минувшую пятницу (08.04.2011 – А.Б.) итоги выполнения ФЦП «Электронная Россия» были подведены на заседании Правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации под председательством министра связи и массовых коммуникаций РФ Игоря Щеголева. С докладом, посвященным итогам ФЦП, выступил заместитель министра Илья Массух. […]
Говоря о портале госуслуг, как отмечается в докладе, посвященном итогам реализации ФЦП «Электронная Россия», к 2010 году на едином портале госуслуг и госфункций зарегистрировано 463 тысячи пользователей. На портале предоставляется 79 государственных услуг органов государственной власти. В электронной форме в органы власти направлено 1,360 млн заявлений и запросов. В сводный реестр госуслуг и госфункций внесены сведения о 615 госуслугах и госфункциях федеральных органов власти и внебюджетных фондов.
А.Б.: Меня, честно говоря, смутил оборот «к 2010 году» - ведь отчет происходил в 2011 году, да и портал-то начал худо-бедно функционировать только в мае 2010 года, а по правилам русского языка «к какому-то году» означает «до начала этого года». Но несколько позже я выяснил, откуда ноги у этой фразы растут – чуть позже объясню это и в посте.

Что касается наиболее востребованных госуслуг, предоставляемых в рамках Портала в электронном виде, то по данным доклада, наиболее востребованной является проверка наличия выписанных штрафов за нарушение ПДД (более 402,8 тысяч обращений). Далее следует услуга получения загранпаспорта по достижении 18 летнего возраста (350 тысяч обращений), а также услуга извещения о состоянии лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (321 тысяча обращений) и ряд других услуг. 

Итак, первоисточник интересовавших меня цифр был установлен – доклад И.Массуха на заседании правительственной комиссии. Оставалось только найти этот самый доклад. Судя по многочисленной фактуре, приведенной в заметке Д.Шишулина, должен был существовать либо пресс-релиз, в котором все цифры из доклада были удобно скомпонованы для цитирования широким читательским массам, либо тезисы доклада, либо сопутствовавшая ему презентация. В итоге была найдена именно презентация – я ее вывесил на SlideShare и написал про это в предыдущем посте (как раз и пообещав там, что использую эту презентацию в собственном аналитическом расследовании). Собственно, практически все вышеназванные цифры приведены на одном слайде этой презентации (10-м из 18-ти). Чтобы далеко не ходить, я приведу его здесь.


Вот, кстати, и выяснилось происхождение непонятного оборота «к 2010 году» - просто этот текст присутствовал на 4-х слайдах отчетной презентации (видимо, исполнители, готовившие для замминистра картинки, взяли за основу какую-то более ранее версию, в которой речь шла не о достижениях, а о планах, и забыли поменять заголовки в нескольких слайдах), а журналист, добросовестно пересказавший картинки своими словами, не стал заморачиваться на тему несоответствия предлогов.
И еще, обратите внимание: в докладе не утверждается, что 350 тысяч паспортов получено – на слайде указаны наиболее востребованные услуги и некие цифры без дополнительных пояснений, что именно они обозначают. В заметке-пересказе про эту же цифру сказано: «Далее следует услуга получения загранпаспорта по достижении 18 летнего возраста (350 тысяч обращений)...». А знаете, в чем разница между обращением за получением услуги и собственно ее получением? Думаю, знаете. Но я же поставил себе цель опровергнуть утверждение И.Массуха о полученных 350 тыс. загранпаспортов, так что, мне нужно было копать дальше. И я продолжил копать...

Чуть меньше года назад, в августе 2010 в газете «МК» (да-да, знаю, тот еще первоисточник, но для целей моего исследования сейчас вполне сгодится) цитировался тогдашний первый заместитель директора ФМС Михаил Тюркин:
«По словам Тюркина, за последние 2—3 месяца (июнь-август 2010 – А.Б.) ведомство приняло 32 тыс. заявлений на выдачу загранпаспорта через сайт gosuslugi.ru. Чиновник отметил, что россияне подали через Интернет в два раза больше заявок. Но многие из них были неправильно оформлены заявителями, другие же оказались “пустышками” — люди просто проверяли возможности государственного сайта

Чувствуете нюанс? Половина из поданных через портал госуслуг заявок на получение загранпаспорта – ошибочные или тестовые «пустышки». Но этот качественный (точнее – некачественный) состав заявок знают только в ФМС, а на стороне портала (и Минкомсвязи, ответственного за него) видна «самая востребованная госуслуга». Ну да – те, кому паспорт действительно нужен, будут тыкаться в портал раз за разом, исправляя собственные ошибки в оформлении заявления и улучшая статистику востребованности госуслуг..

Теперь цифра в 350 тысяч стала несколько больше походить на правду – это действительно могло быть число обращений за услугой «Оформление загранпаспорта» за прошедший с момента открытия портала (апрель 2010) год. Ведь если летом 2010 в среднем генерилось порядка 20-25 тыс. обращений в месяц, то к концу прошлого и началу нынешнего года это количество вполне могло удвоиться-утроиться.

Но так ли это на самом деле?

Вот цитата из январского интервью министра связи и прочая и прочая И.О.Щеголева «Российской Газете» (это вам уже не «МК»!):
А число зарегистрированных пользователей, у которых есть свои личные кабинеты на портале госуслуг, уже перевалило за 200 тысяч. За полгода это неплохой показатель.
А.Б.: Лично мне не очень понятно, от какой даты министр отсчитывает полгода – ведь интервью реально состоялось в начале января 2011, когда портал функционировал уже почти 9 месяцев (вот – первоисточник, а вот – перепечатка на сайте Минкомсвязи). Ну да бог с ним – пару месяцев туда, пару месяцев сюда...

73 тысячи загранпаспортов уже получено пользователями портала - это неплохо. Больше 100 тысяч человек через личный кабинет получили выписки по лицевым счетам из Пенсионного фонда.

Еще раз напоминаю – министр приводит цифры в январе 2011. Вам не кажется, что эти цифры – скажем так -  несколько отличаются от 350-ти тысяч по загранпаспортам и 320-ти тысяч по запросам к ПФ? Но, может, цифры, действительно устаревшие и соответствуют примерно октябрю 2010, т.е. когда порталу и вправду было полгода? Вот еще одно январское интервью министра – на этот раз радиостанции «Эхо Москвы» (привожу по тексту на сайте Минкомсвязи):
А.ПЛЮЩЕВ: Но теперь о Госуслугах – это тоже одна из любимых тем прошедшего года в нашей программе. Ну, просто потому, что хотя бы был запущен портал «Госуслуги». Я рад вас с этим поздравить, но, тем не менее, и к порталу этому, и вообще к работе Госуслуг в интернете пока, на мой взгляд, претензий больше, чем, может быть, поводов для радости. Как вы сами оцениваете вот это начало работы, так сказать? Я видел просто полгода назад в интервью Алексею Венедиктову и Наргиз Асадовой вы говорили, что там 26 тысяч человек тогда, на тот момент подали заявления на загранпаспорта. Ну, вот, я тоже пытался это сделать – наверное, я тоже в этой статистике – но я его так и не получил. Мне было легче сходить (мне, человеку, который все привык делать через интернет) было легче сходить в наше отделение ФМС и сделать там самостоятельно. Я бы хотел, чтобы от вас прозвучала оценка. И 26 тысяч поданных заявлений – это одно. А сколько из них сделали этот паспорт, это другая история.
И.ЩЕГОЛЕВ: Время прошло, и по статистике, которую нам предоставила ФМС, сделаны 73 тысячи паспортов.
А.ПЛЮЩЕВ: Сделаны?
И.ЩЕГОЛЕВ: Сделаны. Не просто обращения, а сделаны 70 тысяч паспортов. Не только в Москве – и в других местах.

Итак, министр Щеголев утверждает, что к началу 2011 года реально сделано через портал госуслуг немногим более 70-ти тысяч загранпаспортов. Значит, до начала апреля 2011 (когда г-н Массух будет докладывать по итогам ФЦП «Электронная Россия») останется сделать всего 280 тысяч... Вы все еще верите, что это возможно? :)

Кстати, вот данные самой ФМС (источник – на сайте ФМС) по состоянию на начало 2011 года – а кому, как не этой службе знать реальное положение дел?
26 января 2011 г. состоялось расширенное заседание коллегии Федеральной миграционной службы «Итоги деятельности ФМС России в 2010 году и перспективы ее деятельности в 2011 году». […]
ФМС России сделаны существенные шаги по предоставлению государственных услуг в электронном виде. В 2010 году обеспечена возможность подачи заявлений в электронном виде для 8 государственных услуг. Всего в прошлом году получено более 100 тысяч электронных заявлений от граждан.

Вот эта цифра как раз неплохо коррелирует с ранее приведенными данными Щеголева. Получение загранпаспорта – самая востребованная услуга ФМС, и по ней вполне могло пройти за 2010 год порядка 70-80-ти тысяч обращений из 100 тысяч, всего полученных ФМС.

Но может, все еще не так плохо, и за 3 месяца 2011 года граждане действительно ринулись в интернет и поназаказывали недостающих нам (точнее, г-ну Массуху) почти 300 тысяч загранпаспортов?

Обратимся к ultima ratio – статистике. Только не к министерской виртуальной статистике, а к реальной статистике Рамблера, счетчики которого установлены на портале госуслуг. Помните, в начале поста я цитировал А.Липова с его липовыми «60-ю миллионов граждан». Откуда взялись эти 60 миллионов? Да с Рамблера же и взялись! Вот данные по посещаемости сайта Gosuslugi.Ru с момента его регистрации на Рамблере (декабрь 2009) до апреля 2011.

Я привожу скриншот со страницы Рамблера с табличкой, а не с графиком, потому что графики Рамблер делает мелкие и неудобочитаемые. Кому интересно, может сам поэкспериментировать с формами вывода и диапазоном дат, вот здесь - http://top100.rambler.ru/resStats/1945250/?url=%2F%3Fquery%3Dgosuslugi.ru

Я сложил данные по просмотрам страниц с декабря 2009 по декабрь 2010 – получилось чуть больше 54 млн. С 6-ю с небольшим миллионами в январе 2011 как раз и получаются те 60 млн, которые называл г-н Липов.

Теперь разберемся с загранпаспортами. За май-декабрь 2010 (т.е., за те 8 месяцев, когда можно было реально обратиться за услугой оформления паспорта) на сайте зафиксировано немногим более 33 млн просмотров страниц, т.е. на каждый из реально полученных 73 тыс. паспортов в 2010 году приходится примерно 450 просмотров страниц портала.
За январь-апрель 2011 общее число просмотров страниц составило немногим более 32 млн. Учитывая, что число номинально доступных госуслуг на портале возросло (а, значит, возросло и число просмотров страниц по этим услугам), следует допустить, что на один реальный загранпаспорт теперь должно приходиться существенно большее число «паразитных» просмотров страниц. Но, ради упрощения полагая, что соотношение «1 паспорт = 450 просмотров» сохранилось и в 2011 году, приходим к тому, что за 4 месяца 2011 года могло быть реально изготовлено не более тех же самых 70-ти с небольшим тысяч паспортов. Т.е., за все время функционирования портала госуслуг было изготовлено порядка 150 тыс. загранпаспортов по онлайновым заявлениям граждан. Еще 200 тысяч – наглая статистика фантазии г-на Массуха.

Dixi. Sapienti sat.

Ну и в конце я решил все-таки пояснить название поста и один специфический термин внутри него – для тех, кто не совсем (или – совсем не) в теме. Хорошо известен афоризм британского премьер-министра Бенджамина Дизраэли: «Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Практика победных реляций о триумфальном шествии электронных госуслуг по бескрайним просторам России заставила меня дополнить эту классификацию четвертым элементом – наглой статистикой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий