28 октября 2011 г.

Э-Реалити. S01E02. «Наглая Э-Статистика». P05. ТщательнЕй надо, ребята!

Это незапланированный пост. Предыдущий сюжет нагло-статистического эпизода я закончил такими словами:
И да – на обозримое будущее я отбил у себя охоту анализировать «статистику» Минкомсвязи по порталу госуслуг. В задуманной аналитической серии постов напишу еще один пост про то, как бы я выстраивал честную статистику (хотя, думающим людям это и так очевидно) – и, пожалуй, завяжу со статистикой. Ну, если только г-н Массух не выдаст очередной перл, против которого я не смогу устоять...

Вот и не устоял. Правда, свой короткий период молчаливого воздержания от я прервал не благодаря г-ну Массуху, а стараниями безымянного ведущего официального ЖЖ-блога портала госуслуг – gosuslugi. Вчера в одном из постов блога появилась табличка, которую я цитирую ниже:


Понятно, что при моем неравнодушии к портально-услужливым цифиркам, я не мог отказать себе в удовольствии сопоставить белое на голубом с черным по белому. Черное по белому появилось на Синусе около десять дней назад, а неделю назад я слегка прошелся танком по этим данным.

Чтобы читатели не прыгали между двумя постами, я еще раз дублирую табличку из синусной публикации:


Ключевой недостаток обеих таблиц в том, что они не привязаны к конкретным датам. В сине-белой табличке есть сноска - «*Данные на сентябрь 2011 года», в черно-белой нет даже и такого (по косвенным признакам я отнес цифры из нее к середине октября 2011 – главным образом, потому, что к табличке прилагалась еще численность пользователей госпортала, которая была явно пост-сентябрьской).
Прежде, чем начать свой злопыхательский беспристрастный анализ, я, как честный человек, решил поинтересоваться у владельца блога – откуда дровишки какова актуальность данных. Сделал я это крайне вежливо, доказательством тому – скриншот моего коммента в посте:


Мой вопрос остался без ответа (что также видно по скрину), но, думаю, совсем не потому, что у хозяина блога не было времени мне ответить (в конце концов, я бы удовлетворился и коротким ответом типа: «Сейчас не готов ответить, уточню – сообщу») – после моего коммента он, как минимум,ответил в посте на один более поздний коммент и разместил в журнале еще один большой пост. Хотя, я честно сообщил о своем намерении опять поглумиться поверить алгеброй гармонию. Ну, на нет и суда нет...

Кстати, именно вот по этому нагло-лингвистическому обороту – «данные на сентябрь...» - безошибочно узнается минкомсвязевское происхождение таблички, которая, скорее всего, выдрана из какой-то бравурной презентации для высокого начальства. Потому что это вполне в духе министра Щеголева, вот как он про затраты на э-правительство высказался (тоже на Синусе – жирный шрифт мой):
В России к настоящему моменту на проект электронного правительства, включая систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), портал госуслуг и частично - апгрейд ИТ-систем, потрачено около $150 млн (около 4,5 млрд руб.), говорит Щеголев.

Ну, чтобы не быть излишне пристрастным, я посчитал, что «данные на сентябрь» - это на начало сентября. И что сосчитаны эти данные были в течение текущего, 2011-го года, т.е. за 8 месяцев. Любой объективный читатель понимает, что этими своими допущениями я лью воду на мельницу оппонента создаю более благоприятный статистический ландшафт для Минкомсвязи (фактически, я подарил министерству все цифры по 2010-му году).

Итак, начнем складывать цифры из сине-белой таблички. Для начала посмотрим на общую сумму по всем 10-ти приведенным услугам – 2 млн 108 тыс. У меня есть два минкомсвязевских слайда из разных презентаций, датируемых соответственно началом и концом сентября 2011 (приводить здесь их не буду, но если кто-то станет настаивать, дам ссылки на первоисточники). В обоих стоит абсолютно одинаковая суммарная цифра э-госуслуг за весь период работы портала – 2 млн 255 тыс. Для меня из этого факта вытекает два вполне очевидных вывода:
  • Во-первых, в Минкомсвязи собирают статистику по э-госуслугам от силы 1 раз в месяц
  • Во-вторых, львиная доля статистики собирается по 10-ти наиболее популярным (а я бы сказал точнее – более-менее работоспособным) госуслугам.
 Кстати, если сложить 5 позиций из бело-черной таблички, отнесенной к середине октября 2011, то получится уже 2 млн 533 тыс. Т.е., получается, что за 1,5 последних месяца счетчик накрутился на 278 тыс. услуг, что превышает средний темп за весь период работы портала в 1,4 раза. Вы верите такому скачку?

Ладно, я отвлекся. Возвращаемся к складыванию цифр из сине-белой таблички:
  1. Проверка наличия выписанных штрафов на автомобиль (поз. 1) – 701+ тыс.
  2. Оформление загранпаспортов (поз. 2, 6 и 8) – 565+ тыс.
  3. Информация о состоянии ИЛС в ПФ (поз. 3, 4 и 7) – 605+ тыс.
  4. Информация о налоговой задолженности (поз. 5) – 138+ тыс.
  5. Регистрационный учет ТС (поз. 9) – 51,8 тыс.
  6. Выписка из Фед.реестра лиц, имеющих право на гос. социальную помощь – 46+ тыс.
Я не буду нудно сравнивать цифры из двух табличек – имеющий глаза да увидит. Прокомментирую тоже коротко, известной фразой М.М.Жванецкого, вынесенной в заголовок поста: «ТщатЕльней надо, ребята!»

А теперь посмотрим на данные из другого источника – МВД.
03.10.2011 в пресс-центре РИА «Новости» состоялась пресс-конференция начальника Департамента информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации, генерал-лейтенанта внутренней службы Михаила Тюркина на тему: «О переходе МВД России с 1 октября 2011 года на предоставление государственных услуг в электронном виде». Полную (более часа) видеозапись этой пресс-коференции можно посмотреть на сайте РИА «Новости», а очень приличный текстовый пересказ почитать на сайте ICT-Online.Ru. Приводимые ниже цифры на видеозаписи начинают звучать с самого начала 21-ой минуты.

Вот цифры по электронным госуслугам МВД, которые привел М.Тюркин (думается, ему не было нужды приуменшать успехи своего ведомства):
  1. Технический осмотр транспортных средств:  2010 г. – 1 576 человек, 8 месяцев 2011 г. – 22 240 человек
  2. Регистрация автотранспортных средств и прицепов к ним: 2010 г. – 405 человек, 2011 г. – 26 тыс.
  3. Квалификационые экзамены на получение прав на управление ТС: 2010 г. – 461 человек, 2011 г. – 8 тыс.
  4. Информация об административных нарушениях в области дорожного движения: 2010 г. – менее 200 тыс., 2011 г. – более 550 тыс.
Кстати, обращаю внимание, что на пресс-конференции, проходящей 3-го октября, М.Тюркин особо подчеркивает, что сообщает данные за 8 месяцев года, статистика за 9 месяцев должна была появиться еще только через 3 дня. Это я все про наглую лингвистику другого министерства вспоминаю на контрасте – «к настоящему моменту», «на сегодня», «данные на ...».

Еще раз повторю – тщатЕльней надо...

1 комментарий:

  1. )) у нас везде так.
    радуемся первому предложению на cnews
    "На сегодняшний день к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) подключились 20 из 83 субъектов федерации."
    Подробнее: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2011/10/26/461875

    26-го сижу на совете главных конструкторов региональной информатизации. господин Гуртов Д.В. (ОАО Ростелеком) спрашивает зал: Поднимите руки кто подключился к ЕСМЭВ?
    Ожидал наверно лес рук! подняло два региона! ))
    из 200 человек в зале - 2!... 25-го на Комиссии правительственной Володин вздул всех, без разбору и сказал что надо к 1 марта 2012 все регионы подключить... всем работать!

    теперь беря календарик мы видим что Минкомсвязь и РТК должен подключать по одному региону в день... иначе не успеет...

    ОтветитьУдалить