Это
незапланированный пост. Предыдущий сюжет нагло-статистического эпизода я
закончил такими словами:
И
да – на обозримое будущее я отбил у себя охоту анализировать «статистику»
Минкомсвязи по порталу госуслуг. В задуманной аналитической серии постов напишу
еще один пост про то, как бы я выстраивал честную статистику (хотя, думающим
людям это и так очевидно) – и, пожалуй, завяжу со статистикой. Ну, если только
г-н Массух не выдаст очередной перл, против которого я не смогу устоять...
Вот
и не устоял. Правда, свой короткий период молчаливого воздержания от я прервал
не благодаря г-ну Массуху, а стараниями безымянного ведущего официального
ЖЖ-блога портала госуслуг – gosuslugi. Вчера в одном из постов блога появилась
табличка, которую я цитирую ниже:
Понятно,
что при моем неравнодушии к портально-услужливым цифиркам, я не мог отказать себе в удовольствии сопоставить белое на голубом с черным по белому. Черное
по белому появилось на Синусе около десять дней назад, а неделю назад я слегка
прошелся танком по этим данным.
Чтобы
читатели не прыгали между двумя постами, я еще раз дублирую табличку из
синусной публикации:
Ключевой
недостаток обеих таблиц в том, что они не привязаны к конкретным датам. В
сине-белой табличке есть сноска - «*Данные на сентябрь 2011 года», в
черно-белой нет даже и такого (по косвенным признакам я отнес цифры из нее к
середине октября 2011 – главным образом, потому, что к табличке прилагалась еще
численность пользователей госпортала, которая была явно пост-сентябрьской).
Прежде,
чем начать свой злопыхательский беспристрастный анализ, я, как честный
человек, решил поинтересоваться у владельца блога – откуда дровишки
какова актуальность данных. Сделал я это крайне вежливо, доказательством тому –
скриншот моего коммента в посте:
Мой
вопрос остался без ответа (что также видно по скрину), но, думаю, совсем не
потому, что у хозяина блога не было времени мне ответить (в конце концов, я бы
удовлетворился и коротким ответом типа: «Сейчас не готов ответить, уточню –
сообщу») – после моего коммента он, как минимум,ответил в посте на один более
поздний коммент и разместил в журнале еще один большой пост. Хотя, я честно
сообщил о своем намерении опять поглумиться поверить алгеброй гармонию. Ну,
на нет и суда нет...
Кстати,
именно вот по этому нагло-лингвистическому
обороту – «данные на сентябрь...» - безошибочно узнается минкомсвязевское
происхождение таблички, которая, скорее всего, выдрана из какой-то бравурной
презентации для высокого начальства. Потому что это вполне в духе министра
Щеголева, вот как он про затраты на э-правительство высказался (тоже на Синусе
– жирный шрифт мой):
В
России к настоящему моменту на
проект электронного правительства, включая систему межведомственного
электронного взаимодействия (СМЭВ), портал госуслуг и частично - апгрейд
ИТ-систем, потрачено около $150 млн (около 4,5 млрд руб.), говорит Щеголев.
Ну,
чтобы не быть излишне пристрастным, я посчитал, что «данные на сентябрь» - это на начало сентября. И что сосчитаны эти
данные были в течение текущего, 2011-го
года, т.е. за 8 месяцев. Любой объективный читатель понимает, что этими
своими допущениями я лью воду на мельницу оппонента создаю более
благоприятный статистический ландшафт для Минкомсвязи (фактически, я подарил
министерству все цифры по 2010-му году).
Итак,
начнем складывать цифры из сине-белой таблички. Для начала посмотрим на общую
сумму по всем 10-ти приведенным услугам – 2 млн 108 тыс. У меня есть два
минкомсвязевских слайда из разных презентаций, датируемых соответственно началом
и концом сентября 2011 (приводить здесь их не буду, но если кто-то станет
настаивать, дам ссылки на первоисточники). В обоих стоит абсолютно одинаковая
суммарная цифра э-госуслуг за весь период работы портала – 2 млн 255 тыс. Для
меня из этого факта вытекает два вполне очевидных вывода:
- Во-первых,
в Минкомсвязи собирают статистику по э-госуслугам от силы 1 раз в месяц
- Во-вторых,
львиная доля статистики собирается по 10-ти наиболее популярным (а я бы
сказал точнее – более-менее работоспособным) госуслугам.
Кстати,
если сложить 5 позиций из бело-черной таблички, отнесенной к середине октября
2011, то получится уже 2 млн 533 тыс. Т.е., получается, что за 1,5 последних месяца
счетчик накрутился на 278 тыс. услуг, что превышает средний темп за весь период
работы портала в 1,4 раза. Вы верите такому скачку?
Ладно,
я отвлекся. Возвращаемся к складыванию цифр из сине-белой таблички:
- Проверка
наличия выписанных штрафов на автомобиль (поз. 1) – 701+ тыс.
- Оформление
загранпаспортов (поз. 2, 6 и 8) – 565+ тыс.
- Информация
о состоянии ИЛС в ПФ (поз. 3, 4 и 7) – 605+ тыс.
- Информация
о налоговой задолженности (поз. 5) – 138+ тыс.
- Регистрационный
учет ТС (поз. 9) – 51,8 тыс.
- Выписка
из Фед.реестра лиц, имеющих право на гос. социальную помощь – 46+ тыс.
Я
не буду нудно сравнивать цифры из двух табличек – имеющий глаза да увидит.
Прокомментирую тоже коротко, известной фразой М.М.Жванецкого, вынесенной в
заголовок поста: «ТщатЕльней надо, ребята!»
А
теперь посмотрим на данные из другого источника – МВД.
03.10.2011
в пресс-центре РИА «Новости» состоялась пресс-конференция начальника
Департамента информационных технологий, связи и защиты информации Министерства
внутренних дел Российской Федерации, генерал-лейтенанта внутренней службы
Михаила Тюркина на тему: «О переходе МВД России с 1 октября 2011 года на
предоставление государственных услуг в электронном виде». Полную (более часа)
видеозапись этой пресс-коференции можно посмотреть на сайте
РИА «Новости», а очень приличный текстовый пересказ почитать на сайте ICT-Online.Ru. Приводимые ниже цифры
на видеозаписи начинают звучать с самого начала 21-ой минуты.
Вот
цифры по электронным госуслугам МВД, которые привел М.Тюркин (думается, ему не
было нужды приуменшать успехи своего ведомства):
- Технический
осмотр транспортных средств: 2010
г. – 1 576 человек, 8 месяцев 2011 г. – 22 240 человек
- Регистрация
автотранспортных средств и прицепов к ним: 2010 г. – 405 человек, 2011 г. –
26 тыс.
- Квалификационые
экзамены на получение прав на управление ТС: 2010 г. – 461 человек, 2011
г. – 8 тыс.
- Информация
об административных нарушениях в области дорожного движения: 2010 г. –
менее 200 тыс., 2011 г. – более 550 тыс.
Кстати,
обращаю внимание, что на пресс-конференции, проходящей 3-го октября, М.Тюркин
особо подчеркивает, что сообщает данные за 8 месяцев года, статистика за 9
месяцев должна была появиться еще только через 3 дня. Это я все про наглую
лингвистику другого министерства вспоминаю на контрасте – «к настоящему моменту»,
«на сегодня», «данные на ...».
Еще
раз повторю – тщатЕльней надо...
)) у нас везде так.
ОтветитьУдалитьрадуемся первому предложению на cnews
"На сегодняшний день к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) подключились 20 из 83 субъектов федерации."
Подробнее: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2011/10/26/461875
26-го сижу на совете главных конструкторов региональной информатизации. господин Гуртов Д.В. (ОАО Ростелеком) спрашивает зал: Поднимите руки кто подключился к ЕСМЭВ?
Ожидал наверно лес рук! подняло два региона! ))
из 200 человек в зале - 2!... 25-го на Комиссии правительственной Володин вздул всех, без разбору и сказал что надо к 1 марта 2012 все регионы подключить... всем работать!
теперь беря календарик мы видим что Минкомсвязь и РТК должен подключать по одному региону в день... иначе не успеет...