24 октября 2011 г.

Э-Реалити. S01E01. «Госуслуги: Испытано на себе». P04. «Письма счастья» от ГИБДД

В отличие от предыдущих трех сюжетов эпизода «Испытано на себе», этот я намерен уместить в один пост. И в нем не будет душераздирающих подробностей о моих попытках получения очередной госуслуги и жестоком противостоянии мне портала имени этих самых услуг. Ибо «Информирование о наличии административных правонарушений в области дорожного движения» (так длинно-официально называется этой действо на портале) – одна из немногих «услуг», которые все-таки худо-бедно работают. Почему я беру здесь слово «услуга» в кавычки, я писал уже много раз, так что не буду надоедать занудством. А вот почему худо-бедно – про это как раз и будет пост.

В наглой статистике Минкомсвязи эта «услуга»-крутилка стоит на первом месте – почти 900 тысяч обращений на середину октября 2011, и, наверняка, скоро выйдет победный релиз о преодолении данной «услугой» миллионного рубежа. Я бы на месте порталологов обязательно отметил это событие очередным вручением какого-нибудь ценного подарка миллионому получателю «услуги». iPad, думаю, было бы не совсем правильно (а то юбиляр еще и кино начнет за рулем смотреть или в игрушки играть), а вот радар-детектор (и обязательно чтоб опознавал сигнал от «треножников») пригодился бы в самый раз.

Может, и мне этот подарок обломится – я ж ведь признавался, что имею грехи по части ПДД, и эти мои грехи как раз на портале и можно посмотреть. Что я и делаю регулярно, в смысле - как грешу, так и смотрю. В настоящий момент перечень моих достижений по версии портала госуслуг выглядит так:


Конечно, я понимаю, что нарушать правила ДД нехорошо, и не оспариваю право государства выполнять свою функцию по надзору за соблюдением этих правил. В свое оправдание могу отметить, что я достаточно стабилен в своих нарушениях и практически не выхожу за коридор нарушения 20-40 км/ч (единственный случай, где этот коридор был превышен, требует отдельного упоминания, и о нем будет ниже). В реальности, практически во всех остальных случаях моя скорость превышала разрешенные 60 км/ч на 22-26 км/ч, т.е. я переходил негласно разрешенную границу 80 км/ч (ни одна из камер ГАИ не фиксирует первышение скорости менее, чем на 20 км/ч, т.к. это просто экономически нецелесообразно – штраф составляет 100 руб, а расходы на пересылку заказного с уведомлением «письма счастья» 103,4 руб) всего лишь на 2-6 км/ч, и то – просто потому, что некому было моргнуть фарами со встречной полосы.

Ну так вот – я нарушаю, государство в лице ГИБДД выполняет свою функцию и фиксирует мои нарушения, а портал госуслуг по моим запросам информирует меня о зафиксированных нарушениях, попутно накручивая свой счетчик статистики. Казалось бы, все стороны должны быть довольны. Ан нет! Ведь нарушение с моей стороны – не самоцель для последующего захода на портал, а интересы государства не заканчиваются информированием, оно же хочет еще и штраф с меня поиметь. И именно в связи с этим своим крайним желанием, государство присылает мне те самые «письма счастья». Присылает, используя каналы доставки Почты России (т.е., я де-факто становлюсь получателем еще одной госуслуги – на этот раз, от почтового ведомства), и надеется на встречную любезность с моей стороны – что я оплачу штраф, т.е поспособствую выполнению еще одной государственной функции, уж не знаю, как она там правильно называется и за каким ведомством числится (скорее всего, за Федеральным Казначейством, т.к. именно его реквизиты стоят в квитанции на оплату штрафа). Ну и, наконец, в самом конце этой цепочки взаимодействий с государством я рассчитываю на то, что после уплаты штрафа (а я все-таки стараюсь оказывать государству эту небольшую любезность, которая почти ничего мне не стоит – от силы 300 руб в месяц, и то не каждый), государство забудет обо мне – в хорошем смысле этого слова. Т.е., отметит в записи о нарушении ПДД факт уплаты штрафа и не будет в дальнейшем приставать ко мне с непристойными предложениями в виде службы судебных приставов - вот уж чьи госуслуги я точно не горю желанием получить...

Собственно, я привел выше всю эту цепочку функционально-услужливого госвзаимодействия, чтобы показать, что информация о штрафах никакая не услуга не только с ИТ-шной точки зрения (о чем я как раз и писал раньше неоднократно), но и с государственной – государству нужно же не только проинформировать меня о назначенном штрафе, но и взыскать этот самый штраф. Причем, и проинформировать, и взыскать государство хотело бы (ну я так думаю, возможно, что сильно и заблуждаюсь) в максимально-эффективной форме, т.е. с минимальными финансовыми затратами. А я, со своей стороны, хотел бы отплатить родному государству с минимальными потерями времени - ибо по части денег договориться все равно не удастся, мы же не на рынке и не на большой дороге :).

В моем конкретном случае потери времени связаны еще и с тем, что у меня не совпадают адрес регистрации и адрес фактического проживания – зарегистрирован я в Москве, а проживаю в Подмосковье. Соответственно, все «письма счастья» приходят на мой московский адрес, и узнаю об их приходе я сильно задним числом, когда приезжаю, чтобы забрать из почтового ящика квитанции для оплаты услуг ЖКХ. А так как езжу я за ЖКХ-шными бумажкками далеко не каждый месяц, то и извещения о заказных письмах из ГИБДД получаю, когда бывает уже поздно – месяц ожидания прошел, и почта отправила мое заказное письмо назад отправителю. Что характерно, ни одно из возвращенных в ГИБДД писем (а таких было уже 4) повторно не пришло по моему адресу – видимо, тоже из соображений экономической целесообразности, это ж надо еще раз 103,4 руб потратить, а лосенок штраф и так совсем маленький.

Вообще говоря, я-то и «услугой» портала по части информирования о штрафах пользуюсь именно затем, чтобы узнать о факте фиксации нового штрафа (хотя, с августа, тьфу-тьфу, ГИБДД миловала), и затем доехать в Москву за «письмом счастья» и оплатить штраф. Но не всегда получается – иногда по два-три месяца мои пути в Москве проходят сильно в стороне от места моей регистрации. Так что, пользы мне от этой «услуги» портала не так уж и много – с таким же успехом я мог бы и без всякого портала просто периодически доезжать до своего почтового ящика и смотреть, чего мне там наприсылали.

И не только пользы немного, но и вред прямой имеется.
Во-первых, оплаченные штрафы не исчезают из списка. Если посмотреть на скриншот в начале поста, то там видно, что самый ранний штраф числится от 25.04.2011, за ним идет майский на 1000 руб (его я, правда, так и не оплатил – пока), а потом два июльских – оба оплачены мною. Т.е., штрафы оплачены в мае и в июле, но до сих пор висят в списке. Кто виноват – ГИБДД-шная база, в которой почему-то нет отметок об уплате, или портал госуслуг, который не понимает, где эти самые отметки искать, чтобы лишние штрафы не показывать в списке? Я не знаю.
Во-вторых, портал умудряется сосчитывать штрафы по 2 раза. Обратите внимание на позиции 1-2 и 7-8 в перечне штрафов. Это одна и та же пара штрафов, которые я умудрился заработать в течение одного дня, 02.08.2011, менее, чем за 2 часа (в 12:07 и 14:00), в одном и том же месте – я упоминал об этом случае, когда описывал загранпаспортные злоключения. Отличаются эти две пары записей только тем, что в позициях 1-2 заполнены колонки «Место составления протокола» и «Подразделение, выявившее нарушение». Кстати, когда я снимал с учета свою старую «девятку», в ГАИ меня проверяли и на наличие штрафов тоже (правда, факт существования штрафа не препятствует проведению регистрационных действий) – так вот там в справке были только реальные нарушения, никаких дублей не было.

Ну, думаю, что в этом месте нормальным читателям уже понятно, какую мысль я пытаюсь донести. Для инопланетян чиновников же Минкомсвязи и архитекторов портала я все-таки разложу по полочкам – вот как должна бы выглядеть реально востребованная и, увы, весьма регулярная госуслуга:
  1. Информировать нарушителя ПДД о зафиксированном факте нарушения желательно в режиме «push», а не в режиме «pull», т.е. информация должна активно доставляться до получателя по всем возможным каналам коммуникаций – прежде всего, онлайновым. На портале госуслуг есть мои адрес электронной почты и номер мобильного телефона – я вводил эти сведения при первичной регистрации. Почему бы в рамках той самой СМЭВ не предусмотреть возможность для ГИБДД осуществлять проверку – зарегистрирован ли нарушитель на портале или нет? Если да – извещение о нарушении ему можно отправить по электронной почте и/или SMS, что не отменяет возможности отправки бумажного «письма счастья», если бумажная форма требуется по закону (хотя вполне можно было бы уравнять в правах бумажную и электронную форму извещения – тем более, что вложение электронного письма можно распечатать). Т.е., в идеале можно было бы вообще отказаться от участии в процессе Почты России – по крайней мере, в отношении пользователей портала госуслуг.
  2. Пока же режим «push» у нас только имитируется отправкой сначала бумажного заказного письма, а потом опусканием в почтовый ящик регулярных – раз в неделю – напоминалок-извещений об этом самом письме. В условиях, когда адресат может не проживать по месту регистрации (что не такая уж и редкость в наши дни), эти извещения напоминают мне старый анекдот из «лихих 90-х»: «Это МобилПейджКом? Передайте сообщение для абонента 1565. Вася, ты забыл свой пейджер дома!» А почему бы Почте России (тоже государственному ведомству, призванному оказывать, среди прочих, и электронные услуги) не перейти на отправку извещений в электронные ящики получателя вместо железных ящиков в подъездах? Портал есть, СМЭВ есть (в этом месте я ехидно ухмыляюсь, но это уже тема для другого сюжета) – вперед, действуйте!
Вот тут недавно г-н Массух снова про электронную госпочту вспоминал, обещал, что уже в этом году запустят такую фичу для пользователей портала. Мне вот только интересно – будет ли эта э-госпочта односторонней или все-таки двухсторонней? Т.е., можно ли будет через нее не только что-то писать в ведомства, ожидая ответа все те же определенные законом 30 дней, но и получать от ведомств исходящую информацию – те же извещения о штрафах, о заказных письмах, о платежках ЖКХ и т.п.?
  1. Переходим к оплате штрафов. Здесь все традиционно – Сбербанк, очередь, наличные деньги (для меня остается загадкой, почему при проведении различных платежей в Сбербанке нельзя использовать банковскую карту – нужно вносить платеж только «налом»). А почему бы не дать пользователям портала возможность проводить платежи (не только штрафы - те же пошлины требуется оплачивать по большинству госуслуг) прямо через портал? Почему бы Федеральному Казначейству, на счета различных подразделений которого как раз и поступают платежи получателей госуслуг, не предоставить пользователям такую реально востребованную электронную услугу? Ведь занимающий нынче пост директора департамента ИТ и связи правительства РФ А.Попов (и на этом посту уже не хуже г-на Массуха освоившийся в рассказывании э-сказок про междупланетные шахматные конгрессы в Нью-Васюках порталы, СМЭВ и т.п.) еще восемь месяцев назад был заместителем руководителя ФК по ИТ и, потратив на автоматизацию ведомства более 15 миллиардов рублей (это, если кто не понимает в рублях, более 500 млн долларов), вроде бы должен понимать, как эти самые электронные платежи построить – за разумные деньги и время. Но что-то пока не слышно про такие новации на портале.
  2. Ну и, наконец, фиксация факта оплаты штрафа. Мне до сих пор непонятно – кто из ведомств больше тормозит, Казначейство или ГИБДД. Я пять лет проработал в банке и хорошо представляю, как и в какие сроки осуществляются платежи и проводятся операции по квитовке платежей. Я еще могу допустить, что реально оплаченный штраф может провисеть в статусе неоплаченного несколько дней, ну пускай – две недели. Но не 6-8 месяцев же! Или все-таки в ГИБДД информация об оплате поступает оперативно, а безбожно тормозит уже именно портал госуслуг?
Помните, еще не так давно нужно было после оплаты штрафа обязательно доехать до любого поста ГИБДД и оставить там квитанцию об оплате – в качестве доказательства реально выполненного платежа. Сейчас это требование отменили – видно за пол-«ярда» долларов Казначейство и ГИБДД научились как-то обмениваться информацией без вовлечения в этот процесс первичных источников своего благосостояния собственно водителей. Ну так дайте уже сколько там нужно денег (я думаю – сильно меньше, чем ушло в ФК) еще и порталоарбайтерам – пусть и они, наконец-то научатся.

Вот так примерно я подходил бы к электронизации госуслуг, если бы начальником портала был я. С остальными «услугами-крутилками» можно было бы примерно такую же проработку провести. Только никому это, увы, не нужно. У нас же портал не для пользователей строят, а для начальственных димочки, вовочки и игорька начальственной галочки. Да, честно говоря, и не только портал, а все электронное правительство.
А вы разве не знали?

А, да – я же еще обещал рассказать, за что на штраф в 1000 рублей налетел.
По дороге на дачу, двигаясь по Дмитровскому шоссе, я проезжаю через большой поселок Деденево. Так вот, к открытию дачного сезона сотрудники ГИБДД Дмитровского района подготовили всем автомобилистам сюрпри-и-из – буквально через 50 метров после белой таблички с названием населенного пункта они приноровились устанавливать неприметно в кустах свой «треножник». Известно, как у нас на дорогах соблюдают правила: скорость в населенном пункте, конечно, снижают, но обычно начинают это делать как раз таки уже после белой таблички, на первых нескольких сотнях метров. А тут, только табличка справа промелькнула и уже – бац! –«Улыбнитесь, вас снимает скрытая камера!» Вот, собственно, и вуаля – меня тоже так сосчитали. Формально, конечно, ГИБДД права – регламентированную скорость нужно соблюдать с первого сантиметра населенного пункта. Но улучшилась ли дорожная ситуация и безопасность пешеходов в Деденеве от такой «засады»? Мимо камеры, которая устанавливается на одном и том же месте практически каждый день в течение всего лета и осени, машины теперь проезжают «шепотом», а вот после нее разгоняются до более привычных 80-90 км/ч. И как раз на такой скорости едут уже через весь поселок.

Зато у ГИБДД улучшилась виртуальная собираемость штрафов (выписать штраф – полдела, нужно же добиться еще его оплаты, но это уже не забота ГИБДД), а на портале госуслуг неизменно растет востребованность «услуги» - «Информирование о нарушениях в области дорожного движения» (тоже – без всякой заботы о последующей оплате за эти нарушения).

И вот так у них все (цы)...

Комментариев нет:

Отправить комментарий