В отличие от
предыдущих трех сюжетов эпизода «Испытано на себе», этот я намерен уместить в
один пост. И в нем не будет душераздирающих подробностей о моих попытках
получения очередной госуслуги и жестоком противостоянии мне портала имени этих
самых услуг. Ибо «Информирование о наличии административных правонарушений в
области дорожного движения» (так длинно-официально называется этой действо на
портале) – одна из немногих «услуг», которые все-таки худо-бедно работают.
Почему я беру здесь слово «услуга» в кавычки, я писал уже много раз, так что не
буду надоедать занудством. А вот почему худо-бедно – про это как раз и будет
пост.
В
наглой статистике Минкомсвязи эта «услуга»-крутилка стоит на первом месте –
почти 900 тысяч обращений на середину октября 2011, и, наверняка, скоро выйдет
победный релиз о преодолении данной «услугой» миллионного рубежа. Я бы на месте
порталологов обязательно отметил это событие очередным вручением какого-нибудь
ценного подарка миллионому получателю «услуги». iPad,
думаю, было бы не совсем правильно (а то юбиляр еще и кино начнет за рулем
смотреть или в игрушки играть), а вот радар-детектор (и обязательно чтоб
опознавал сигнал от «треножников») пригодился бы в самый раз.
Может,
и мне этот подарок обломится – я ж ведь признавался, что имею грехи по части
ПДД, и эти мои грехи как раз на портале и можно посмотреть. Что я и делаю
регулярно, в смысле - как грешу, так и смотрю. В настоящий момент перечень моих
достижений по версии портала госуслуг выглядит так:
Конечно,
я понимаю, что нарушать правила ДД нехорошо, и не оспариваю право государства
выполнять свою функцию по надзору за соблюдением этих правил. В свое оправдание
могу отметить, что я достаточно стабилен в своих нарушениях и практически не
выхожу за коридор нарушения 20-40 км/ч (единственный случай, где этот коридор
был превышен, требует отдельного упоминания, и о нем будет ниже). В реальности,
практически во всех остальных случаях моя скорость превышала разрешенные 60
км/ч на 22-26 км/ч, т.е. я переходил негласно разрешенную границу 80 км/ч (ни
одна из камер ГАИ не фиксирует первышение скорости менее, чем на 20 км/ч, т.к. это
просто экономически нецелесообразно – штраф составляет 100 руб, а расходы на пересылку
заказного с уведомлением «письма счастья» 103,4 руб) всего лишь на 2-6 км/ч, и
то – просто потому, что некому было моргнуть фарами со встречной полосы.
Ну
так вот – я нарушаю, государство в лице ГИБДД выполняет свою функцию и
фиксирует мои нарушения, а портал госуслуг по моим запросам информирует меня о
зафиксированных нарушениях, попутно накручивая свой счетчик статистики. Казалось
бы, все стороны должны быть довольны. Ан нет! Ведь нарушение с моей стороны –
не самоцель для последующего захода на портал, а интересы государства не
заканчиваются информированием, оно же хочет еще и штраф с меня поиметь. И
именно в связи с этим своим крайним желанием, государство присылает мне те
самые «письма счастья». Присылает, используя каналы доставки Почты России (т.е.,
я де-факто становлюсь получателем еще одной госуслуги – на этот раз, от
почтового ведомства), и надеется на встречную любезность с моей стороны – что я
оплачу штраф, т.е поспособствую выполнению еще одной государственной функции,
уж не знаю, как она там правильно называется и за каким ведомством числится
(скорее всего, за Федеральным Казначейством, т.к. именно его реквизиты стоят в
квитанции на оплату штрафа). Ну и, наконец, в самом конце этой цепочки
взаимодействий с государством я рассчитываю на то, что после уплаты штрафа (а я
все-таки стараюсь оказывать государству эту небольшую любезность, которая почти
ничего мне не стоит – от силы 300 руб в месяц, и то не каждый), государство
забудет обо мне – в хорошем смысле этого слова. Т.е., отметит в записи о
нарушении ПДД факт уплаты штрафа и не будет в дальнейшем приставать ко мне с
непристойными предложениями в виде службы судебных приставов - вот уж чьи
госуслуги я точно не горю желанием получить...
Собственно,
я привел выше всю эту цепочку функционально-услужливого госвзаимодействия,
чтобы показать, что информация о штрафах никакая не услуга не только с ИТ-шной
точки зрения (о чем я как раз и писал раньше неоднократно), но и с
государственной – государству нужно же не только проинформировать меня о
назначенном штрафе, но и взыскать этот самый штраф. Причем, и проинформировать,
и взыскать государство хотело бы (ну я так думаю, возможно, что сильно и
заблуждаюсь) в максимально-эффективной форме, т.е. с минимальными финансовыми затратами.
А я, со своей стороны, хотел бы отплатить родному государству с минимальными
потерями времени - ибо по части денег договориться все равно не удастся, мы же не
на рынке и не на большой дороге :).
В
моем конкретном случае потери времени связаны еще и с тем, что у меня не
совпадают адрес регистрации и адрес фактического проживания – зарегистрирован я
в Москве, а проживаю в Подмосковье. Соответственно, все «письма счастья»
приходят на мой московский адрес, и узнаю об их приходе я сильно задним числом,
когда приезжаю, чтобы забрать из почтового ящика квитанции для оплаты услуг
ЖКХ. А так как езжу я за ЖКХ-шными бумажкками далеко не каждый месяц, то и
извещения о заказных письмах из ГИБДД получаю, когда бывает уже поздно – месяц ожидания
прошел, и почта отправила мое заказное письмо назад отправителю. Что характерно,
ни одно из возвращенных в ГИБДД писем (а таких было уже 4) повторно не пришло
по моему адресу – видимо, тоже из соображений экономической целесообразности,
это ж надо еще раз 103,4 руб потратить, а лосенок штраф и так совсем
маленький.
Вообще
говоря, я-то и «услугой» портала по части информирования о штрафах пользуюсь
именно затем, чтобы узнать о факте фиксации нового штрафа (хотя, с августа,
тьфу-тьфу, ГИБДД миловала), и затем доехать в Москву за «письмом счастья» и
оплатить штраф. Но не всегда получается – иногда по два-три месяца мои пути в
Москве проходят сильно в стороне от места моей регистрации. Так что, пользы мне
от этой «услуги» портала не так уж и много – с таким же успехом я мог бы и без
всякого портала просто периодически доезжать до своего почтового ящика и
смотреть, чего мне там наприсылали.
И
не только пользы немного, но и вред прямой имеется.
Во-первых,
оплаченные штрафы не исчезают из списка. Если посмотреть на скриншот в начале
поста, то там видно, что самый ранний штраф числится от 25.04.2011, за ним идет
майский на 1000 руб (его я, правда, так и не оплатил – пока), а потом два
июльских – оба оплачены мною. Т.е., штрафы оплачены в мае и в июле, но до сих
пор висят в списке. Кто виноват – ГИБДД-шная база, в которой почему-то нет
отметок об уплате, или портал госуслуг, который не понимает, где эти самые
отметки искать, чтобы лишние штрафы не показывать в списке? Я не знаю.
Во-вторых,
портал умудряется сосчитывать штрафы по 2 раза. Обратите внимание на позиции
1-2 и 7-8 в перечне штрафов. Это одна и та же пара штрафов, которые я умудрился
заработать в течение одного дня, 02.08.2011, менее, чем за 2 часа (в 12:07 и
14:00), в одном и том же месте – я упоминал об этом случае, когда описывал
загранпаспортные злоключения. Отличаются эти две пары записей только тем, что в
позициях 1-2 заполнены колонки «Место составления протокола» и «Подразделение,
выявившее нарушение». Кстати, когда я снимал с учета свою старую «девятку», в
ГАИ меня проверяли и на наличие штрафов тоже (правда, факт существования штрафа
не препятствует проведению регистрационных действий) – так вот там в справке
были только реальные нарушения, никаких дублей не было.
Ну,
думаю, что в этом месте нормальным читателям уже понятно, какую мысль я пытаюсь
донести. Для инопланетян чиновников же Минкомсвязи и архитекторов
портала я все-таки разложу по полочкам – вот как должна бы выглядеть реально
востребованная и, увы, весьма регулярная госуслуга:
- Информировать
нарушителя ПДД о зафиксированном факте нарушения желательно в режиме «push»,
а не в режиме «pull», т.е. информация должна
активно доставляться до получателя по всем возможным каналам коммуникаций –
прежде всего, онлайновым. На портале госуслуг есть мои адрес электронной
почты и номер мобильного телефона – я вводил эти сведения при первичной
регистрации. Почему бы в рамках той самой СМЭВ не предусмотреть
возможность для ГИБДД осуществлять проверку – зарегистрирован ли нарушитель
на портале или нет? Если да – извещение о нарушении ему можно отправить по
электронной почте и/или SMS, что не отменяет возможности отправки
бумажного «письма счастья», если бумажная форма требуется по закону (хотя
вполне можно было бы уравнять в правах бумажную и электронную форму
извещения – тем более, что вложение электронного письма можно
распечатать). Т.е., в идеале можно было бы вообще отказаться от участии в
процессе Почты России – по крайней мере, в отношении пользователей портала
госуслуг.
- Пока же
режим «push» у нас только имитируется отправкой сначала бумажного заказного
письма, а потом опусканием в почтовый ящик регулярных – раз в неделю –
напоминалок-извещений об этом самом письме. В условиях, когда адресат
может не проживать по месту регистрации (что не такая уж и редкость в наши
дни), эти извещения напоминают мне старый анекдот из «лихих 90-х»: «Это МобилПейджКом?
Передайте сообщение для абонента 1565. Вася, ты забыл свой пейджер дома!»
А почему бы Почте России (тоже государственному ведомству, призванному
оказывать, среди прочих, и электронные услуги) не перейти на отправку
извещений в электронные ящики получателя вместо железных ящиков в
подъездах? Портал есть, СМЭВ есть (в этом месте я ехидно ухмыляюсь, но это
уже тема для другого сюжета) – вперед, действуйте!
Вот тут недавно г-н Массух
снова про электронную госпочту вспоминал, обещал, что уже в этом году запустят
такую фичу для пользователей портала. Мне вот только интересно – будет ли эта
э-госпочта односторонней или все-таки двухсторонней? Т.е., можно ли будет через
нее не только что-то писать в ведомства, ожидая ответа все те же определенные
законом 30 дней, но и получать от ведомств исходящую информацию – те же
извещения о штрафах, о заказных письмах, о платежках ЖКХ и т.п.?
- Переходим
к оплате штрафов. Здесь все традиционно – Сбербанк, очередь, наличные
деньги (для меня остается загадкой, почему при проведении различных
платежей в Сбербанке нельзя использовать банковскую карту – нужно вносить
платеж только «налом»). А почему бы не дать пользователям портала
возможность проводить платежи (не только штрафы - те же пошлины требуется
оплачивать по большинству госуслуг) прямо через портал? Почему бы
Федеральному Казначейству, на счета различных подразделений которого как
раз и поступают платежи получателей госуслуг, не предоставить пользователям
такую реально востребованную электронную услугу? Ведь занимающий нынче
пост директора департамента ИТ и связи правительства РФ А.Попов (и на этом
посту уже не хуже г-на Массуха освоившийся в рассказывании э-сказок про
междупланетные
шахматные конгрессы в Нью-Васюках порталы, СМЭВ и т.п.) еще восемь
месяцев назад был заместителем руководителя ФК по ИТ и, потратив на
автоматизацию ведомства более 15 миллиардов рублей (это, если кто не
понимает в рублях, более 500 млн долларов), вроде бы должен понимать, как
эти самые электронные платежи построить – за разумные деньги и время. Но
что-то пока не слышно про такие новации на портале.
- Ну и,
наконец, фиксация факта оплаты штрафа. Мне до сих пор непонятно – кто из
ведомств больше тормозит, Казначейство или ГИБДД. Я пять лет проработал в
банке и хорошо представляю, как и в какие сроки осуществляются платежи и проводятся
операции по квитовке платежей. Я еще могу допустить, что реально оплаченный
штраф может провисеть в статусе неоплаченного несколько дней, ну пускай –
две недели. Но не 6-8 месяцев же! Или все-таки в ГИБДД информация об
оплате поступает оперативно, а безбожно тормозит уже именно портал
госуслуг?
Помните, еще не так давно нужно
было после оплаты штрафа обязательно доехать до любого поста ГИБДД и оставить
там квитанцию об оплате – в качестве доказательства реально выполненного
платежа. Сейчас это требование отменили – видно за пол-«ярда» долларов
Казначейство и ГИБДД научились как-то обмениваться информацией без вовлечения в
этот процесс первичных источников своего благосостояния собственно
водителей. Ну так дайте уже сколько там нужно денег (я думаю – сильно меньше,
чем ушло в ФК) еще и порталоарбайтерам – пусть и они, наконец-то научатся.
Вот
так примерно я подходил бы к электронизации госуслуг, если бы начальником
портала был я. С остальными «услугами-крутилками» можно было бы примерно такую
же проработку провести. Только никому это, увы, не нужно. У нас же портал не для
пользователей строят, а для начальственных димочки, вовочки и игорька начальственной
галочки. Да, честно говоря, и не только портал, а все электронное правительство.
А
вы разве не знали?
А,
да – я же еще обещал рассказать, за что на штраф в 1000 рублей налетел.
По
дороге на дачу, двигаясь по Дмитровскому шоссе, я проезжаю через большой поселок
Деденево. Так вот, к открытию дачного сезона сотрудники ГИБДД Дмитровского
района подготовили всем автомобилистам сюрпри-и-из – буквально через 50 метров
после белой таблички с названием населенного пункта они приноровились
устанавливать неприметно в кустах свой «треножник». Известно, как у нас на
дорогах соблюдают правила: скорость в населенном пункте, конечно, снижают, но
обычно начинают это делать как раз таки уже после белой таблички, на первых
нескольких сотнях метров. А тут, только табличка справа промелькнула и уже –
бац! –«Улыбнитесь, вас снимает скрытая камера!» Вот, собственно, и вуаля – меня
тоже так сосчитали. Формально, конечно, ГИБДД права – регламентированную скорость
нужно соблюдать с первого сантиметра населенного пункта. Но улучшилась ли
дорожная ситуация и безопасность пешеходов в Деденеве от такой «засады»? Мимо
камеры, которая устанавливается на одном и том же месте практически каждый день
в течение всего лета и осени, машины теперь проезжают «шепотом», а вот после
нее разгоняются до более привычных 80-90 км/ч. И как раз на такой скорости едут
уже через весь поселок.
Зато
у ГИБДД улучшилась виртуальная собираемость штрафов (выписать штраф – полдела,
нужно же добиться еще его оплаты, но это уже не забота ГИБДД), а на портале
госуслуг неизменно растет востребованность «услуги» - «Информирование о
нарушениях в области дорожного движения» (тоже – без всякой заботы о
последующей оплате за эти нарушения).
И
вот так у них все (цы)...
Комментариев нет:
Отправить комментарий