Вот только я
собрался переключиться на что-то менее
нагло-статистическое, как Минкомсвязь вернуло меня в суровую э-реальность.
Не далее, как позавчера, на Синусе опубликована заметка «Топ-5 самых
популярных электронных госуслуг в России». Ну как я могу пройти мимо? Вот и
не прохожу. Честно говоря, я начал «не
проходить» прямо в день публикации на Синусе, но, поскольку попутно пришлось
проводить серьезные информационно-изыскательские работы, окончание написания
поста несколько подзатянулось. Зато следующий пост сюжета я намерен
опубликовать вскорости – он логически и математически завершит мой анализ,
начатый в этом посте.
Начну
с основной картинки Синуса – собственно «хит-парада» госуслуг:
И
хоть я уже много раз об этом писал, но приходится повторять еще раз (и думаю, увы,
далеко не в последний): то, что написано
под номерами 1, 2 и 4 – это никакие не услуги, это просто информационные
запросы, отрабатываемые за доли секунды в ведомственных базах данных и
транслируемые на портал. Я даже верю, что именно такое количество – сотни
тысяч – этих запросов отработано к настоящему времени. Но это – не госуслуги!
Это – НЕ госуслуги!! ЭТО – НЕ ГОСУСЛУГИ!!! Больше трех восклицательных знаков
ставить не буду, потому что в интернетах это воспринимается как признак
неадекватности пишущего :).
Итак,
почему – не госуслуги?
Берем
210-ФЗ (можно взять где угодно, я взял на
Гаранте), читаем статью 2 «Основные понятия, используемые в настоящем
Законе», пункт 1 (я слегка подсократил текст – без потери смысла):
государственная услуга, предоставляемая федеральным органом
исполнительной власти [...] - деятельность
по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти
[…], которая осуществляется по запросам
заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами
Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;
Главное
в вышеприведенном определении это то, что государственная услуга – это
деятельность, которая осуществляется по запросам заявителей. Даже не на уровне
строгих формулировок, а просто исходя из здравого смысла, деятельность – это нечто, присущее человеку (тех, кого мое такое
доморощенное определение не устраивает, отсылаю нах в интернеты,
Википедии иже с ними). Второй важный аспект в определении госуслуги – то, что
эта деятельность осуществляется по запросам заявителей.
В
принципе, любому думающему человеку написанного выше должно быть достаточно,
чтобы согласиться со мной. Но меня же могут прочесть не только думающие люди, но
и чиновники Минкомсвязи, так что продолжу.
Вводимый
через портал запрос заявителя в отношении так называемых «госуслуг» 1,2 и 4 из
«Топ-5» Минкомсвязи – одно из двух обязательных условий для того, чтобы
обсуждаемое действо могло бы рассматриваться в качестве полноценной госуслуги.
Но дело в том, что в ответ на этот запрос начинает осуществляться не деятельность, а только лишь функционирование информационной
системы. Деятельности, именно человеческой деятельности – здесь нет!
Мне
могут возразить, что деятельность осуществлялась ранее, когда эти данные
собирались и накапливались в базах данных информационной системы – тогда уж точно
работали люди и, следовательно, деятельность имела место быть. Не буду спорить
– раньше деятельность была. Но эта деятельность осуществлялась не в ответ на
запросы заявителей, а в соответствии с некими ведомственными регламентами, описывающими
требования к государственным функциям и их исполнителям. Долго объяснять
различия между государственной функцией и государственной услугой не буду –
sapienti sat.
Итак,
с 3-мя номерами из 5-ти «топовых» разобрались – это не госуслуги. Это просто «крутилки»
для накрутки наглой статистики Минкомсвязи. Точка.
Оставшиеся
два номера – госуслуги, без всякого сомнения. И даже – очень востребованные
госуслуги, невзирая на существование или отсутствие госпортала. Не нужно далеко
ходить – именно об этих двух госуслугах я достаточно много написал в последнее
время. И похоже, что я даже немало поспособствовал улучшению министерской
статистики, как минимум, по одному пункту из этих двух.
Но
вот вопрос – что именно сосчитано в
министерской статистике, в этих, например, 75 644-х обращениях за
услугой «Постановка на регистрационный учет ТС»? Заходы на страницу услуги на
портале? Все оформленные заявления? Заявления в статусе «Исполнено»?
Ладно
– не буду совсем уж плохо думать о министерских статистиках, и допущу, что считают
они все-таки не клики на страницу, а оформленные заявления. Значит, в числе 75 644
есть и мой скромный вклад из 5-ти заявлений (столько у меня сейчас болтается в
личном кабинете по этой услуге).
И
вот даже если почти совсем честно считались только заявления со статусом
«Исполнено» (что крайне маловероятно – учитывая все, что я написал ранее про
идиотские опросы), то и в этом случае я внес в статистику свои два пенса
заявления.
Но...
Реально-то я получил данную госуслугу абсолютно безотносительно портала
госуслуг – обо всем этом я в подробностях рассказывал.
Теперь
посмотрим на этот «хит-парад» с несколько другой точки зрения – насколько
правдоподобно выглядят приведенные цифры в сопоставлении друг с другом. Еще раз
повторю то, что уже говорил: 3 позиции из 5-ти – это обычные информационные
запросы, для получения ответа на которые («результата оказания услуги»)
требуется заполнить по 1-2 поля на страницах соответствующих «услуг» (госномер
автомашины и номер ВУ – для штрафов, СНИЛС – для информации о пенсионных
начислениях, ИНН – для данных о налоговой задолженности). В то же время, и
оформление заявления на получение загранпаспорта, и регистрационные действия с
ТС требуют гораздо более длительного общения с порталом – и по объему
заполняемой информации, и по затраченному времени. Разница даже не в разы, а на
порядки: например, перечень штрафов я регулярно мониторю за несколько секунд
(все мои данные уже запомнены на портале), а заявление на снятие машины с учета
заполнял в первый раз примерно около получаса.
Исходя
из эмпирики, я утверждаю: не могут цифры по «легким» услугам (те же штрафы и
данные по пенсионным начислениям) быть сопоставимыми по количеству с такими
«тяжелыми» услугами, как получение загранпаспорта. Вот даже в соотношение 800+
тыс. запросов о штрафах против 70+ тыс. запросов о регистрации ТС я еще готов с
натяжкой поверить, но вот в те же 800+ тыс. штрафов или 680 тыс. пенсионных
запросов против 670 тыс. загранпаспортов – НЕ ВЕРЮ.
Я
уже писал про цифры именно по загранпаспортам (далее – ЗП) весной – это был мой
первый
«нагло-статистический» пост. И тогда я тоже препарировал и анализировал
данные Минкомсвязи – из официальной
презентации И.Массуха об итогах программы «Электронная Россия 2002-2010».
Еще раз приведу слайд с основными цифрами – он здесь очень к месту:
Сравним
эти данные (они относятся к началу апреля 2011) с данными сегодняшнего «Топ-5»:
- Штрафы:
400+ тыс. против 880+ тыс – рост примерно в 2,2 раза
- Информация
ПФ РФ: 320+ тыс. против 680+ тыс. – рост примерно в 2,1 раза
- ЗП: 350
тыс. против 670+ тыс. – рост примерно в 1,9 раза (в абсолютных цифрах декларируемый
прирост – 320+ тыс.). Кстати, апрельскую цифру в 350 тыс. ЗП я также
подверг сильному сомнению.
Повторюсь
(уже не помню, в какой раз) – ТАК не бывает. Не могут «тяжелые» услуги по
темпам роста быть сопоставимыми с «услугами-крутилками».
Вот
смотрите... Даже если допустить, что большинство новых пользователей приходят
на портал именно для того, чтобы оформить себе ЗП, поведенческие паттерны эту
«статистику» опровергают. Оформление ЗП – разовое действие: каждый оформляющий
проводит не более 2-3-х итераций (оформление заявления – отправка в ФМС –
получение ответа с замечаниями – исправление и повторная отправка), и на
портале, соответственно, остаются следы не более 2-3-х заявлений. В то же время
(такова человеческая природа) новый пользователь портала ОБЯЗАТЕЛЬНО будет
ходить по услугам разных ведомств и примерять их на себя - и «услуги-крутилки»
он обязательно прокрутит не 2-3, а 8-10 раз – даже если у него нет машины и на
пенсию ему еще рановато.
На апрельском
слайде, кстати, есть еще одна интересная цифра, почему-то не попавшая в осений «Топ-5»:
услугой «Получение библиографической информации из государственных библиотечных
фондов» к апрелю 2011 воспользовалось 112 тыс. пользователей, что явно больше
75 тыс. заявлений о регистрации ТС, насчитанных к октябрю 2011. Как-то странно
в Минкомсвязи «Топ-5» составляют, не находите :)? Не потому ли, что, будь эта
цифра включена в осенний «топ», в нем было бы 4 «крутилки» из 5-ти позиций – и
вся затея с электронными госуслугами выглядела бы просто пшиком?
Посмотрим
теперь на количество пользователей портала:
- В апреле
2011 на портале было открыто 463 тыс. личных кабинетов (данные из все той
же презентации Массуха)
- На начало
сентября 2011 зарегистрирован 1 млн пользователей, на конец сентября 2011
их было уже 1,12 млн (по данным из блога gosuslugi.livejournal.com)
- На
середину октября 2011 (по позавчерашнему релизу Синуса) их уже 1,25 млн,
т.е. получается, что за 2 недели октября прирост был в 2 раза выше, чем в
среднем за 1,5 года с момента открытия регистрации на портале.
Последнюю
цифру оспаривать не буду – счетчик Рамблера (единственно доступный полуоткрытый
источник информации) ее, в принципе, подтверждает: и среднесуточное число
посетителей, и суммарное число просмотров страниц на портале госуслуг в октябре
2011 было на 25-30% выше, чем в сентябре, что как раз можно объяснить более высокими
темпами регистрации.
Поскольку
Рамблер – не только единственный доступный источник «сырых» статистических
данных, но и источник, не зависящий от Минкомсвязи, воспользуемся его данными
для поверки 3-ей позиции из «Топ-5», т.е. числа загранпаспортов, оформленных
через портал.
В
своем первом «нагло-статистическом» посте я вывел некую эмпирическую формулу,
связывающую доступную статистику по просмотрам страниц портала с оценкой
количества ЗП, заказанных через портал. Коротко оно формулируется так: «1
паспорт = 450 просмотров». Вот как я выводил эту эмпирику (цитата из
упомянутого поста):
Теперь
разберемся с загранпаспортами. За май-декабрь 2010 (т.е., за те 8 месяцев,
когда можно было реально обратиться за услугой оформления паспорта) на сайте
зафиксировано немногим более 33 млн просмотров страниц, т.е. на каждый из
реально полученных 73 тыс. паспортов в 2010 году приходится примерно 450
просмотров страниц портала.
За
январь-апрель 2011 общее число просмотров страниц составило немногим более 32
млн. Учитывая, что число номинально доступных госуслуг на портале возросло (а,
значит, возросло и число просмотров страниц по этим услугам), следует
допустить, что на один реальный загранпаспорт теперь должно приходиться
существенно большее число «паразитных» просмотров страниц. Но, ради упрощения
полагая, что соотношение «1 паспорт = 450 просмотров» сохранилось и в 2011
году, приходим к тому, что за 4 месяца 2011 года могло быть реально изготовлено
не более тех же самых 70-ти с небольшим тысяч паспортов. Т.е., за все время
функционирования портала госуслуг было изготовлено порядка 150 тыс.
загранпаспортов по онлайновым заявлениям граждан.
Я
уже приводил данные Рамблера по просмотрам страниц на портале госуслуг
несколькими постами ранее – вот здесь. Еще раз
надоедать картинкой-табличкой не буду, приведу только итоговый подсчет: с апреля
2010 (когда стало возможным заказывать ЗП через портал) по сентябрь 2011 (включительно)
Рамблер насчитал 109 406 804 обращений
к страницам портала.
Для информации – за весь
период работы портала, начиная с декабря 2009, Рамблер насчитал всего 123
500 713 обращений. Правда, почему-то министр Щеголев, выступая 7
сентября 2011 на «правительственном часе» в Госдуме сказал следующее: «Есть у
нас портал, о котором мы много говорим. За
полтора года работы 150 миллионов обращений. Мы считаем, что это очень и
очень неплохо». Видимо, министр лучше Рамблера знает, сколько обращений было на
самом деле. Ну еще бы – кто Рамблер, а кто Щеголев? А может, это просто такая
небольшая (всего-то 20%) нагло-статистическая
погрешность Минкомсвязи? И что характерно – министр отчитывается перед
депутатами количеством кликов, а не
количеством поданных заявлений (пусть даже с учетом «услуг-крутилок»), которых
по данным Минкомсвязи к осени 2011 насчитывается немногим более 2 млн. Наглая
статистика...
Я все-таки склонен больше
доверять цифрам, которые не подверглись влиянию «фактора наглости». Поэтому
буду использовать в своих расчетах данные Рамблера. Если применить все то же
соотношение «1 к 450», то получаем: 109 406 804 / 450 = 243 126, т.е. порядка 243 тысяч ЗП за все время работы
портала, из которых около 160 тыс. – в 2011 году. Согласитесь, немало, но на
минкомсвязевские 670 тыс. это все-таки не очень похоже.
Я
понимаю, что к моей методике эмпирического расчета можно придраться.
Поэтому
я решил перепроверить свои расчеты с использованием более строгой – по возможности,
официальной - информации. Проще всего было бы, конечно, если бы на сайте ФМС
публиковалась легкодоступная сводная статистическая информация по электронным
госуслугам ведомства. Но – нет ее... Есть крупицы – цифры по отдельным
регионам, разбросанные в новостях и пресс-релизах, за разные периоды, с разной
степенью детализации. Попытаться собрать все эти цифры в какую-то компактную и
вразумительную таблицу – идиотская затея. А я все-таки не идиот, хотя в
полемическом задоре обзывал себя таковым в некоторых прошлых постах. Но я – упрямый
зануда таки дотошный аналитик, признаю. И поэтому я все-таки сделал это –
прошерстил все доступные новости ФМС и УФМС за полтора года и вытащил оттуда все
цитаты, имеющие отношение к электронным госуслугам вообще и ЗП, в частности.
Пока, правда, выполнена только половина работы – все цитаты сведены в общую
таблицу. Анализом этой таблицы я намерен заняться сразу же после опубликования
этого поста.
И
результаты этого анализа будут уже в следующем моем посте.
В
заключение не могу обойти вниманием еще один прием оболванивания получателей
информации со стороны Минкомсвязи – по аналогии с «наглой статистикой» я дал
ему название «наглая лингвистика».
Для
того, чтобы улучшить зрительное и слуховое восприятие топ-слушателями
(президент, правительство, депутаты) результатов деятельности Минкомсвязи по
части порталостроительства, используется лукавая терминология – «обращения», «востребованные
услуги» и т.п. Не акцентируется внимание на получении окончательных результатов
госуслуг (ради чего, собственно, вся эта канитель и затевалась), а снимаются
некие текущие параметры функционирования портала – число просмотров страниц, число
зарегистрированных пользователей, число попыток
оформления заявлений – и именно они преподносятся в качестве достижений.
Я
уже приводил аналогию: считать зарегистрированных пользователей портала и
гордиться ростом их количества – все равно, что считать посетителей на входе в
магазин, не заботясь о том, купили ли они что-то внутри. В этом же «торговом»
ключе можно рассматривать и другие параметры, которые сейчас в ходу у
порталологов. Число обращений к страницам портала – это число взглядов,
брошенных потенциальными покупателями на товары на витрине, а число попыток
оформления заявлений – это как просьбы к продавцу показать товар поближе или
даже как примерка одежды/обуви. Внешне все бурлит, жизнь бьет ключом, все при
делах – только на выходе может быть ноль...
И уж совсем
самое-самое последнее замечание – техническое. Я ввел два новых тега – «НаглоСтат»
и «НагЛинг». Объяснять их смысл, думаю, не нужно. Ранее опубликованные посты я
снабжу этими тегами в порядке ретроредактирования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий