20 октября 2011 г.

Э-Реалити. S01E02. «Наглая Э-Статистика». P04-1. Госуслужливый хит-парад Минкомсвязи

Вот только я собрался переключиться на что-то менее нагло-статистическое, как Минкомсвязь вернуло меня в суровую э-реальность. Не далее, как позавчера, на Синусе опубликована заметка «Топ-5 самых популярных электронных госуслуг в России». Ну как я могу пройти мимо? Вот и не прохожу.  Честно говоря, я начал «не проходить» прямо в день публикации на Синусе, но, поскольку попутно пришлось проводить серьезные информационно-изыскательские работы, окончание написания поста несколько подзатянулось. Зато следующий пост сюжета я намерен опубликовать вскорости – он логически и математически завершит мой анализ, начатый в этом посте.

Начну с основной картинки Синуса – собственно «хит-парада» госуслуг:

И хоть я уже много раз об этом писал, но приходится повторять еще раз (и думаю, увы, далеко не в последний): то, что написано под номерами 1, 2 и 4 – это никакие не услуги, это просто информационные запросы, отрабатываемые за доли секунды в ведомственных базах данных и транслируемые на портал. Я даже верю, что именно такое количество – сотни тысяч – этих запросов отработано к настоящему времени. Но это – не госуслуги! Это – НЕ госуслуги!! ЭТО – НЕ ГОСУСЛУГИ!!! Больше трех восклицательных знаков ставить не буду, потому что в интернетах это воспринимается как признак неадекватности пишущего :).

Итак, почему – не госуслуги?
Берем 210-ФЗ (можно взять где угодно, я взял на Гаранте), читаем статью 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Законе», пункт 1 (я слегка подсократил текст – без потери смысла):
государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти [...] - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти […], которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;

Главное в вышеприведенном определении это то, что государственная услуга – это деятельность, которая осуществляется по запросам заявителей. Даже не на уровне строгих формулировок, а просто исходя из здравого смысла, деятельность – это нечто, присущее человеку (тех, кого мое такое доморощенное определение не устраивает, отсылаю нах в интернеты, Википедии иже с ними). Второй важный аспект в определении госуслуги – то, что эта деятельность осуществляется по запросам заявителей.
В принципе, любому думающему человеку написанного выше должно быть достаточно, чтобы согласиться со мной. Но меня же могут прочесть не только думающие люди, но и чиновники Минкомсвязи, так что продолжу.

Вводимый через портал запрос заявителя в отношении так называемых «госуслуг» 1,2 и 4 из «Топ-5» Минкомсвязи – одно из двух обязательных условий для того, чтобы обсуждаемое действо могло бы рассматриваться в качестве полноценной госуслуги. Но дело в том, что в ответ на этот запрос начинает осуществляться не деятельность, а только лишь функционирование информационной системы. Деятельности, именно человеческой деятельности – здесь нет!
Мне могут возразить, что деятельность осуществлялась ранее, когда эти данные собирались и накапливались в базах данных информационной системы – тогда уж точно работали люди и, следовательно, деятельность имела место быть. Не буду спорить – раньше деятельность была. Но эта деятельность осуществлялась не в ответ на запросы заявителей, а в соответствии с некими ведомственными регламентами, описывающими требования к государственным функциям и их исполнителям. Долго объяснять различия между государственной функцией и государственной услугой не буду – sapienti sat.

Итак, с 3-мя номерами из 5-ти «топовых» разобрались – это не госуслуги. Это просто «крутилки» для накрутки наглой статистики Минкомсвязи. Точка.
Оставшиеся два номера – госуслуги, без всякого сомнения. И даже – очень востребованные госуслуги, невзирая на существование или отсутствие госпортала. Не нужно далеко ходить – именно об этих двух госуслугах я достаточно много написал в последнее время. И похоже, что я даже немало поспособствовал улучшению министерской статистики, как минимум, по одному пункту из этих двух.

Но вот вопрос – что именно сосчитано в министерской статистике, в этих, например, 75 644-х обращениях за услугой «Постановка на регистрационный учет ТС»? Заходы на страницу услуги на портале? Все оформленные заявления? Заявления в статусе «Исполнено»?
Ладно – не буду совсем уж плохо думать о министерских статистиках, и допущу, что считают они все-таки не клики на страницу, а оформленные заявления. Значит, в числе 75 644 есть и мой скромный вклад из 5-ти заявлений (столько у меня сейчас болтается в личном кабинете по этой услуге).
И вот даже если почти совсем честно считались только заявления со статусом «Исполнено» (что крайне маловероятно – учитывая все, что я написал ранее про идиотские опросы), то и в этом случае я внес в статистику свои два пенса заявления.
Но... Реально-то я получил данную госуслугу абсолютно безотносительно портала госуслуг – обо всем этом я в подробностях рассказывал.

Теперь посмотрим на этот «хит-парад» с несколько другой точки зрения – насколько правдоподобно выглядят приведенные цифры в сопоставлении друг с другом. Еще раз повторю то, что уже говорил: 3 позиции из 5-ти – это обычные информационные запросы, для получения ответа на которые («результата оказания услуги») требуется заполнить по 1-2 поля на страницах соответствующих «услуг» (госномер автомашины и номер ВУ – для штрафов, СНИЛС – для информации о пенсионных начислениях, ИНН – для данных о налоговой задолженности). В то же время, и оформление заявления на получение загранпаспорта, и регистрационные действия с ТС требуют гораздо более длительного общения с порталом – и по объему заполняемой информации, и по затраченному времени. Разница даже не в разы, а на порядки: например, перечень штрафов я регулярно мониторю за несколько секунд (все мои данные уже запомнены на портале), а заявление на снятие машины с учета заполнял в первый раз примерно около получаса.
Исходя из эмпирики, я утверждаю: не могут цифры по «легким» услугам (те же штрафы и данные по пенсионным начислениям) быть сопоставимыми по количеству с такими «тяжелыми» услугами, как получение загранпаспорта. Вот даже в соотношение 800+ тыс. запросов о штрафах против 70+ тыс. запросов о регистрации ТС я еще готов с натяжкой поверить, но вот в те же 800+ тыс. штрафов или 680 тыс. пенсионных запросов против 670 тыс. загранпаспортов – НЕ ВЕРЮ.

Я уже писал про цифры именно по загранпаспортам (далее – ЗП) весной – это был мой первый «нагло-статистический» пост. И тогда я тоже препарировал и анализировал данные Минкомсвязи – из официальной презентации И.Массуха об итогах программы «Электронная Россия 2002-2010». Еще раз приведу слайд с основными цифрами – он здесь очень к месту:


Сравним эти данные (они относятся к началу апреля 2011) с данными сегодняшнего «Топ-5»:
  • Штрафы: 400+ тыс. против 880+ тыс – рост примерно в 2,2 раза
  • Информация ПФ РФ: 320+ тыс. против 680+ тыс. – рост примерно в 2,1 раза
  • ЗП: 350 тыс. против 670+ тыс. – рост примерно в 1,9 раза (в абсолютных цифрах декларируемый прирост – 320+ тыс.). Кстати, апрельскую цифру в 350 тыс. ЗП я также подверг сильному сомнению.
Повторюсь (уже не помню, в какой раз) – ТАК не бывает. Не могут «тяжелые» услуги по темпам роста быть сопоставимыми с «услугами-крутилками».
Вот смотрите... Даже если допустить, что большинство новых пользователей приходят на портал именно для того, чтобы оформить себе ЗП, поведенческие паттерны эту «статистику» опровергают. Оформление ЗП – разовое действие: каждый оформляющий проводит не более 2-3-х итераций (оформление заявления – отправка в ФМС – получение ответа с замечаниями – исправление и повторная отправка), и на портале, соответственно, остаются следы не более 2-3-х заявлений. В то же время (такова человеческая природа) новый пользователь портала ОБЯЗАТЕЛЬНО будет ходить по услугам разных ведомств и примерять их на себя - и «услуги-крутилки» он обязательно прокрутит не 2-3, а 8-10 раз – даже если у него нет машины и на пенсию ему еще рановато.

На апрельском слайде, кстати, есть еще одна интересная цифра, почему-то не попавшая в осений «Топ-5»: услугой «Получение библиографической информации из государственных библиотечных фондов» к апрелю 2011 воспользовалось 112 тыс. пользователей, что явно больше 75 тыс. заявлений о регистрации ТС, насчитанных к октябрю 2011. Как-то странно в Минкомсвязи «Топ-5» составляют, не находите :)? Не потому ли, что, будь эта цифра включена в осенний «топ», в нем было бы 4 «крутилки» из 5-ти позиций – и вся затея с электронными госуслугами выглядела бы просто пшиком?

Посмотрим теперь на количество пользователей портала:
  • В апреле 2011 на портале было открыто 463 тыс. личных кабинетов (данные из все той же презентации Массуха)
  • На начало сентября 2011 зарегистрирован 1 млн пользователей, на конец сентября 2011 их было уже 1,12 млн (по данным из блога gosuslugi.livejournal.com)
  • На середину октября 2011 (по позавчерашнему релизу Синуса) их уже 1,25 млн, т.е. получается, что за 2 недели октября прирост был в 2 раза выше, чем в среднем за 1,5 года с момента открытия регистрации на портале.
Последнюю цифру оспаривать не буду – счетчик Рамблера (единственно доступный полуоткрытый источник информации) ее, в принципе, подтверждает: и среднесуточное число посетителей, и суммарное число просмотров страниц на портале госуслуг в октябре 2011 было на 25-30% выше, чем в сентябре, что как раз можно объяснить более высокими темпами регистрации.

Поскольку Рамблер – не только единственный доступный источник «сырых» статистических данных, но и источник, не зависящий от Минкомсвязи, воспользуемся его данными для поверки 3-ей позиции из «Топ-5», т.е. числа загранпаспортов, оформленных через портал.

В своем первом «нагло-статистическом» посте я вывел некую эмпирическую формулу, связывающую доступную статистику по просмотрам страниц портала с оценкой количества ЗП, заказанных через портал. Коротко оно формулируется так: «1 паспорт = 450 просмотров». Вот как я выводил эту эмпирику (цитата из упомянутого поста):

Теперь разберемся с загранпаспортами. За май-декабрь 2010 (т.е., за те 8 месяцев, когда можно было реально обратиться за услугой оформления паспорта) на сайте зафиксировано немногим более 33 млн просмотров страниц, т.е. на каждый из реально полученных 73 тыс. паспортов в 2010 году приходится примерно 450 просмотров страниц портала.
За январь-апрель 2011 общее число просмотров страниц составило немногим более 32 млн. Учитывая, что число номинально доступных госуслуг на портале возросло (а, значит, возросло и число просмотров страниц по этим услугам), следует допустить, что на один реальный загранпаспорт теперь должно приходиться существенно большее число «паразитных» просмотров страниц. Но, ради упрощения полагая, что соотношение «1 паспорт = 450 просмотров» сохранилось и в 2011 году, приходим к тому, что за 4 месяца 2011 года могло быть реально изготовлено не более тех же самых 70-ти с небольшим тысяч паспортов. Т.е., за все время функционирования портала госуслуг было изготовлено порядка 150 тыс. загранпаспортов по онлайновым заявлениям граждан.

Я уже приводил данные Рамблера по просмотрам страниц на портале госуслуг несколькими постами ранее – вот здесь. Еще раз надоедать картинкой-табличкой не буду, приведу только итоговый подсчет: с апреля 2010 (когда стало возможным заказывать ЗП через портал) по сентябрь 2011 (включительно) Рамблер насчитал 109 406 804  обращений к страницам портала.
Для информации – за весь период работы портала, начиная с декабря 2009, Рамблер насчитал всего 123 500 713 обращений. Правда, почему-то министр Щеголев, выступая 7 сентября 2011 на «правительственном часе» в Госдуме сказал следующее: «Есть у нас портал, о котором мы много говорим. За полтора года работы 150 миллионов обращений. Мы считаем, что это очень и очень неплохо». Видимо, министр лучше Рамблера знает, сколько обращений было на самом деле. Ну еще бы – кто Рамблер, а кто Щеголев? А может, это просто такая небольшая (всего-то 20%) нагло-статистическая погрешность Минкомсвязи? И что характерно – министр отчитывается перед депутатами количеством кликов, а не количеством поданных заявлений (пусть даже с учетом «услуг-крутилок»), которых по данным Минкомсвязи к осени 2011 насчитывается немногим более 2 млн. Наглая статистика...

Я все-таки склонен больше доверять цифрам, которые не подверглись влиянию «фактора наглости». Поэтому буду использовать в своих расчетах данные Рамблера. Если применить все то же соотношение «1 к 450», то получаем: 109 406 804 / 450 = 243 126, т.е. порядка 243 тысяч ЗП за все время работы портала, из которых около 160 тыс. – в 2011 году. Согласитесь, немало, но на минкомсвязевские 670 тыс. это все-таки не очень похоже.

Я понимаю, что к моей методике эмпирического расчета можно придраться.
Поэтому я решил перепроверить свои расчеты с использованием более строгой – по возможности, официальной - информации. Проще всего было бы, конечно, если бы на сайте ФМС публиковалась легкодоступная сводная статистическая информация по электронным госуслугам ведомства. Но – нет ее... Есть крупицы – цифры по отдельным регионам, разбросанные в новостях и пресс-релизах, за разные периоды, с разной степенью детализации. Попытаться собрать все эти цифры в какую-то компактную и вразумительную таблицу – идиотская затея. А я все-таки не идиот, хотя в полемическом задоре обзывал себя таковым в некоторых прошлых постах. Но я – упрямый зануда таки дотошный аналитик, признаю. И поэтому я все-таки сделал это – прошерстил все доступные новости ФМС и УФМС за полтора года и вытащил оттуда все цитаты, имеющие отношение к электронным госуслугам вообще и ЗП, в частности. Пока, правда, выполнена только половина работы – все цитаты сведены в общую таблицу. Анализом этой таблицы я намерен заняться сразу же после опубликования этого поста.
И результаты этого анализа будут уже в следующем моем посте.

В заключение не могу обойти вниманием еще один прием оболванивания получателей информации со стороны Минкомсвязи – по аналогии с «наглой статистикой» я дал ему название «наглая лингвистика».
Для того, чтобы улучшить зрительное и слуховое восприятие топ-слушателями (президент, правительство, депутаты) результатов деятельности Минкомсвязи по части порталостроительства, используется лукавая терминология – «обращения», «востребованные услуги» и т.п. Не акцентируется внимание на получении окончательных результатов госуслуг (ради чего, собственно, вся эта канитель и затевалась), а снимаются некие текущие параметры функционирования портала – число просмотров страниц, число зарегистрированных пользователей, число попыток оформления заявлений – и именно они преподносятся в качестве достижений.

Я уже приводил аналогию: считать зарегистрированных пользователей портала и гордиться ростом их количества – все равно, что считать посетителей на входе в магазин, не заботясь о том, купили ли они что-то внутри. В этом же «торговом» ключе можно рассматривать и другие параметры, которые сейчас в ходу у порталологов. Число обращений к страницам портала – это число взглядов, брошенных потенциальными покупателями на товары на витрине, а число попыток оформления заявлений – это как просьбы к продавцу показать товар поближе или даже как примерка одежды/обуви. Внешне все бурлит, жизнь бьет ключом, все при делах – только на выходе может быть ноль...

И уж совсем самое-самое последнее замечание – техническое. Я ввел два новых тега – «НаглоСтат» и «НагЛинг». Объяснять их смысл, думаю, не нужно. Ранее опубликованные посты я снабжу этими тегами в порядке ретроредактирования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий