11 октября 2011 г.

Э-Реалити. S01E01. «Госуслуги: Испытано на себе». P02-1. Получение МВУ - часть I

Продолжаю порталоиспытательные залеты полеты.
Небольшое занудно-педантское техническое замечание: Я немного изменил формат заголовка своих сериальных постов. Если раньше обозначение Pxx означало номер поста внутри эпизода (и эпизод обычно укладывался в 2-3-4 поста), то теперь я пришел к тому, что эпизод делится на сюжеты, и уже каждый сюжет требует 3-4-х постов. Поэтому я ввел новый тип нумерации Pxx-y, где xx – номер сюжета в эпизоде, а у – номер поста в рамках сюжета. Сейчас у меня начался второй сюжет. В первом сюжете (про снятие с учета ТС) я также сделал необходимые изменения в заголовках постов.

Идея получения международного водительского удостоверения (МВУ) зрела во мне давно. А поскольку я собрался с семейством провести отпуск в Европе, и намереваюсь там брать машину в прокат, необходимость получения соответствующей госуслуги обрела вполне зримые очертания. Так что, я снова пишу про ГИБДД не потому, что неравнодушен к этой организации, и не потому, что долго и скрупулезно выискиваю бреши в портале как никогда прозрачных госуслуг, а просто потому, что так сложилось. И честно говоря, я просто собирался тихо-спокойно оформить заявление на портале и не писать по этому поводу никаких новых пасквилей испытательских отчетов. Но – гражданин предполагает, а портал над ним измывается располагает...

Начиналось все вполне себе безмятежно:
  1. Я подтвердил, что пытаюсь получить госуслугу через портал, находясь в трезвом уме и твердой памяти (поставил галочку в графе «Я ознакомлен с порядком подачи заявления в электронном виде». Клик! – статистика обращений к порталу увеличилась на единичку, а я перешел на следующую страницу заявления.
  2. На второй странице я прошел знакомый уже тест на вменяемость, т.е. система попросила меня – в рамках оказания услуги «Получение МВУ» - выбрать вариант оказания услуги из 5-ти возможных, среди которых отношение к МВУ имел ровно один пункт (см. скриншот).


Я уже писал про аналогичную хохмочку при заполнении заявления на снятие с учета ТС и не сильно удивился. Но некоторые сомнения меня все-таки гложут до сих пор. Вот выводя подобный список вариантов, в котором практически все нерелевантны желаемой услуге, чего хотели добиться разработчики – все-таки убедиться в душевном здоровье заявителя (раз на второй странице формы человек еще не забыл, какую услугу хочет получить, значит, надо ему эту услугу все-таки оказать) или, наоборот, окончательно удостовериться, что у клиента «крыша поехала», раз он чего-то от портала хочет добиться? И чем дальше, тем больше меня терзают смутные сомнения (цы), что истинная цель разработчиков – именно второе.
Вторая страница формы на этом закончилась, и – клик! (плюс единичка к наглой статистике портала), я попал на третью страницу.
  1. Третья страница – это форма с моими персональными данными. Здесь расположены 4 блока информации – «Персональные данные», «Документ, удостоверяющий личность», «Адрес» и «Водительское удостоверение». Сюда портал попытался подставить по своему разумению информацию, натыренную накопленную с моих прошлых заходов. Но делает это в своем фирменном стиле, т.е. крайне криво:
·         В блоке «Документ, удостоверяющий личность» обозначен паспорт, а серия и номер подставлены из моего водительского удостоверения – потому что именно они сохранились в перманентном разделе «Мои данные».
·         Телефон не подставился, хотя, в «Моих данных» он есть – еще с момента первичной регистрации на портале.
·         В качестве страны рождения портал патриотично подставил «Россия», хотя я уже неоднократно намекал ему, что в Россию я таки понаехал. Место же рождения портал просто проигнорировал и оставил пустым – видимо, полагая, что каждый раз, когда я его заполняю, во мне просыпаются какие-то светлые детские воспоминания.
·         Блок «Адрес» портал также оставляет практически пустым, подставляя только почтовый индекс из «Моих данных» (где данные адреса есть полностью). Зато в квитанцию об уплате госпошлины адрес целиком вставляется из «Моих данных», игнорируя тот факт, что при заполнении заявления я ввел совсем другие адресные данные.
·         Это еще не все косяки, но надоело писать – я же не подписывался в бесплатные тестеры госпортала.

Практически вся информация на странице «Персональные данные» является условно-неизменной для меня как получателя услуг – почти все поля в ней не меняются годами и десятилетиями, а некоторые не меняются никогда. Почему нельзя предусмотреть однократное сохранение этой информации в разделе «Мои данные», а потом подставлять ее во все заявления – мне непонятно. Видимо, относительно недавно разработчики все-таки додумались до этой гениальной идеи и даже уже начали ее реализовывать, но делают это, как обычно, криво и бездарно:
·         В разделе «Мои данные» есть блок «Удостоверение личности» и туда даже подставились данные моего водительского удостоверения – с момента моих прошлых экспериментов со снятием с учета ТС. Но вообще-то, паспорт является более часто используемым удостоверением личности, и мне бы хотелось, чтобы именно паспортные сведения постоянно хранились у меня в «Моих данных». Пробую изменить – и в первом же поле натыкаюсь на отлуп, портал не дает изменить «Тип документа». Зато спокойно разрешает поменять все остальные поля – серию/номер, дату выдачи, кем выдано. После сохранения сообщает об успешном изменении личных данных, и... – продолжает игнорировать эту информацию, оставляя в заявлении все, как было раньше.
·         Блок «Почтовый адрес» в разделе «Мои данные» хранит тот самый первый (подмосковный) адрес доставки «письма счастья» от Ростелекома, который я ввел при регистрации на портале. Изменяю этот адрес на адрес своей московской регистрации – и портал понимает это! Теперь вместо подмосковного почтового индекса в заявление подставляется московский. Ура! Ура? Все остальные поля адреса в заявлении, естественно, остаются пустыми...
  1. Ну ладно, с заполнением формы персональных данных, худо-бедно мы с порталом справились. Теперь нужно определиться с датой посещения ГИБДД. Еще одну портальную хохмочку – «Приходите послезавтра» - я уже хорошо усвоил, однако в этот раз меня ждал сюрпр-и-и-и-з! Вариант с «послезавтра» не прокатил:


Да, портал, определенно, разрабатывают идиоты люди с извращенным очень своеобразным чувством юмора! Вместо того, чтобы предложить мне даты, в которых есть доступные временные слоты (вот я, кстати, не очень уверен, что среднестатистический посетитель портала знает, что такое «временной слот»...), портал предлагает мне сыграть в «морской бой» - «Мимо!», «Опять мимо!», «Снова мимо!», «Ранил!», «Убил!». Да, именно так я пытался выбрать дату посещения – сначала через неделю после «послезавтра», потом в следующем месяце, потом в начале следующего года. Когда выяснилось, что в 2012 году портал готов записать меня на выдачу МВУ, я мелкими шажками стал отступать обратно во времени – в итоге мне удалось договориться с порталом на 1-ое декабря 2011.
Есть у меня сильные подозрения, что и здесь, как в случае с «послезавтра», никакая реальная проверка доступных дат-времен не производится, а просто где-то в коде забита дата, раньше которой записываться на получение услуги не прокатывает.

  1. Наконец-то, жму кнопку «Подать заявление», и... Правильно:


Ну, собственно, кто бы сомневался... Но с каждым заходом на портал я стараюсь расслабиться и получить удовольствие, так что, я даже не вздрогнул, а просто... пошел в старую версию портала. И – вуаля!




Выводы:
·         Добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом (цы) Аль Капоне.
·         Один портал хорошо, а два – лучше.
·         А вот насчет «Одна голова хорошо, а две – лучше» у меня сильные сомнения. Вот почему-то мне все время кажется, что разрабатывают портал какие-то инопланетяне с двумя головами, у которых правая и левая головы никак не могут между собой договориться...

  1. Начинаем смотреть документы. Вот он – желанный электронный билет:


Вот квитанция на уплату госпошлины:


С адресом, конечно, косяк, я уже писал об этом. Но вот что-то еще не так... Чего-то сумма пошлины великовата, не? Таки да! Об этом – в следующем посте, ибо рассказывать-показывать достаточно много придется.

И наконец, то, что разработчики называют «ticket.pdf», хотя, на самом деле, это должно быть заполненное заявление на получение услуги:


Опять новый портал, как та старая кляча из анекдота про бега, «не шмог». Старый портал с этой бедой тоже не справился: все-таки красота кривые руки разработчиков – страшная сила! Ну не умеют пока разработчики формировать файл заявления по этой услуге... А, может, просто кривые руки пока не дошли – дотачивают докосячивают более востребованные услуги.

Но я не отчаиваюсь – у меня еще больше полутора месяцев до приема в ГИБДД есть. Может, к этому времени, хорошие разработчики поубивают всех плохих разработчиков разработчикам поотрывают их кривые руки и вставят на их место руки попрямее добро победит зло, и портал сформирует таки мне нужное заявление.

Вот только в Европу я раньше 1-го декабря собираюсь... Так что, придется по старинке – ножками-ножками в ГИБДД отправляться. Кстати, по телефону в ГИБДД мне сказали, что живьем я могу с заявлением на выдачу МВУ хоть сегодня приезжать. И оформить МВУ обещают в день обращения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий