6 октября 2011 г.

Э-Реалити. S01E01. «Госуслуги: Испытано на себе». P01-2. Снятие с учета ТС - часть II

Прежде, чем продолжить свой триллер, хочу еще раз процитировать – в качестве эпиграфа - панегирик разработчиков второй версии портала госуслуг самим себе любимым (выделение жирным шрифтом мое – А.Б.):

Это результат работы огромного количества людей: аналитиков, программистов, дизайнеров. Они попытались сделать все, чтобы портал стал более удобен, практичен и имел дружественный интерфейс. Современные разработки позволили воплотить наиболее прогрессивные достижения в области информационных технологий.
Новая версия портала государственных услуг получила прозрачный и легкий дизайн, который подчеркивает, что госуслуги прозрачны как никогда, а пользоваться ими легко и удобно.  […]
Для нас важно, чтобы вы не только не стояли в очередях, но и как можно меньше тратили времени на портале в поиске необходимых вам услуг или заполнении анкет. Мы серьезно поработали в этом направлении, и в результате нам удалось сократить количество переходов по страницам для получения необходимой информации или услуги.

Итак, продолжаю. Начало – здесь. В этом посте будет много картинок, ибо лучше один раз увидеть, чем стопятьсот тысяч раз прочитать в блоге.
И необходимый дисклеймер: Все описанные здесь манипуляции я пытался впервые совершить 14.09.2011. К этой же дате относятся и приводимые мною скриншоты (если не оговорено иное). Вчера, 05.10.2011, при написании этого поста, я попытался проделать все то же самое и понял, что в одну реку один и тот же портал нельзя войти дважды – целый ряд форм уже выглядит не так, как три недели назад. С одной стороны, это должно бы радовать – разработчики все еще пытаются, портал становится еще более, прогрессивные достижения достигаются... Но, с другой стороны, в строительстве это всегда называлось – сдача с недоделками и послесдаточная штурмовщина.

Поехали... Из всего обширного спектра МВДшных госуслуг я выбрал нужную мне, с весьма длинным названием: «Государственная услуга по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации». Ну бог с ней, с лаконичностью названий – лишь бы работало. Госуслуга регистрации ТС, на самом деле, комплексная – в ее состав входит целых десять услуг. Перечислю некоторые (в том порядке, в каком они представлены на портале):
  • Регистрация нового или бывшего в употреблении мототранспортного средства или прицепа
  • Регистрация транспортных средств (А.Б.: Попробуйте догадаться, чем эта услуга отличается от предыдущей. Правильно – ничем, кроме названия)
  • Снятие с регистрационного учета автомототранспортных средств и(или) прицепов в связи с прекращением права собственности (А.Б.: Вот именно эта услуга мне и нужна. А другие я привожу здесь потому, что мы еще с ними встретимся)
  • Получение дубликата свидетельств о регистрации и(или) паспортов и(или) регистрационных знаков автомототранспортных средств и(или) прицепов (А.Б.: Запомните название этой услуги – вы его еще увидите)

Выбираем конкретную нужную услугу – и погружаемся в нее.


Ну как, погрузились? Много ли информации вы получили на этом экране? Ноль! Информации здесь нет – ее еще предстоит получать, щелкая мышкой на каждой широкой полоске под названием услуги, занимающим четверть высоты экрана. Давайте вернемся в начало поста и вспомним гордое заявление разработчиков: «...в результате нам удалось сократить количество переходов по страницам для получения необходимой информации или услуги». А теперь посчитаем, в какое количество кликов нам обошелся проход с главной страницы портала до этой пустышки:
  1. В бесплатном плагине, потыренном из WordPress'а (это крутилка с названиями популярных услуг справа в средней части страницы), отлавливаем услугу «Регистрация автомобилей» и тыкаем в нее.
  2. Попадаем на страницу услуги «Регистрация нового или бывшего в употреблении мототранспортного средства или прицепа». Но это не та услуга, которая нужна нам (просто это первая среди всех регистрационных услуг МВД) – поэтому тыкаем еще раз в нужную из списка.
  3. Ну вот мы и там, где надо (см. скриншот выше). Но чтобы узнать об услуге, все, что нам нужно, мы должны еще 7 (прописью – семь!) раз тыцнуть в каждую строчку, наслаждаясь тем фактом, что AJAX позволяет обновлять не всю страницу целиком, а только нужный фрагмент...

Для сравнения – как это выглядит в старом портале:
  1. На главной странице ищем категорию «Транспорт и дорожное хозяйство» (она находится примерно в середине правого столбца категорий), а в ней линк «ГИБДД». Тыкаем в линк.
  2. Попадаем на страницу с перечнем всех услуг ГИБДД. В первой комплексной категории «Государственная регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним» находим нужную нам услуги и – тыц в нее.
  3. Попадаем на страницу с подробным описанием услуги (скриншот внизу). Здесь тоже есть, куде еще тыцнуть, но вся основная информация уже перед глазами. Вспоминаем панегирик версии 2, процитированный в начале поста: «Это результат работы огромного количества людей: аналитиков, программистов, дизайнеров. Они попытались...»



Я отвлекся, сорри. Обещал же про собственный опыт, а не разборку порталу устраивать. Но ведь за базар маркетинг кто-то же должен отвечать, не?

Возвращаюсь к услуге. Начинаем заполнять заявление. Дизайн не критикую, ибо нет предмета для критики.


Обратите внимание на вторую графу – «Выберите вариант оказания услуги». Если тыцнуть в слово «Выбрать» в этой графе, то получаем вот такой нетонущий в воде всплывающий список:


Ну и кто из нас идиот – я или разработчики? Я же четко указал в начале нужную услугу – «Снятие с учета...» Какого х Почему мне предлагается выбор из 5-ти вариантов, четыре из которых не имеют отношения к снятию с учета? А-а-а, я понял! Это такой тест на вменяемость. В этом месте любой разумный человек понимает, что за идиота все-таки стараются держать его, бросает трах бесцельные экзерсисы с порталом, и едет живьем куда надо. Но мне нельзя бросать – я ж порталоиспытатель!

Ну ладно, с первым квестом справились, идем дальше – заполняем форму с персональными данными. Вопрос о целесообразности заполнения данной формы, если все основные мои данные есть не только в соответствующих ведомственных базах, но и непосредственно на портале, я оставляю за кадром. Но вот логику заполнения отдельных полей формы не прокомментировать невозможно.
Кстати, попытайтесь понять, о чем именно вас предупреждает фраза в начале формы: «В случае несоответствия указанных в заявлении сведений о транспортном средстве и о документах на транспортное средство, Вам может быть отказано в предоставлении электронной услуги». Несоответствия – чему?! Получается, что вводимые мной сведения сверяются с какими-то другими, имеющимися по ту сторону портала? Но зачем тогда заставлять меня вводить столько букв и цифр, если они уже имеются где-то там? А, ну ясно – это продолжение теста на вменяемость. Я ж не ушел в реальный мир, а все еще хочу чего-то добиться в виртуальном.


Очень забавная графа «Субъект РФ/страна рождения». Опытным путем установлено, что здесь имеется в виду именно страна, потому что никакого субъекта РФ выбрать из списка не получается – если выбираешь Россию, то и подставляется Россия, без дальнейшей детализации на республики, края и прочие субъекты. Но дело в том, что я родился не в России, а в СССР! Причем, в той части СССР, которая сейчас ни разу не Россия – на Украине. Но СССР нет среди вариантов выбора! Югославия есть, Чехословакия есть, а СССР – нету... Пришлось все-таки указывать Украину. Хотя, может, быть надо было указать «Другие»?

Еще понравилось вводить номер телефона. Вообще-то, я опытный, и всегда указываю номер в международной нотации, т.е. с плюсиком впереди и кодом страны. Но здесь такой вариант не прокатил:


Я честно сосчитал все звездочки в шаблоне, учел скобки – у меня получилось вот так «+7906 x (xxxxxx)». Но это тоже не сработало. А знаете, как было надо? Вот так:


Теперь еще раз прочитайте подсказку на предыдущем скриншоте, и ответьте – кто здесь идиот?

Ну, и наконец, я добрался до основной формы – ввода сведений о транспортном средстве. Ну здесь никаких особых приколов не было, если не считать весьма своеобразную сортировку значений во всплывающих списках. Вот так, например, выглядит список «Тип ТС»:


Для сравнения – в старом портале этот же список выглядит так (тоже не совсем по алфавиту, но определенная логика присутствует – самые популярные типы стоят в начале списка):


Поскольку я знал, что мне нужен вариант «Легковые автомобили комби (хэтчбек)», я все-таки нашел его в списке – почти в самом конце. Примерно такой же бардак порядок присутствовал в списке выбора «Тип двигателя». Скриншот не привожу, желающие могут проверить – все еще в силе.

После заполнения весьма длинной формы и борьбы с не менее длинными списками выбора, я нажал кнопку «Продолжить», и...


Правда, здорово? Не знаю, какая величина таймаута сессии установлена на портале, но разработчикам имеет смысл срочно увеличить ее минимум на порядок. Иначе, на этот же порядок может увеличиться число сердечных приступов среди пользователей портала. Я в этом случае отделался только легким испугом и сумел нажать правильную кнопку. Выяснилось, что все введенные данные сохранились – хотя из текста предупреждения это отнюдь не следовало.

Дальше было совсем весело – осталось заполнить данные о документах, ПТС и СТС. Вот так я пытался ввести данные СТС:


Подсказка в очередной раз не оставляет сомнений, кто здесь идиот. Все цифры в серии и номере были перепроверены, перед номером то ставился значок «№», то убирался – ничего не помогало. Кто-то умный из коллег вспомнил, что во всех номерах автомобилей сейчас указываются только буквы, совпадающие с латиницей – поэтому я попробовал буквы серии указать латиницей. Тоже безрезультатно. В итоге оказалось, что нужно было все написать слитно, вот так – «77КС189184». Не, ну разве не красавцы?

На этом, казалось бы все – все формы заполнены, все ругательства произнесены. Осталось только выбрать дату посещения. Не тут-то было, ха-ха!


Чтобы была понятна вся прелесть ситуации, поясню – дату я вводил не руками, а выбирал из выпадающего календарика. Заявление я оформлял 14-го сентября, в ГАИ хотел поехать 15-го – вот и дату выбрал соответствующую. Что в ней неправильного, я долго не мог понять. Коллеги, наученные предыдущим трах опытом с номером СТС, предлагали убрать точки между цифрами – чтобы дата была написана слитно. Не получилось...
В итоге, опять же эмпирическим путем было установлено, что правильной портал считает только даты, начинающиеся с послезавтра. Записаться на завтра – ни-ни! При этом совершенное очевидно, что никакой реальной проверки доступности таймслотов на завтра не происходит – просто в коде стоит условие, что желаемая дата оказания услуги должна быть больше текущей даты, более, чем на 1 день (разбирающиеся в JavaScript'е могут без труда найти соответствующее место в исходном коде страницы).

И да – обратите внимание на название услуги на последнем скриншоте. Не правда ли, это несколько отличается от «Снятие с регистрационного учета ... в связи с прекращением права собственности»?

В конце концов, я все-таки добрался до того заветного места, где мне предлагалось нажать кнопку «Подать заявление». Я нажал, и...


Не, ну не бля и как вам это? Правда, достаточно быстро выяснилось, что это типа такая шутка разработчиков – заполнять формы заново не пришлось. В «Личном кабинете» я отыскал строчку со свежеподанным заявлением и открыл его, чтобы посмотреть статус:


Статус «Промежуточные результаты от ведомства», конечно, лучше, чем результат «Отправлено.Отправлено», достигнутый на первой версии портала. Но, честно говоря, мне хотелось чего-то более позитивного. Тем более, что мальчик из колл-центра, которому я позвонил после фиаско со старым порталом, бодро обещал мне, что в конце оказания услуги (ну в смысле – после приема заявления) я получу некий электронный билет на оказание услуги.
Поскольку промежуточный результат явно не тянул на электронный билет, я подождал для приличия полчаса, и снова совершил подвиг, т.е. заполнил заявление по новой. Итог тот же – «Промежуточный результат от ведомства».

После этого я позвонил на «горячую линию»... У вас еще нет ощущения deja vu? Ведь мой предыдущий пост заканчивался примерно этими же словами.
На этот раз ответила девушка. Узнав о сути моей проблемы, она бодро задала первый попугайчиковый вопрос: «А в какой версии портала вы оформляли заявление?» Видимо, правильным ответом на этот вопрос было: «В первой». Я ответил неправильно, и этим сбил программу попугайчика обслуживания клиента. Явно импровизируя, девушка посоветовала мне немного подождать – «Ведь это же госуслуги, здесь моментального ответа не бывает». Я спросил, сколько нужно подождать. Рекомендация девушки была – минут пять. Когда я сказал ей, что уже ждал полчаса, она не придумала ничего лучшего, как предложить мне ввести заявление еще раз... Здесь я вспылил и объяснил девушке, что я не мартышка, чтобы пытаться написать «Войну и мир» тупым и бессистемным топанием по клавишам.

Честно признаю, я был неправ. Попугайчики Операторы колл-центра ни в чем не виноваты. Им дают вопросник-ответник – и они должны шпарить по нему, как «Отче наш...» Возможно, «попробуйте еще раз» - просто финальная фраза всех возможных логических цепочек?

Назавтра я поехал в ГАИ занимать место в живой очереди...

Комментариев нет:

Отправить комментарий