Ну вот, уже
второй эпизод нового реалити-сериала у меня образовался. Поясню про название. «Наглая
статистика» - это четвертая категория лжи, существование которой я зафиксировал
в своем майском
посте, посвященном победным реляциям Минкомсвязи о возросшей посещаемости
портала госуслуг и сотнях тысяч э-госуслуг, предоставленных гражданам. Как
хорошо известно, три категории лжи определил британский премьер-министр XIX
века Бенджамин Дизраэли: «Существует три
вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Наши электронизаторы
правительства и информатизаторы общества обычно пользуются для пиара себя
любимых третьей из перечисленных категорий – приводят данные соцопросов,
показатели счетчиков посещаемости госсайтов, самоотчеты ведомств (именно так
выполняется мониторинг готовности перехода на СМЭВ – посмотрите на Интерфаксе). Но
даже эта, высшая категория классической лжи, их зачастую не устраивает, и они
начинают ее интерпретировать в нужном направлении – так появилась наглая статистика. Ну, префикс «Э-»
говорит сам за себя, его объяснять не надо. Буду стараться в этом эпизоде
анализировать все нагло-статистические публикации по темам э-госуслуг,
э-правительства, и-общества иже с ними. Пока примусь за госпортал.
Собственно,
данный пост вырос из легкого троллинга с моей стороны, имевшего место пару дней
назад. Тогда я обратил внимание на свежую запись в ЖЖ gosuslugi.livejournal.com, позиционируемом
как официальная PR-площадка портала госуслуг.
Пост
назывался «Интересная
статистика» и сообщал о том, что за месяц, прошедший с момента официального
запуска (05.09.2011) новой версии портала госуслуг (живущей по адресу epgu.gosuslugi.ru), число посещений портала
увеличилось в 50 раз (со 130-140 тысяч в месяц до 7 миллионов), а число
пользователей, открывших свои личные кабинеты на портале за этот же период,
возросло на 10% (с 1 млн до 1,1 млн человек). На основании здравого смысла я
выразил сомнение в достоверности первой приведенной цифры – тем более, что в
оригинале фраза выглядела так (выделение жирным, как всегда, мое – А.Б.): «Если
раньше к нам обращалось в среднем за месяц около 130-140 тысяч
человек, то с внедрением новой версии число
обращений выросло до 7 миллионов», и было непонятно, идет ли речь именно о
человеках или о мышиных кликах.
Ну,
то, что госслуживые предпочитают погорячее цифры покрупнее, хорошо
известно еще со времен победной реляции Щеголева, посвященной запуску
госпортала в тестовую эксплуатацию в декабре 2009 (Синус сохранил
этот шедевр):
В
первые часы работы портала количество обращений пользователей превысило отметку
1000 в секунду. За первую же ночь существования портала его посетители произвели
свыше миллиона кликов, отметил министр: «Мало
кто ожидал, что с первых минут портал выйдет на уровень наиболее популярных
информационных ресурсов в мировом интернете».
Наверное,
в ближайшее время среди тысяч KPI, по которым оценивается «эффективная» деятельность
российских чиновников, появятся еще и такие: «Количество обработанных кликов
граждан», «Прирост кликов за отчетный период», «Повышение качества кликов»,
«Эффективное использование кликов»…
Сейчас
с грустью приходится констатировать, что прогноз сбывается – считают именно
клики, а не оказанные услуги.
Возвращаемся
в сентябрь 2011, к цифрам, приведенным в госблоге. Свое сомнение относительно
их достоверности я выразил - в привычной для себя манере - в коротком
посте-реплике «Портально-госуслужливое»
(хотя, сейчас понимаю, что правильнее было назвать – «Госпортально-услужливое»
:) ), ну и не преминул дать короткий комментарий в госблоге (см.скриншот).
Комментарий
мой появился в заскриненном виде, но я отнесся к подобной премодерации с
пониманием – мало ли чего не напишут находящиеся в состоянии аффекта удовлетворенные
получатели э-госсуслуг, за ними нужен глаз да глаз. Минут через 15 после моего
комментария ко мне в блог зашел владелец журнала gosuslugi – это показала моя
статистика посещений. Видимо, результатами захода госблогер остался
неудовлетворен, потому что мой комментарий так и не расскринили.
Сначала
я хотел просто поехидничать по поводу скрининга, но потом подумал, что это
будет мелко и не аналитично.
Поэтому
я решил проанализировать – откуда могли взяться такие цифры.
К
сожалению, открытой статистики по epgu.gosuslugi.ru
нет. Единственное, что удалось установить легко и быстро, так это то, что на
сайте стоят счетчики «Яндекс.Метрика» - код счетчика присутствует на главной
странице, ну и, наверное, на всех остальных тоже – идти дальше главной мне было
лениво.
Старая
же версия портала госуслуг пользуется счетчиками Рамблера – я уже писал об этом
в майском посте про наглую статистику Минкомсвязи. Рейтинг «Топ 100» Рамблера
хорош тем, что там хотя бы минимально необходимая статистика находится в
свободном доступе – я на эту статистику уже ссылался. Сошлюсь еще раз, вот так
выглядят данные Рамблера за период декабрь 2009 – сентябрь 2011:
Там
можно посмотреть за отдельные месяцы, в разбивке по дням и т.п.
Вот
еще один срез по старой версии – за весь сентябрь и начало октября в разбивке
по дням. Напомню, с начала сентября, по мнению пиарщиков второй версии портала,
посещаемость этой второй версии выросла в 50 (!) раз.
Итак,
что можно сказать, глядя на эту статистику?
- Эмпирически
можно прийти к выводу, что сейчас сумма уникальных посетителей за месяц
примерно равна числу пользователей портала, имеющих на портале личные
кабинеты, т.е., что каждый пользователь портала в среднем заходит на него
1 раз в месяц. Я пришел к этому заключению на основании следующих опорных
точек:
·
в январе 2011 в интервью «Российской
Газете» Щеголев говорил о 200-х тысячах пользователей с личными кабинетами
(Рамблер дает за декабрь 2010 примерно 580 тыс. посетителей, за январь 2011 –
около 730 тыс.),
·
в начале сентября 2011 блог госпортала
сообщает о регистрации
миллионного пользователя (Рамблер дает за август цифру в 930+ тыс. уникальных посетителей).
Таким образом, тенденции следующие:
·
Число пользователей портала растет
примерно на 100 тыс. в месяц, и этот темп остается стабильным в течение
текущего года.
·
Количество заходов каждого
пользователя на портал в течение месяца так же стабильно снижается: в начале
2011 года число уникальных посещений в 2,5 раза превышало число личных
кабинетов, в сентябре 2011 эти две величины примерно сравнялись.
·
Среднемесячное число просмотров страниц
на портале в течение 9-ти месяцев 2011 года находится вблизи величины 7-8 млн
страниц (не учитывая сезонные колебания) и остается достаточно стабильным.
- В течение
всего сентября 2011 (когда, по мнению пиарщиков, вторая версия портала
неуклонно набирала популярность) посещаемость и число просмотров страниц
на портале старой версии оставались на стабильном уровне – около 1 млн
уникальных посетителей за месяц и около 7 млн просмотров страниц.
Учтем
также следующие факты:
- Адрес
новой версии портала (epgu.gosuslugi.ru)
далеко не так раскручен (это еще мягко сказано!), как адрес старой – gosuslugi.ru. Яндекс
и Гугл по запросу «госуслуги» самой первой ссылкой, а также абсолютным большинством
ссылок на первых страницах результатов отправляют на старую версию портала
(скриншоты не привожу, каждый может убедиться сам).
- Из пункта
1 следует, что большинство новых пользователей (те, кто только собирается
зарегистрироваться на портале) изначально попадают именно на старую версию
портала. Кстати, там же, на старой версии, они могут пройти и процедуру
первичной регистрации – эта часть портального кода не отключена, хотя с
вводом в штатную эксплуатацию второй версии это следовало бы сделать.
- Давние пользователи
портала, начинавшие работать с первой версией, продолжают заходить на
портал именно через первую версию (я сам так делаю до сих пор), и получают
услуги тоже через первую версию – пока, по мере «перевода стрелок», услуги
на первой версии не перестают быть доступными. Пример - я сам пользовался
услугой информирования о штрафах ГИБДД именно через первую версию почти в
течение всего сентября, и только к концу месяца эта услуга в первой версии
стала недоступной.
- Никакого
резкого увеличения числа доступных на портале госуслуг в течение сентября
2011 не произошло (если не считать тот самый «перевод стрелок», о котором
я написал выше). Поэтому рост числа посетителей не может быть связан с
этим фактором – вопреки тому, что утверждается в госблоге.
Так
откуда же взялся 50-кратный рост? Тролля госблогера, я писал:
То,
что резкое увеличение числа обращений (в 50 раз!) при росте пользовательской
базы на 10% может быть тупо связано с регулярной неработоспособностью сервисов
(и как следствие - необходимостью повторных заходов на портал), а также не
менее регулярными обрывами сессий по таймаутам разработчики и пиарщики портала,
похоже, в расчет не принимают.
Но
сейчас, как следует подумав, я пришел к выводу, что даже самые криворукие
разработчики не способны дать такой эффект прироста кликов. И даже, начиная
писать этот пост, я еще не знал правильного ответа на вопрос. Озарение пришло
по ходу творчества!
Вот
она – истина!
Просто за
сентябрь те самые криворукие разработчики наконец-то удосужились расставить код
счетчика «Яндекс.Метрика» по всем (ну или, по крайней мере, большинству)
страниц новой версии!
Здесь
уже можно включать «Europe» с их «Final Countdown» и наслаждаться...
Комментариев нет:
Отправить комментарий