7 октября 2011 г.

Э-Реалити. S01E02. «Наглая Э-Статистика». P01. Final Countdown!

Ну вот, уже второй эпизод нового реалити-сериала у меня образовался. Поясню про название. «Наглая статистика» - это четвертая категория лжи, существование которой я зафиксировал в своем майском посте, посвященном победным реляциям Минкомсвязи о возросшей посещаемости портала госуслуг и сотнях тысяч э-госуслуг, предоставленных гражданам. Как хорошо известно, три категории лжи определил британский премьер-министр XIX века Бенджамин Дизраэли: «Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Наши электронизаторы правительства и информатизаторы общества обычно пользуются для пиара себя любимых третьей из перечисленных категорий – приводят данные соцопросов, показатели счетчиков посещаемости госсайтов, самоотчеты ведомств (именно так выполняется мониторинг готовности перехода на СМЭВ – посмотрите на Интерфаксе). Но даже эта, высшая категория классической лжи, их зачастую не устраивает, и они начинают ее интерпретировать в нужном направлении – так появилась наглая статистика. Ну, префикс «Э-» говорит сам за себя, его объяснять не надо. Буду стараться в этом эпизоде анализировать все нагло-статистические публикации по темам э-госуслуг, э-правительства, и-общества иже с ними. Пока примусь за госпортал.

Собственно, данный пост вырос из легкого троллинга с моей стороны, имевшего место пару дней назад. Тогда я обратил внимание на свежую запись в ЖЖ gosuslugi.livejournal.com, позиционируемом как официальная PR-площадка портала госуслуг.
Пост назывался «Интересная статистика» и сообщал о том, что за месяц, прошедший с момента официального запуска (05.09.2011) новой версии портала госуслуг (живущей по адресу epgu.gosuslugi.ru), число посещений портала увеличилось в 50 раз (со 130-140 тысяч в месяц до 7 миллионов), а число пользователей, открывших свои личные кабинеты на портале за этот же период, возросло на 10% (с 1 млн до 1,1 млн человек). На основании здравого смысла я выразил сомнение в достоверности первой приведенной цифры – тем более, что в оригинале фраза выглядела так (выделение жирным, как всегда, мое – А.Б.): «Если раньше к нам обращалось  в среднем за месяц около 130-140 тысяч человек, то с внедрением новой версии число обращений выросло до 7 миллионов», и было непонятно, идет ли речь именно о человеках или о мышиных кликах.

Ну, то, что госслуживые предпочитают погорячее цифры покрупнее, хорошо известно еще со времен победной реляции Щеголева, посвященной запуску госпортала в тестовую эксплуатацию в декабре 2009 (Синус сохранил этот шедевр):
В первые часы работы портала количество обращений пользователей превысило отметку 1000 в секунду. За первую же ночь существования портала его посетители произвели свыше миллиона кликов, отметил министр: «Мало кто ожидал, что с первых минут портал выйдет на уровень наиболее популярных информационных ресурсов в мировом интернете».

Я тогда же, в декабре 2009, дал язвительный прогноз:
Наверное, в ближайшее время среди тысяч KPI, по которым оценивается «эффективная» деятельность российских чиновников, появятся еще и такие: «Количество обработанных кликов граждан», «Прирост кликов за отчетный период», «Повышение качества кликов», «Эффективное использование кликов»…

Сейчас с грустью приходится констатировать, что прогноз сбывается – считают именно клики, а не оказанные услуги.

Возвращаемся в сентябрь 2011, к цифрам, приведенным в госблоге. Свое сомнение относительно их достоверности я выразил - в привычной для себя манере - в коротком посте-реплике «Портально-госуслужливое» (хотя, сейчас понимаю, что правильнее было назвать – «Госпортально-услужливое» :) ), ну и не преминул дать короткий комментарий в госблоге (см.скриншот).


Комментарий мой появился в заскриненном виде, но я отнесся к подобной премодерации с пониманием – мало ли чего не напишут находящиеся в состоянии аффекта удовлетворенные получатели э-госсуслуг, за ними нужен глаз да глаз. Минут через 15 после моего комментария ко мне в блог зашел владелец журнала gosuslugi – это показала моя статистика посещений. Видимо, результатами захода госблогер остался неудовлетворен, потому что мой комментарий так и не расскринили.
Сначала я хотел просто поехидничать по поводу скрининга, но потом подумал, что это будет мелко и не аналитично.

Поэтому я решил проанализировать – откуда могли взяться такие цифры.
К сожалению, открытой статистики по epgu.gosuslugi.ru нет. Единственное, что удалось установить легко и быстро, так это то, что на сайте стоят счетчики «Яндекс.Метрика» - код счетчика присутствует на главной странице, ну и, наверное, на всех остальных тоже – идти дальше главной мне было лениво.
Старая же версия портала госуслуг пользуется счетчиками Рамблера – я уже писал об этом в майском посте про наглую статистику Минкомсвязи. Рейтинг «Топ 100» Рамблера хорош тем, что там хотя бы минимально необходимая статистика находится в свободном доступе – я на эту статистику уже ссылался. Сошлюсь еще раз, вот так выглядят данные Рамблера за период декабрь 2009 – сентябрь 2011:


Там можно посмотреть за отдельные месяцы, в разбивке по дням и т.п.

Вот еще один срез по старой версии – за весь сентябрь и начало октября в разбивке по дням. Напомню, с начала сентября, по мнению пиарщиков второй версии портала, посещаемость этой второй версии выросла в 50 (!) раз.


Итак, что можно сказать, глядя на эту статистику?
  1. Эмпирически можно прийти к выводу, что сейчас сумма уникальных посетителей за месяц примерно равна числу пользователей портала, имеющих на портале личные кабинеты, т.е., что каждый пользователь портала в среднем заходит на него 1 раз в месяц. Я пришел к этому заключению на основании следующих опорных точек:
·         в январе 2011 в интервью «Российской Газете» Щеголев говорил о 200-х тысячах пользователей с личными кабинетами (Рамблер дает за декабрь 2010 примерно 580 тыс. посетителей, за январь 2011 – около 730 тыс.),
·         в начале апреля 2011 в презентации по итогам «Электронной России 2002-2010» Массух сообщает уже о 460+ тыс. личных кабинетов (данные Рамблера за март 2011 – чуть более 1 млн посетителей),
·         в начале сентября 2011 блог госпортала сообщает о регистрации миллионного пользователя (Рамблер дает за август цифру в 930+ тыс. уникальных посетителей).

Таким образом, тенденции следующие:
·         Число пользователей портала растет примерно на 100 тыс. в месяц, и этот темп остается стабильным в течение текущего года.
·         Количество заходов каждого пользователя на портал в течение месяца так же стабильно снижается: в начале 2011 года число уникальных посещений в 2,5 раза превышало число личных кабинетов, в сентябре 2011 эти две величины примерно сравнялись.
·         Среднемесячное число просмотров страниц на портале в течение 9-ти месяцев 2011 года находится вблизи величины 7-8 млн страниц (не учитывая сезонные колебания) и остается достаточно стабильным.

  1. В течение всего сентября 2011 (когда, по мнению пиарщиков, вторая версия портала неуклонно набирала популярность) посещаемость и число просмотров страниц на портале старой версии оставались на стабильном уровне – около 1 млн уникальных посетителей за месяц и около 7 млн просмотров страниц.

Учтем также следующие факты:
  1. Адрес новой версии портала (epgu.gosuslugi.ru) далеко не так раскручен (это еще мягко сказано!), как адрес старой – gosuslugi.ru. Яндекс и Гугл по запросу «госуслуги» самой первой ссылкой, а также абсолютным большинством ссылок на первых страницах результатов отправляют на старую версию портала (скриншоты не привожу, каждый может убедиться сам).
  2. Из пункта 1 следует, что большинство новых пользователей (те, кто только собирается зарегистрироваться на портале) изначально попадают именно на старую версию портала. Кстати, там же, на старой версии, они могут пройти и процедуру первичной регистрации – эта часть портального кода не отключена, хотя с вводом в штатную эксплуатацию второй версии это следовало бы сделать.
  3. Давние пользователи портала, начинавшие работать с первой версией, продолжают заходить на портал именно через первую версию (я сам так делаю до сих пор), и получают услуги тоже через первую версию – пока, по мере «перевода стрелок», услуги на первой версии не перестают быть доступными. Пример - я сам пользовался услугой информирования о штрафах ГИБДД именно через первую версию почти в течение всего сентября, и только к концу месяца эта услуга в первой версии стала недоступной.
  4. Никакого резкого увеличения числа доступных на портале госуслуг в течение сентября 2011 не произошло (если не считать тот самый «перевод стрелок», о котором я написал выше). Поэтому рост числа посетителей не может быть связан с этим фактором – вопреки тому, что утверждается в госблоге.

Так откуда же взялся 50-кратный рост? Тролля госблогера, я писал:
То, что резкое увеличение числа обращений (в 50 раз!) при росте пользовательской базы на 10% может быть тупо связано с регулярной неработоспособностью сервисов (и как следствие - необходимостью повторных заходов на портал), а также не менее регулярными обрывами сессий по таймаутам разработчики и пиарщики портала, похоже, в расчет не принимают.

Но сейчас, как следует подумав, я пришел к выводу, что даже самые криворукие разработчики не способны дать такой эффект прироста кликов. И даже, начиная писать этот пост, я еще не знал правильного ответа на вопрос. Озарение пришло по ходу творчества!

Вот она – истина!
Просто за сентябрь те самые криворукие разработчики наконец-то удосужились расставить код счетчика «Яндекс.Метрика» по всем (ну или, по крайней мере, большинству) страниц новой версии!

Здесь уже можно включать «Europe» с их «Final Countdown» и наслаждаться...

Комментариев нет:

Отправить комментарий