24 июня 2010 г.

Déjà vu: «Новая Газета» об Э-Правительстве и Э-Госуслугах

Это пост из разряда «Не собирался писать, но не могу молчать». Недавно я уже полемизировал с публикацией «Новой Газеты» на тему Э-Правительства. И вот опять приходится. Терпеть не могу, когда люди безапелляционно высказываются о вещах, о которых имеют весьма приблизительное понятие. А если эти люди – журналисты, работающие в конкретном издании, то уважение и доверие к этому изданию у меня резко падают (если до того были).

О «Новой Газете» у меня до сих пор не было какого-то своего устоявшегося мнения. По той простой причине, что я очень редко ее читаю (можно сказать – вообще не читаю). Не, я конечно в курсе, что это оппозиционное издание, я знаю имена Анны Политковской, Вячеслава Измайлова, Дмитрия Быкова и т.д. Ну и конечно, кто ж не знает Юлию Латынину с ее «стрелкой осциллографа» :). Про громкие (правильнее сказать –«скандальные») журналистские расследования «Новой Газеты» я тоже знаю. И про многочисленные «сливы» через «НГ», конечно, тоже читал. И про судебные разбирательства, и про опровержения публикаций…
Но при всем при этом – не было у меня своего личного отношения к этому изданию. А теперь вот появилось. Потому что, когда я вижу тенденциозное передергивание фактов или заведомо не соответствующие истине утверждения, относящиеся к предмету, о котором я знаю достаточно хорошо, я начинаю тихо беситься. А поскольку я человек интеллигентный (по крайней мере, слово это пишу правильно), то мое тихое бешенство обретает форму язвительных блогокомментариев.

Итак, неделю назад в «Новой Газете» появилась статья «Человек с большими минкомсвязями». Статья, как я понимаю, типичная для этого издания – очередной откровенный «слив». На этот раз - про Алексея Кузовкина, председателя совета директоров ОАО «Армада». И поскольку «Армада» известна (правда, не очень широко) тем, что сейчас как раз и делает портал Gosuslugi.Ru, в статье нашлось место очередным рассуждениям на тему э-правительства.

На сайт gosuslugi.ru государство уже потратило более 100 млн рублей, но этот единственный орган электронного правительства в настоящий момент представляет собой, по сути, банальный справочник.
А.Б.: Повторение вранья трехнедельной давности.

«Госуслуги в интернете — хорошая штука, но пока у нас не работает», — заявил недавно президент Дмитрий Медведев на встрече с активом партии «Единая Россия». Критика главы государства была беспрецедентной: «это просто извращение» или «это не e-government, это пародия на «электронное правительство». Ни одно из ведущих СМИ не сочло нужным процитировать слова президента, фактически адресованные ответственному за e-government министру Щеголеву, членам его команды и их подрядчикам.
А.Б.: А вот так передергиваются факты. Цитаты из Д.Медведева правильные, но нужно понимать, в каком контексте были произнесены эти слова. Я не поленился и пролистал всю стенограмму встречи президента с «единороссами» (кстати, встреча состоялась в конце мая – не странно ли, что газета вспоминает о «беспрецедентной критике» почти месяц спустя?). Про госуслуги Д.Медведев говорил, отвечая на выступление «единоросса»-блогера В.Бурматова. Так давайте сначала почитаем, что сказал блогер:

Я уже говорил, что моё поколение привыкло большую часть информации получать в интернете, и, более того скажу, даже не большую часть информации, а уже и значительную часть услуг. Поэтому я бы хотел сейчас поднять острый вопрос, как мне кажется, он острый, по крайней мере, для меня, – это вопрос государственных услуг в интернете. Сейчас на федеральном уровне действительно делается много. Я смотрел портал госуслуг очень внимательно. Действительно, собрана большая база данных документов, это титанический труд. И здорово, что можно скачать анкеты, справки и заполнить их, не выходя из дома. Но хочу обратить внимание, что в большинстве случаев потом с этой распечатанной и заполненной анкетой придётся идти снова к чиновнику, стоять в очереди. А что произойдёт дальше? Чиновник посмотрит и скажет: «Это написано с маленькой буквы, а надо было написать с большой». И отправит опять домой скачивать эту анкету и распечатывать. Ещё раз повторяю: это большой шаг вперёд, но пока именно о предоставлении госуслуг онлайн говорить нельзя, точнее, не во всех случаях. Это федеральный уровень. А если посмотреть регионы? Я не поленился, посмотрел несколько сайтов правительств областей. Например, зашёл на сайт правительства Кировской области. Большой портал. Искал-искал я там кнопку «госуслуги», не нашёл, её там нет. Специально сделал «принтскрин». То же самое, например, Иркутская область, нет там такой кнопки. Пошёл дальше. Например, Владимирская область. Кнопка есть, госуслуги вроде как предоставляются, но, например, на этом сайте всё ограничивается просто перечислением перечня документов, и всё. На мой взгляд, это дискредитирует саму идею электронного правительства и «Электронной России». Это что-то другое.
Мне кажется, что развитие сервиса госуслуг через интернет можно было бы сделать одним из критериев эффективности деятельности главы региона, потому что это действительно так, как мне кажется. А Минкомсвязи и Минэкономразвития, которые, насколько я понимаю, отвечают за продвижение этих сервисов, в том числе и в регионах, можно было бы дать поручение как можно быстрее подготовить базу программных продуктов и внедрить её в регионах, для того чтобы этот процесс заработал так, как он и должен работать, и не дискредитировал сам себя.

А.Б.: Я не случайно выделил несколько фраз в выступлении В.Бурматова. Потому что и они – вранье. В конце мая, когда проходила встреча, достаточно большое количество услуг (более 40) уже находились на III-ем этапе реализации, т.е. заявления по ним можно было передавать в онлайне. И эти заявления передавались не в виде заполненных бланков, а через заполнение формы на сайте (тоже не лучший вариант, но, по крайней мере, исключающий ту «страшилку» общения с чиновником, которую нарисовал «единоросс»). Мне вот интересно – он сам ходил по чиновникам или народные байки рассказывал? Думаю, ответ очевиден.

Естественно, президент не заходит на портал госуслуг каждый день (как делают некоторые маньяки :) ). И он узнает о том, что портал таки заработал только тогда, когда ему это покажет-расскажет министр Щеголев. А поводов показать-рассказать – после декабря 2009 и заседания Госсовета и И-Совета – пока не случилось. Вот и находится представление президента о портале на уровне того, декабрьского показа. Поэтому он и говорит вот такие вещи (это полная цитата, в отличие от обрывков, приведенных в «Новой Газете»):

По поводу госуслуг в интернете. Хорошая штука, безусловно, но пока у нас не работает. То, что Вы приводите в пример, – это действительно показатель того, как зачастую у нас эти госуслуги воспринимаются, то есть тебе дают возможность распечатать на собственном принтере бланк, для того чтобы не брать его в администрации, и с этим бланком уже общаться с чиновниками. Это просто извращение, безусловно. Смысл-то как раз в том, чтобы не вставая с собственного кресла вступить в прямые и честные отношения с государством и договориться о чём-то. Если этого нет, то это не e-government, это пародия на электронное правительство.

А.Б.: А здесь я выделил жирным шрифтом ровно те обрывки фраз, которые цитируются в «Новой Газете». Ну и где здесь «беспрецедентная критика», адресованная министру Щеголеву и иже с ним? Это реакция на тот пример (который, как я сказал, сам, скорее всего, выдумка), который привел В.Бурматов – не более.

Готовясь написать эту небольшую полемическую реплику, я почитал, что пишут про «Новую Газету» в русской Википедии. Одно из приведенных в вики-статье мнений показалось мне вполне соответствующим тому образу издания, который сложился у меня (жирный шрифт мой – почему я выделил именно эти куски, думаю, понятно):

Ю. В. Урдаева, автор студенческой публикации в научном издании Красноярского государственного университета, полагает, что «Новая газета» применяет приёмы манипулирования мнением:
¨        Смешивание информации и мнения (смешивание фактов и мнений о фактах).
¨        Избирательная подача материала (преднамеренный отбор фактов, выгодных газете).
¨        Частичное, одностороннее освещение событий (подача мнения только одной стороны).
¨        Особая компоновка тем.
¨        Конструирование сообщения из обрывков какого-либо высказывания.
По мнению Ю. В. Урдаевой, «информационное воздействие, осуществляемое „Новой газетой“, в целом носит деструктивный характер: дискредитирует политический режим России в целом или его отдельных представителей».

К этому прибавить уже нечего…

Комментариев нет:

Отправить комментарий