4 июня 2010 г.
Как НЕ НУЖНО писать статьи о портале госуслуг
Меня сложно заподозрить в искренних симпатиях к порталу госуслуг – достаточно просто посмотреть на перечень постов в моем «госуслужливом» сериале и прочесть пару-тройку из них. Иногда мне кажется, что я один из самых занудных последовательных критиков портала – по крайней мере, по количеству постов на эту тему со мной, ИМХО, мало кто сравнится во всей российской блогосфере. Но критикуя, я стараюсь оставаться объективным – и отмечаю все позитивное, что на портале все-таки появляется (вот скоро про штрафы ГИББД пост с картинкам сделаю). Поэтому меня удивляют журналистские потуги на тему портала, которые мало того, что отстают от жизни, но и видят все в одной веселенькой – преимущественно черно-серой, иногда переходящей в желтую – гамме. Но, как говорят в ЖЖ, журналисты такие журналисты – что с них взять…
Этот мой пост – из категории «не могу молчать». Достаточно сказать, что для того, чтобы его написать, я отложил в сторону писавшийся длинный пост на гораздо более интересную для меня тему E-Discovery (я его все-таки допишу, и думаю, что даже сегодня – так что stay tuned…). Первоначально я даже собирался назвать этот пост «Как НЕ НУЖНО очернять портал госуслуг» - потому что очернительство начинается уже с заголовка и подзаголовка статьи, которую я собираюсь разобрать по косточкам.
На статью меня навел короткий информационный пост Фэлкона (http://users.livejournal.com/_falkon_/). К сожалению, я не разделяю оптимизм Ивана насчет качества статьи. Сначала я хотел ответить ему комментом, но потом понял, что получается очень длинно (без цитат, увы, не обойтись – в них вся суть). Поэтому и взялся писать отдельный пост.
Статья опубликована в «Новой Газете», называется ««Е-правительство» отложили в долгий ящик» и имеет подзаголовок «Исполнители срывают план президента по созданию единого портала государственных услуг», опубликована сегодня 04.06.2010 (интернет-версия статьи – здесь). Неточности здесь начинаются не то, что с первого слова, но уже с первой буквы. «Е-правительство» - это не по-русски, по-русски правильно (если уж хочется использовать аналог англоязычного E-Government) – Э-Правительство. Потому что правительство - Электронное, а не Електронное.
Про «долгий ящик» и «срывание планов» даже говорить не хочется, но придется. Да, от плана из распоряжения 1555-р разработчики отстают – по некоторым услугам на 1-2 дня, по некоторым – уже на месяцы. Но… На портале уже действует несколько десятков услуг (насколько они полезны и реально приоритетны – это отдельная тема, но вопросы здесь совсем не к разработчикам), и большинство из них были введены с минимальными отклонениями от плановых сроков. Наверное, самыми кошмарными месяцами для разработчиков были март и апрель – к концу марта нужно было ввести в строй более 40 услуг, а с 1-го апреля открыть регистрацию на портале и сделать доступным «личный кабинет». Худо-бедно, но разработчики с этими задачами справились (местами их «подставили» ведомства, но это тоже отдельная тема).
Далее буду цитировать и комментировать (как всегда, жирный шрифт в цитатах мой).
Этот сайт (gosuslugi.ru – А.Б.), открытый в большой спешке, и по сей день именуется «справочно-информационным», хотя по утвержденному «Распоряжением» расписанию он постепенно должен наполняться собственно услугами в электронной форме. С тех пор прошло уже полгода, но почти ничего из того, что было обещано, до сих пор не сделано.
А.Б.: Первое вранье (не считая заголовка и подзаголовка). Сделано очень много – план из 1555-р выполняется, задержки минимальны.
В этих «разборках» мне сильно помогли сотрудники Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Транспаренси Интернешнл — Россия» (ТИ-Р), точнее, его проекта «Антикоррупционный сетевой кабинет», АСК (askjournal.ru). Без подсказок координатора проекта и заместителя директора центра Ивана Ниненко я во многом просто не смог бы разобраться — у сайта Gosuslugi.ru напрочь отсутствует не только стандартный раздел «Новости сайта», но и вообще какая-либо пиар-служба.
А.Б.: Вообще-то, как мне кажется (я-то сам так - любитель…), профессия журналиста предполагает наличие способностей к поиску информации и ее анализу. И искать эту информацию нужно не только на объекте журналистского «оборзения», но и во всем медиа-пространстве. А там ее, информации о портале, столько, что за год (а то и за 10 лет) не перечитать. Да можно далеко и не ходить – достаточно в ЖЖ найти нужные блоги. А эти блоги в Яндексе (включая мой, о чем говорю не без удовольствия и без ложной скромности) выводятся уже на первой-второй страницах результатов поиска.
Но еще важнее не техническая несовместимость, а организационная. Учитывая степень координации (т.е. ее полное отсутствие) действий властей различных уровней по части предоставления информации, не очень понятно, куда именно в первую очередь должен обращаться гражданин.
А.Б.: Опять вранье (или тупо – незнание предмета). Да, регламенты предоставления и обновления информации на портале исполняются ни шатко ни валко (я сам об этом сколько раз писал в постах эпизода «Момент (не)истины»), но это не значит, что координация отсутствует. Механизм координации есть – исполнители подкачали.
Теперь насчет «непонятливого» гражданина. Единый портал потому и называется единым, что гражданину достаточно обратиться на него, указав регион своего местоположения. Дальше сработает механизм (неидеальный, но имеющий место быть) «регионализации» госуслуг – т.е. человека выведут на доступные в его регионе услуги.
…основные параметры, которыми являются ваш страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и ИНН, проверяются по полной программе (не хочется думать, что вручную, хотя с учетом плачевного состояния государственных баз данных и это не исключено).
А.Б.: Ну что за бред в скобках – про «не исключено» ручную проверку СНИЛС и ИНН?! Вот за такие фразочки хочется иногда журналюг прикладывать не словесно, а физически – фейсом к тому самому интерфейсу регистрации, чтобы воочию убедились. Пассаж про «плачевное состояние государственных баз данных» - отдельная песня! Интересно, журналюга самостийно пускал слезу над госбазами или интервьюировал плачущих?
…разработчики фактически ограничивают круг получателей услуг гражданами РФ, прописанными в РФ…
А.Б.: Иван это отметил в своем посте, я повторюсь – к моменту выхода статьи на портале - уже два дня как - была реализована регистрация иностранных граждан (опять-таки – не идеально, но реализована). Факты нужно проверять! Конечно, если следовать нормам ПРОФЕССИИ журналиста…
Внедрение государственных услуг в электронном виде можно разделить на пять этапов, согласно «Распоряжению».
А.Б.: Не можно разделить, а строго разделено и определено по срокам. Вообще, оборот «можно разделить» настолько по-студенчески звучит, что я не удивлюсь, узнав, что автор все еще только учится на журналиста. Вот так – «можно разделить» - отвечают преподавателям на экзамене, причем именно тогда, когда не очень твердо владеют предметом (что, собственно, из статьи и становится явно видно). Хотя… Вот сейчас посмотрел сайт «Новой Газеты» - автор там публикуется с 2005 года, причем очень много пишет на темы интернета и ИТ. Так что, скорее всего, уже не студент, а просто во студенчестве не блистал в учебе.
На этом сайте (pgu.donland.ru — интересно, что имелось в виду под pgu?)…
А.Б.: Вообще-то, аббревиатура ПГУ, означающая Первое Главное Управление «Портал Государственных Услуг», настолько широко используется в публикациях про госуслуги и в речах причастных госчиновников, что не знать этого просто стыдно.
Так вот, аналогичный раздел на Gosuslugi.ru, который, по идее, должен быть самым надежным источником информации, еще хуже: только по названиям пунктов «Дежурная часть Тестовый документ» в соответствующем разделе можно заключить, что со стороны МВД это была чистая отписка, даже не доведенная до конца
А.Б.: Вообще-то, делая подобные заявления, неплохо было бы давать ссылки – чтобы читатель сам смог убедиться (тем более, в онлайновой версии газеты это было бы совершенно естественным). Я достаточно долго шарился по околоМВД-шным разделам портала госусулуг, но ни пункта «Дежурная часть», ни пустого тестового документа не нашел. Подозреваю, что автор увидел это на одном из ведомственных сайтов, куда он попал с портала, сам того не заметив :). Именно поэтому я написал, что нужно давать ссылки.
…до недавнего времени на сайте Gosuslugi.ru была подготовленная Минсвязи общая кнопка для обращения граждан в ведомства, а совсем недавно ее убрали, и никто нигде не объяснил, почему.
А.Б.: Один из немногих правдивых фактов в статье (если не считать существования самого портала). Действительно, кнопка была – и кнопка сплыла. Думаю, причина банальная – не работало что-то. Разработчиков такие выкрутасы, понятное дело, не красят. Но что мешало журналисту сходить в ЖЖ-блог портала, о котором он отзывается положительно, и там задать вопрос насчет кнопки?
В качестве положительного примера работы ведомств можно привести Пенсионный фонд (pfrf.ru) — зарегистрировавшись на «Госуслугах», можно посмотреть буквально все по теме, в том числе какая именно компания, когда и сколько платила за вас взносов, процент прироста на вашем счету и т.д. Но это единственный пример услуги, реализованной полностью и практически без подводных камней.
А.Б.: Журналист опять не в теме. Полтора месяца назад я написал пост «Инвентаризация», в котором подробно и занудно дотошно прошелся по «плану 74-х» из распоряжения 1555-р и подсчитал, сколько услуг реализовано, по каким ведомствам и т.п. Так вот, на тот момент из 8-ми услуг, числившихся за Пенсионным фондом, реализована была только одна – собственно, тот самый просмотр индивидуального пенсионного счета, которым так восхищается автор статьи (хотя это – банальная трансляция на портал результатов отработки запроса по базе ПФ, технически доступная в реализации любому программисту со стажем работы в пару лет). Т.е., Пенсионный фонд был как раз таки не передовиком, а самым отстающим среди всех ведомств.
Сейчас я не поленился зайти и проверить, какими достижениями на сегодняшний день может похвастаться ПФ РФ. Главное «достижение» состоит в том, что теперь при запросе услуги «Получить извещение о состоянии ИЛС» на экран выдается вот такая замечательная картинка:
Точно такая же картинка выдается при выборе еще 3-х услуг из номинальных семи, присутствующих в разделе ПФ РФ. Кстати, я не случайно употребил эпитет «номинальные». Дело в том, что услуги, которые доступны в разделе ПФ РФ на портале госуслуг, не слишком коррелируют со «списком 74-х» - я об этом уже писал в том же посте «Инвентаризация». Из тех же услуг, которые упомянуты в плане распоряжения 1555-р, номинально доступными стали услуги с номерами 30, 31 и 35, но при открытии каждой из них на экране появляется замечательное уточнение «Отправка данных по услуге допустима с условием подписания их электронной цифровой подписью Удостоверяющего центра Пенсионного фонда».
Видно, что ПФ РФ не стоит на месте, и одним из первых среди ведомств внедрил во взаимоотношениях с гражданами ЭЦП. Правда, граждане об этом – ни сном, ни духом…
Всего в «Плане», прилагающемся к «Распоряжению правительства №1555-р», 74 услуги федерального уровня, и поскольку полностью они должны быть реализованы к концу 2011 года, сейчас еще рано подводить итоги.
А.Б.: Если бы журналист потрудился открыть «план 74-х» и посмотреть на указанные там сроки, то он бы не допустил той лажи, которую я выделил жирным шрифтом. Дело в том, что в плане значительное число услуг имеет сроки реализации V-го этапа в 2012, 2014 и 2015 годах.
Но отставание от плана уже налицо — из 31 услуги, что должны заработать на данный момент в рамках III этапа, хоть как-то присутствуют лишь 20.
А.Б.: На данный момент (если говорить о начале июня и сосчитать 6 услуг, которые должны были быть реализованы в мае) общее число работающих на III-ем этапе услуг должно составлять 52 штуки. В апреле, по моим подсчетам, работало 38 (из 46, которые должны были работать). В мае к ним номинально добавились 3 из тех 6, которые были в плане (подробно о майских услугах можно почитать в посте Фэлкона), и номинально заработали 3 услуги из ранее не работавших (ПФ РФ) Таким образом, соотношение «план-факт» составляет 52 к 44, но никак не 31 к 20, как об этом пишет автор статьи. Уж стащил бы лучше цифры из моего поста, что ли… :)
Отдельное удовольствие мне доставил заключительный раздел статьи, озаглавленный «Инструкция «Новой». Как получить паспорт, не выходя из дома». По-видимому, этим разделом автор претендует на обладание неким сакральным знанием о портале госуслуг, почерпнутым из личного общения с порталом. Но и тут он лажает почем зря:
В случае успеха (при подаче анкеты через портал – А.Б.) следует ожидание в течение нескольких недель ответа от ФМС с приглашением, которое придет в тот же «Личный кабинет» (а вы, наверное, надеялись, что по электронной почте, как из интернет-магазина?). После этого, если вы придете с оплаченной квитанцией госпошлины и готовой фотографией, то в принципе документы старого образца можете получить через час (по крайней мере, так уверяют в ФМС).
А.Б.: Если бы автор почитал немного ЖЖ-блог разработчиков портала, то знал бы, что ответы на анкеты, преодолевшие самую трудную фазу – собственно, подачу через сайт – приходят через несколько дней, а не через несколько недель. Правда, чаще всего эти ответы содержат указания на ошибки при заполнении заявления – и все заявление приходится перенабирать заново, никаких сохраненных черновиков на портале не предусмотрено. О получении паспорта через час (при условии, что с анкетой все в порядке) – мартовская пиарея ФМС, которая абсолютно не соответствует жизни. Дело в том, что в УФМС приходится являться не по разу и при получении паспортов старого образца, и при получении новых паспортов. Камень преткновения – данные о трудовой деятельности, для подтверждения которых в УФМС приходится очно доставлять либо заверенную работодателем копию трудовой книжки, либо оригинал трудовой. И даже если сверка прошла успешно, ни о какой выдаче паспорта «через час» речь не идет – в лучшем случае предложат прийти через пару недель вместо месяца.
Теги:
Госуслуги,
Полемика,
Цитаты,
Э-Правительство
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий