29 октября 2011 г.

Э-Реалити. S01E03. «Э-Инвентаризация». P01-1. СМЭВ: Записки постороннего. Часть I

Продолжаю раскручивать свой новый сериал «Э-Реалити» и открываю в нем уже третий эпизод - «Э-Инвентаризация». Посвятить этот эпизод я собираюсь довольно занудному интересному делу – сопоставлению планов громадья чиновных электронизаторов-информатизаторов с их же реальными достижениями (или правильнее будет употребить здесь иностранное слово – факапами?). Полтора года назад у меня уже был пост, в названии которого присутствовало слово «Инвентаризация» - тогда речь шла о планах развития и реалиях портала госуслуг (еще «старыми деньгами», т.е. первой версии).
В своем новом э-реалистическом сериале я тоже поначалу хотел вернуться к повторной инвентаризации портала. Но как-то за прошедший месяц он мне слегка сильно поднадоел (думаю, что и моим читателям тоже). Поэтому я решил начать с другой темы, ранее не удостаивавшейся моего внимания (специально проверил: даже тега соответствующего у меня нет) – СМЭВ. Расшифровывать аббревиатуру не буду – она и так на слуху, все знают, о чем речь.

Первый сюжет нового эпизода я назвал незатейливо – «СМЭВ: Записки постороннего». Аллюзию на одну из работ вождя мирового пролетариата в этом названии могут углядять только те из моих читателей, кому еще довелось застать при обучении в вузе такие дисциплины, как «История КПСС» и «Научный коммунизм». Но, честно говоря, никакой аллюзии нет – просто я действительно совершенно посторонний для СМЭВ человек:
  • Компания, в которой я работаю, не имеет ни прямых, ни косвенных (через партнеров и клиентов) контрактов, относящихся к СМЭВ.
  • Я не имею доступа ни к какой инсайдерской информации по СМЭВ (ну если не считать нескольких ресурсов, вход на которые осуществляется по логину и паролю, вывешенным на заборе широко известным широким кругам интересующихся темой).
  • В ближайшее время, насколько я могу судить и предполагать (по крайней мере, на период написания соответствующего сериального эпизода), никакая из госуслуг, подразумевающих при ее оказании использование СМЭВ, мне не грозит.
Надо было бы в заголовок поста добавить еще название I-ой части – что-нибудь типа «5-10-25 мифов о СМЭВ», но я и так в последнее время чего-то стал грешить длиннотами в стиле Даниэля Дефо (ну, правда, до такого мне еще далековато :) - «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим»). Так что, заканчиваю заголовок и вступление и приступаю к сути.

Ну а суть состоит в том, что с некоторого времени стали меня напрягать невероятно размножившиеся в СМИ цифры (окружаемые также многочисленными буквами и запятыми) про СМЭВ. В принципе, весьма похожие жонглирования сотнями тысяч и миллионов каких-то абстрактных «обращений» встречаются на каждом шагу в пиаре портала госуслуг, так что прием не нов. При этом люди, несколько более глубоко погруженные в тематику и реалии СМЭВ, как-то не торопятся разделять щенячьи восторги журналистов, ни хрена не разбирающихся не слишком понимающих в технических деталях, но просто балдеющих от терминов типа «одна инстанция», «веб-сервис», «продуктивная система». И еще параллельно создается видимость строго и неусыпного государева ока, непрестанно мониторящего переход на СМЭВ: «Все ли ТКМВ одобрены? Все ли веб-сервисы утверждены? Хватает ли вычислительных мощностей для транзакций?» Короче говоря – все те же хлестаковские 35 тысяч курьеров, только теперь в электронном варианте.

Будучи по природе (и немного – по должности) скептиком занудой вдумчивым аналитиком, я не мог отказать себе в удовольствии посравнивать разные цифры и факты про одно и то же. Так что, хоть это в название и не уместилось, начинаю развенчивать мифы про СМЭВ.

Миф 1-ый. Собирать справки больше не нужно! Чиновники все сделают сами – у них теперь есть СМЭВ.
Это не только первый - это главный миф про СМЭВ. Про «одно окно» не написал разве только самый ленивый журналист и не сказал только самый ленивый чиновник, говорящую голову которого выпускают в какой-нибудь телерадиоэфир. Вот почти нефильтрованный (я выбросил только разные региональные и узковедомственные заметки) перечень заголовков из раздела «Публикации» спецпроекта Интерфакса «Мониторинг МВ» за полтора месяца – с конца августа 2011 по середину октября 2011:
  • Чиновники собрались в "одну инстанцию"
  • Бюрократов лишают справок
  • Время "окна" изменить нельзя - Госуслуги
  • Обнародован список «чиновников-бюрократов»
  • Владимир Путин обещает, что очереди в госучреждениях станут короче
  • С 1 октября мытарства россиян в походах за справками прекратятся
  • Справка к вам придет сама. Неужели?
  • Свершилось: госорганам запретят требовать с граждан справки
  • Граждане и бизнес сэкономят миллиарды рублей с переводом госуслуг на "одну инстанцию"
  • Электронные успехи России
  • Людям больше не придется быть курьерами
  • Без бумажки - человек!
  • Бумажная волокита уйдет в прошлое?
  • Чиновники перестанут гонять народ за справками
Не правда ли, что ни заголовок – то просто бриллиант стиля и оригинальности?
По зомбоящику ТВ тоже регулярно идут сеансы зомбирования репортажи с той же ключевой установкой единственной мыслью: энурезу – нет, все шрамы рассосутся сами главное теперь – добраться до «одного окна», а дальше всемогущий СМЭВ все сделает.

Те немногие журналисты, у которых еще осталась своя голова на плечах и кто умеет не только минкомсвязевские пресс-релизы в бантики под своей фамилией упаковывать, стараются внести во всеобщую вакханалию «одноинстанционного» восторга хоть немного здравого смысла – они, по крайней мере, упоминают, что какие-то справки и документы гражданам все-таки придется брать самим и нести по инстанциям. В 210-ФЗ, в его последней инкарнации, появилось понятие «документы личного хранения» - это именно те документы, которые не могут и не должны передаваться между ведомствами по СМЭВ, и которые граждане должны предоставлять лично при обращении за госуслугами. Перечень этих документов приведен в пункте 2 части 1 статьи 7 закона и насчитывает 18 позиций (я не буду их здесь все перечислять, просто дам ссылку на соответствующую страницу очень приличного, на мой взгляд, МЭРовского портала 210fz.ru). Вот эти 18 позиций многими спикерами и райтерами «за госуслуги» трактуются как «18 документов» - дескать, нужно будет предоставлять только некоторые из 18-ти документов личного хранения, которые перечислены в законе. На самом деле, конечно, речь идет не 18-ти документах, а о 18-ти видах документов, что, как известно, две большие разницы. При желании, по каждому из этих 18-ти видов можно реально насчитать до десятка, а то и больше, документов – и все их нужно будет по старинке добывать, топая ножками по всем тем самым многочисленным «окнам»...

Миф 2-ой (или – Миф 1-ый, версия 2.0). Ведомства с помощью СМЭВ заботятся о гражданах, избавляя их от необходимости собирать сотни документов.
Первый миф носит качественный характер: в нем нет никаких цифр, кроме единственной – «одна инстанция». Второй миф призван углубить и расширить первый, и показать наглядно, с конкретными цифрами, насколько чиновники заботятся о гражданах.
Вот как этот миф звучит в исполнении вполне уважаемой мною главы МЭР Э.Набиуллиной (цитата – из стенограммы совещания у Председателя Правительства РФ В.Путина по вопросу предоставления государственных услуг населению 26.09.2011):
Сейчас у нас из 900 услуг 337 требуют межведомственного взаимодействия. 337 услуг – и по каждой из этих услуг нужно получить какие-то справки в других органах. В среднем для юридических лиц это пять-шесть справок, иногда достигает и большего количества – до 10 и более справок. В результате работы – а работа шла по каждой услуге – по 337 услугам были составлены технологические карты, вся технология обмена информацией. В результате на межведомственное взаимодействие переводится 988 документов и, что очень важно, выяснилось, что у нас 311 документов вообще избыточны. То есть когда органы власти требовали у граждан, у бизнеса эти документы, они их даже не использовали для предоставления госуслуг. Выяснилось, что эти документы просто не нужны, их можно ликвидировать. Это косвенный, но положительный эффект в документообороте.

Ну не здорово ли?! Не нужно будет собирать аж 988 документов, а еще 311 – вообще не нужны!

Не здорово... Потому, что на том же сайте Интерфакса, в спецпроекте «Мониторинг МВ» в разделе «Аналитические материалы» лежит скромный документ с названием «Статус проекта по переходу на межведомстенный порядок предоставления государственных услуг. Спроектированные "межведомственные" документы и услуги.» (прямая ссылка на файл). А в этом документе на стр. 4 есть вот такая табличка:


Обратите внимание на третью строку таблицы: «Число выявленных «входных»2 документов – 5 612». Видите номер сноски 2? Вот что там в сноске написано: «В настоящее время обязанность по предоставлению всех 5612 входных документов лежит на получателях услуг». Ну да, это наша суровая чиновничье-бюрократическая действительность... Но ведь СМЭВ избавит нас от этого, не?
Не, не избавит... Ибо к следующей строке: «Число МВ документов3 – 988» тоже есть сноска, с номером 3. А вот в ней написано нечто гораздо-гораздо менее оптимистичное:
«В результате выполнения проекта данные 988 документов не будут подлежать истребованию с заявителя и должны получаться органами, предоставляющими услуги, самостоятельно по межведомственным каналам. Оставшиеся 4624 документа (5612− 988) по-прежнему будут предоставляться заявителями, т.к. либо эти документы отсутствуют в распоряжении иных органов власти, либо отнесены 210-ФЗ к документам личного хранения (находятся на руках у заявителей), и обязанность по их предоставлению не является обременением для заявителя. К таким документам относятся паспорт, водительское удостоверение, свидетельство о браке и др.»

Вот это просто прекрасно, вынесу из цитаты и повторю еще раз: «Оставшиеся 4624 документа (5612− 988) по-прежнему будут предоставляться заявителями ... обязанность по их предоставлению не является обременением для заявителя»!!!
Ну правда, неужто вам обременительно тысчонку-другую документов представить – у ведомств же их все равно нет?!

И вот про эти 4 624 документа почему-то ни в одном СМИ ни слова...

Миф 3-ий. Инфраструктура продуктивной СМЭВ спроектирована надежно, успешно прошла стресс-тест производительности и отказоустойчивости, в состоянии выдержать до 2-х млн обращений в сутки и до 2-х млрд обращений в год.
Этот миф складывается из двух составляющих – гипотезы о достаточности вычислительных мощностей СМЭВ и оценки ожидаемой нагрузки на СМЭВ.
Первое. Основные вычислительные мощности СМЭВ расположены на площадках Ростелекома - именно для них приведены оценки, широко растиражированные в СМИ и положенные в основу мифа. Но проблема-то кроется не в широких «трубах» Ростелекома, способных транзитом пропускать через себя миллионы МВ-пакетов, а в крайних точках – ведомственных системах, которые никто стресс-тестам не подвергал, но которые как раз и должны эти самые запросы обрабатывать и выдавать по ним результаты. А о том, насколько эти крайние точки реально (не) готовы к восприятию потока МВ-запросов, можно судить хотя бы по тому, насколько часто на портале госуслуг появляется сообщение о временной недоступности ПФР-овского сервиса проверки СНИЛС. Правда, на сегодняшний день (узнали нагло-лингвистический оборот? :) ) тот же ПФР хоть и числится в числе 5-ти основных поставщиков МВ-документов, но на его долю приходится всего лишь 1% таких документов. Но кто знает, как завтра придумают еще использовать СНИЛС и какие новые услуги могут потребоваться от ПФР?

Второе. Все рассуждения об ожидаемой нагрузке на СМЭВ базируются на двух цифрах, приписываемых по происхождению Минкомсвязи: годовое количество обращений граждан за госуслугами ведомств якобы (употребление этой частицы неслучайно) составляет 81 млн, и для получения окончательного результата услуги требуется совершить 6-7 визитов, что дает годовую оценку в 560 млн посещений. Именно последняя цифра – 560 млн – и фигурирует в рассуждениях СМЭВизаторов в качестве плановой нагрузки СМЭВ. Министр Щеголев с гордостью заявляет, что СМЭВ в состоянии выдержать вчетверо бóльшую нагрузку – до 2 млрд обращений в год. Пока что СМЭВ до такой нагрузки очень и очень далеко – просто потому, что ведомства еще даже и не начали раскачиваться, несмотря на бодрые рапорты на Интерфаксе о 100%-ной готовности. Но что будет, если завтра (ну ладно-ладно, послезавтра) вдруг все чиновники возьмут да и начнут работать через СМЭВ?

Про то, откуда взялись эти две цифры – 81 млн обращений и 560 млн посещений – я собираюсь написать отдельный пост, ибо там мне пришлось проводить целое расследование по поводу возможных источников этих данных.

Миф 4-ый. Все, кому положено быть в курсе состояния дел по СМЭВ, держат все происходящее под полным и непрерывным контролем (сейчас стало модно вместо «контроля» говорить «мониторинг»), имеют четкие планы действий и готовы оперативно и адекватно реагировать на изменение ситуации.
Ну это, вообще, самый любимый миф наших чиновников – независимо от того предмета, который они якобы мониторят. Видимость «бытия в курсе» создается употреблением нагло-лингвистических выражений и нагло-статистических цифр. Вот примеры:
Есть у нас портал, о котором мы много говорим. За полтора года работы 150 миллионов обращений. Мы считаем, что это очень и очень неплохо.
(И.Щеголев на «правительственном часе в ГД 07.09.2011)
А.Б.: Ну я уже писал, что только в конце сентября 2011 счетчик Рамблера на портале госуслуг стал показывать немногим больше 120 млн обращений. Так что, это типичный пример наглой статистики.

Мы систему проверили, она у нас надёжная, распределённая, способная обрабатывать сейчас до 2 млн обращений в сутки. Если привязаться к цифре 560 млн, она уже с избытком покрывает ежегодные потребности. Но при необходимости, учитывая, что аппетит приходит во время еды и появятся всё новые услуги, которые мы можем таким образом обрабатывать, мы сделали так, что она может и до миллиарда дойти – даже больше миллиарда в сутки обрабатывать такого рода обращений!
(И.Щеголев на совещании у Председателя Правительства РФ 26.09.2009)
А.Б.: Как вам миллиард обращений в сутки, а? Увеличение вычислительной мощности в 500 раз – это где ж такие «облака» водятся? Есть у меня, правда, сомнения насчет единицы времени – видимо, все-таки министр хотел сказать «в год», а не «в сутки». Но цитирую-то я весьма авторитетный первоисточник, так что, приходится воспринимать эту фразу, как есть.

По данным, которые привел Игорь Щёголев, с 1 октября было совершено около 136 000 запросов для обмена информацией. «Это значит примерно следующее – в октябре 136 000 тысяч раз наши граждане сэкономили свое время и не пошли за справками», - уточнил министр. Наиболее востребованными были сервисы Россреестра, Федерального казначейства, Налоговой службы, Миграционной службы.
(И.Щеголев на заседании Правительства РФ 27.10.2009)
А.Б.: «136 000 тысяч раз» - так в первоисточнике написано :). Про эти 136 тысяч запросов я тоже еще напишу отдельно. Удивительно, как это еще министр не умножил эти 136 тыс. на 5 дней, которые предусмотрены в СМЭВ для асинхронного ответа на запросы – тогда бы цифра куда как наглее красивее получилась бы.

Думаю, можно остановиться и не приводить больше примеров – хотя, их еще есть у меня. Просто, понимающим и так понятно – держат наши топ-электронизаторы под контролем только все возможности козырнуть очередной цифрой со многими нулями в правильном месте перед правильными начальниками. И козыряют так удачно, что и сами эти начальники проникаются красотой многонулевых цифирок и вставляют их уже в свои речи:
В среднем в год у нас набирается до 81 млн обращений в государственные и муниципальные органы за получением соответствующих документов и справок, при этом заявители вынуждены обращаться в различные организации. Вот я сказал – 81 млн обращений, а в общей сложности они ходят по различным учреждениям 560 млн раз в год, то есть по несколько раз для получения нужной бумаги надо навестить разные конторы: по шесть-семь раз. Такой порядок должен быть устранён. Вроде бы все работают, а для граждан потеря времени и нервов.
(В.Путин на совещании у самого себя 26.09.2009)

Ну вот и опять мы к этим заколдованным цифрам – 81 млн и 560 млн – вернулись, причем, на самом высоком уровне. Так что, самое время мне этот пост заканчивать и к новому приступать.

Вообще же, чем больше я погружаюсь в изучение ведомственных активностей по СМЭВ (все эти ТКМВ, веб-сервисы, поставщики данных, потребители данных...), тем чаще вспоминаю притчу о сороконожке, у которой спросили, как она не запутывается в своих сорока ножках при передвижении.
Что случилось с сороконожкой в притче, хорошо известно. Что случится со СМЭВ – думаю, уже скоро увидим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий