Продолжаю
раскручивать свой новый сериал «Э-Реалити» и открываю в нем уже третий эпизод -
«Э-Инвентаризация». Посвятить этот эпизод я собираюсь довольно занудному
интересному делу – сопоставлению планов громадья чиновных
электронизаторов-информатизаторов с их же реальными достижениями (или
правильнее будет употребить здесь иностранное слово – факапами?). Полтора года
назад у меня уже был пост, в названии которого присутствовало слово
«Инвентаризация» - тогда речь шла о планах развития и реалиях портала госуслуг
(еще «старыми деньгами», т.е. первой версии).
В своем новом
э-реалистическом сериале я тоже поначалу хотел вернуться к повторной
инвентаризации портала. Но как-то за прошедший месяц он мне слегка
сильно поднадоел (думаю, что и моим читателям тоже). Поэтому я решил начать с
другой темы, ранее не удостаивавшейся моего внимания (специально проверил: даже
тега соответствующего у меня нет) – СМЭВ. Расшифровывать аббревиатуру не буду –
она и так на слуху, все знают, о чем речь.
Первый сюжет
нового эпизода я назвал незатейливо – «СМЭВ: Записки постороннего». Аллюзию на
одну из работ вождя мирового пролетариата в этом названии могут углядять только
те из моих читателей, кому еще довелось застать при обучении в вузе такие
дисциплины, как «История КПСС» и «Научный коммунизм». Но, честно говоря,
никакой аллюзии нет – просто я
действительно совершенно посторонний для СМЭВ человек:
- Компания,
в которой я работаю, не имеет ни прямых, ни косвенных (через партнеров и
клиентов) контрактов, относящихся к СМЭВ.
- Я
не имею доступа ни к какой инсайдерской информации по СМЭВ (ну если не
считать нескольких ресурсов, вход на которые осуществляется по логину и
паролю,
вывешенным на заборе широко известным широким кругам
интересующихся темой).
- В
ближайшее время, насколько я могу судить и предполагать (по крайней мере,
на период написания соответствующего сериального эпизода), никакая из
госуслуг, подразумевающих при ее оказании использование СМЭВ, мне не
грозит.
Надо
было бы в заголовок поста добавить еще название I-ой части – что-нибудь типа «5-10-25
мифов о СМЭВ», но я и так в последнее время чего-то стал грешить длиннотами в
стиле Даниэля Дефо (ну, правда, до такого мне еще далековато :) - «Жизнь и удивительные приключения Робинзона
Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на
необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был
выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него
погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим»).
Так что, заканчиваю заголовок и вступление и приступаю к сути.
Ну
а суть состоит в том, что с некоторого времени стали меня напрягать невероятно
размножившиеся в СМИ цифры (окружаемые также многочисленными буквами и
запятыми) про СМЭВ. В принципе, весьма похожие жонглирования сотнями тысяч и
миллионов каких-то абстрактных «обращений» встречаются на каждом шагу в пиаре
портала госуслуг, так что прием не нов. При этом люди, несколько более глубоко
погруженные в тематику и реалии СМЭВ, как-то не торопятся разделять щенячьи
восторги журналистов, ни хрена не разбирающихся не слишком понимающих в
технических деталях, но просто балдеющих от терминов типа «одна инстанция»,
«веб-сервис», «продуктивная система». И еще параллельно создается видимость
строго и неусыпного государева ока, непрестанно мониторящего переход на СМЭВ:
«Все ли ТКМВ одобрены? Все ли веб-сервисы утверждены? Хватает ли вычислительных
мощностей для транзакций?» Короче говоря – все те же хлестаковские 35 тысяч
курьеров, только теперь в электронном варианте.
Будучи
по природе (и немного – по должности) скептиком занудой вдумчивым
аналитиком, я не мог отказать себе в удовольствии посравнивать разные цифры и
факты про одно и то же. Так что, хоть это в название и не уместилось, начинаю
развенчивать мифы про СМЭВ.
Миф 1-ый.
Собирать справки больше не нужно! Чиновники все сделают сами – у них теперь
есть СМЭВ.
Это
не только первый - это главный миф про
СМЭВ. Про «одно окно» не написал разве только самый ленивый журналист и не
сказал только самый ленивый чиновник, говорящую голову которого выпускают в
какой-нибудь телерадиоэфир. Вот почти нефильтрованный (я выбросил только разные
региональные и узковедомственные заметки) перечень заголовков из раздела «Публикации»
спецпроекта Интерфакса «Мониторинг МВ» за полтора месяца – с конца августа 2011
по середину октября 2011:
- Чиновники
собрались в "одну инстанцию"
- Бюрократов
лишают справок
- Время
"окна" изменить нельзя - Госуслуги
- Обнародован
список «чиновников-бюрократов»
- Владимир
Путин обещает, что очереди в госучреждениях станут короче
- С 1
октября мытарства россиян в походах за справками прекратятся
- Справка к
вам придет сама. Неужели?
- Свершилось:
госорганам запретят требовать с граждан справки
- Граждане
и бизнес сэкономят миллиарды рублей с переводом госуслуг на "одну
инстанцию"
- Электронные
успехи России
- Людям
больше не придется быть курьерами
- Без
бумажки - человек!
- Бумажная
волокита уйдет в прошлое?
- Чиновники
перестанут гонять народ за справками
Не
правда ли, что ни заголовок – то просто бриллиант стиля и оригинальности?
По
зомбоящику ТВ тоже регулярно идут сеансы зомбирования репортажи с
той же ключевой установкой единственной мыслью: энурезу – нет, все
шрамы рассосутся сами главное теперь – добраться до «одного окна», а дальше
всемогущий СМЭВ все сделает.
Те
немногие журналисты, у которых еще осталась своя голова на плечах и кто умеет
не только минкомсвязевские пресс-релизы в бантики под своей фамилией
упаковывать, стараются внести во всеобщую вакханалию «одноинстанционного»
восторга хоть немного здравого смысла – они, по крайней мере, упоминают, что
какие-то справки и документы гражданам все-таки придется брать самим и нести по
инстанциям. В 210-ФЗ, в его последней инкарнации, появилось понятие «документы
личного хранения» - это именно те документы, которые не могут и не должны
передаваться между ведомствами по СМЭВ, и которые граждане должны предоставлять
лично при обращении за госуслугами. Перечень этих документов приведен в пункте
2 части 1 статьи 7 закона и насчитывает 18 позиций (я не буду их здесь все
перечислять, просто дам ссылку
на соответствующую страницу очень приличного, на мой взгляд, МЭРовского
портала 210fz.ru). Вот эти 18 позиций многими спикерами
и райтерами «за госуслуги» трактуются как «18 документов» - дескать, нужно
будет предоставлять только некоторые из 18-ти документов личного хранения,
которые перечислены в законе. На самом деле, конечно, речь идет не 18-ти документах, а о 18-ти видах документов, что, как
известно, две большие разницы. При желании, по каждому из этих 18-ти видов можно реально насчитать до десятка, а то
и больше, документов – и все их нужно будет по старинке добывать, топая
ножками по всем тем самым многочисленным «окнам»...
Миф 2-ой (или
– Миф 1-ый, версия 2.0). Ведомства с помощью СМЭВ заботятся о гражданах,
избавляя их от необходимости собирать сотни документов.
Первый
миф носит качественный характер: в нем нет никаких цифр, кроме единственной –
«одна инстанция». Второй миф призван углубить и расширить первый, и показать
наглядно, с конкретными цифрами, насколько чиновники заботятся о гражданах.
Сейчас
у нас из 900 услуг 337 требуют межведомственного взаимодействия. 337 услуг – и
по каждой из этих услуг нужно получить какие-то справки в других органах. В
среднем для юридических лиц это пять-шесть справок, иногда достигает и большего
количества – до 10 и более справок. В результате работы – а работа шла по
каждой услуге – по 337 услугам были составлены технологические карты, вся
технология обмена информацией. В
результате на межведомственное взаимодействие переводится 988 документов и, что
очень важно, выяснилось, что у нас 311 документов вообще избыточны. То есть
когда органы власти требовали у граждан, у бизнеса эти документы, они их даже
не использовали для предоставления госуслуг. Выяснилось, что эти документы просто
не нужны, их можно ликвидировать. Это косвенный, но положительный эффект в
документообороте.
Ну
не здорово ли?! Не нужно будет собирать аж 988 документов, а еще 311 – вообще
не нужны!
Не
здорово... Потому, что на том же сайте Интерфакса, в спецпроекте «Мониторинг
МВ» в разделе «Аналитические материалы» лежит скромный документ с названием «Статус
проекта по переходу на межведомстенный порядок предоставления государственных
услуг. Спроектированные "межведомственные" документы и услуги.» (прямая
ссылка на файл). А в этом документе на стр. 4 есть вот такая табличка:
Обратите
внимание на третью строку таблицы: «Число выявленных «входных»2
документов – 5 612». Видите номер сноски 2? Вот что там в сноске написано:
«В
настоящее время обязанность по предоставлению всех 5612 входных документов
лежит на получателях услуг». Ну да, это наша суровая чиновничье-бюрократическая
действительность... Но ведь СМЭВ избавит нас от этого, не?
Не,
не избавит... Ибо к следующей строке: «Число МВ документов3 – 988»
тоже есть сноска, с номером 3. А вот в ней написано нечто гораздо-гораздо менее
оптимистичное:
«В
результате выполнения проекта данные 988 документов не будут подлежать истребованию
с заявителя и должны получаться органами, предоставляющими услуги,
самостоятельно по межведомственным каналам. Оставшиеся 4624 документа (5612− 988) по-прежнему будут предоставляться
заявителями, т.к. либо эти документы отсутствуют в распоряжении иных
органов власти, либо отнесены 210-ФЗ к документам личного хранения (находятся
на руках у заявителей), и обязанность по
их предоставлению не является обременением для заявителя. К таким
документам относятся паспорт, водительское удостоверение, свидетельство о браке
и др.»
Вот
это просто прекрасно, вынесу из цитаты и повторю еще раз: «Оставшиеся 4624 документа (5612− 988) по-прежнему будут предоставляться
заявителями ... обязанность по их предоставлению не является обременением для
заявителя»!!!
Ну
правда, неужто вам обременительно тысчонку-другую документов представить – у
ведомств же их все равно нет?!
И
вот про эти 4 624 документа почему-то ни в одном СМИ ни слова...
Миф 3-ий.
Инфраструктура продуктивной СМЭВ спроектирована надежно, успешно прошла стресс-тест
производительности и отказоустойчивости, в состоянии выдержать до 2-х млн
обращений в сутки и до 2-х млрд обращений в год.
Этот
миф складывается из двух составляющих – гипотезы о достаточности вычислительных
мощностей СМЭВ и оценки ожидаемой нагрузки на СМЭВ.
Первое.
Основные вычислительные мощности СМЭВ расположены на площадках Ростелекома -
именно для них приведены оценки, широко растиражированные в СМИ и положенные в
основу мифа. Но проблема-то кроется не в широких «трубах» Ростелекома,
способных транзитом пропускать через себя миллионы МВ-пакетов, а в крайних
точках – ведомственных системах, которые никто стресс-тестам не подвергал, но
которые как раз и должны эти самые запросы обрабатывать и выдавать по ним
результаты. А о том, насколько эти крайние точки реально (не) готовы к
восприятию потока МВ-запросов, можно судить хотя бы по тому, насколько часто на
портале госуслуг появляется сообщение о временной недоступности ПФР-овского
сервиса проверки СНИЛС. Правда, на
сегодняшний день (узнали нагло-лингвистический оборот? :) ) тот же ПФР хоть
и числится в числе 5-ти основных поставщиков МВ-документов, но на его долю
приходится всего лишь 1% таких документов. Но кто знает, как завтра придумают
еще использовать СНИЛС и какие новые услуги могут потребоваться от ПФР?
Второе.
Все рассуждения об ожидаемой нагрузке на СМЭВ базируются на двух цифрах,
приписываемых по происхождению Минкомсвязи: годовое количество обращений
граждан за госуслугами ведомств якобы
(употребление этой частицы неслучайно) составляет 81 млн, и для получения
окончательного результата услуги требуется совершить 6-7 визитов, что дает
годовую оценку в 560 млн посещений. Именно последняя цифра – 560 млн – и
фигурирует в рассуждениях СМЭВизаторов в качестве плановой нагрузки СМЭВ.
Министр Щеголев с гордостью заявляет, что СМЭВ в состоянии выдержать вчетверо
бóльшую нагрузку – до 2 млрд обращений в год. Пока что СМЭВ до такой нагрузки
очень и очень далеко – просто потому, что ведомства еще даже и не начали
раскачиваться, несмотря на бодрые рапорты на Интерфаксе о 100%-ной готовности.
Но что будет, если завтра (ну ладно-ладно, послезавтра) вдруг все чиновники
возьмут да и начнут работать через СМЭВ?
Про
то, откуда взялись эти две цифры – 81 млн обращений и 560 млн посещений – я
собираюсь написать отдельный пост, ибо там мне пришлось проводить целое
расследование по поводу возможных источников этих данных.
Миф 4-ый. Все,
кому положено быть в курсе состояния дел по СМЭВ, держат все происходящее под
полным и непрерывным контролем (сейчас стало модно вместо «контроля» говорить «мониторинг»),
имеют четкие планы действий и готовы оперативно и адекватно реагировать на изменение
ситуации.
Ну
это, вообще, самый любимый миф наших чиновников – независимо от того предмета,
который они якобы мониторят. Видимость «бытия в курсе» создается употреблением
нагло-лингвистических выражений и нагло-статистических цифр. Вот примеры:
Есть
у нас портал, о котором мы много говорим. За полтора года работы 150 миллионов
обращений. Мы считаем, что это очень и очень неплохо.
(И.Щеголев
на «правительственном часе в ГД 07.09.2011)
А.Б.:
Ну я уже писал, что только в конце сентября 2011 счетчик Рамблера на портале
госуслуг стал показывать немногим больше 120 млн обращений. Так что, это
типичный пример наглой статистики.
Мы
систему проверили, она у нас надёжная, распределённая, способная обрабатывать
сейчас до 2 млн обращений в сутки. Если привязаться к цифре 560 млн, она уже с
избытком покрывает ежегодные потребности. Но при необходимости, учитывая, что
аппетит приходит во время еды и появятся всё новые услуги, которые мы можем
таким образом обрабатывать, мы сделали
так, что она может и до миллиарда дойти – даже больше миллиарда в сутки
обрабатывать такого рода обращений!
(И.Щеголев
на совещании у Председателя Правительства РФ 26.09.2009)
А.Б.:
Как вам миллиард обращений в сутки, а? Увеличение вычислительной мощности в 500
раз – это где ж такие «облака» водятся? Есть у меня, правда, сомнения насчет
единицы времени – видимо, все-таки министр хотел сказать «в год», а не «в сутки».
Но цитирую-то я весьма авторитетный первоисточник, так что,
приходится воспринимать эту фразу, как есть.
По
данным, которые привел Игорь Щёголев, с 1 октября было совершено около 136 000
запросов для обмена информацией. «Это
значит примерно следующее – в октябре 136 000 тысяч раз наши граждане
сэкономили свое время и не пошли за справками», - уточнил министр. Наиболее
востребованными были сервисы Россреестра, Федерального казначейства, Налоговой
службы, Миграционной службы.
(И.Щеголев
на заседании Правительства РФ 27.10.2009)
А.Б.:
«136 000 тысяч раз» - так в первоисточнике
написано :). Про эти 136 тысяч запросов я тоже еще напишу отдельно. Удивительно,
как это еще министр не умножил эти 136 тыс. на 5 дней, которые предусмотрены в
СМЭВ для асинхронного ответа на запросы – тогда бы цифра куда как наглее
красивее получилась бы.
Думаю,
можно остановиться и не приводить больше примеров – хотя, их еще есть у меня.
Просто, понимающим и так понятно –
держат наши топ-электронизаторы под контролем только все возможности козырнуть
очередной цифрой со многими нулями в правильном месте перед правильными
начальниками. И козыряют так удачно, что и сами эти начальники проникаются
красотой многонулевых цифирок и вставляют их уже в свои речи:
В
среднем в год у нас набирается до 81 млн обращений в государственные и
муниципальные органы за получением соответствующих документов и справок, при
этом заявители вынуждены обращаться в различные организации. Вот я сказал – 81 млн обращений, а в общей
сложности они ходят по различным учреждениям 560 млн раз в год, то есть по
несколько раз для получения нужной бумаги надо навестить разные конторы: по
шесть-семь раз. Такой порядок должен быть устранён. Вроде бы все работают,
а для граждан потеря времени и нервов.
(В.Путин
на совещании у самого себя 26.09.2009)
Ну
вот и опять мы к этим заколдованным цифрам – 81 млн и 560 млн – вернулись, причем,
на самом высоком уровне. Так что, самое время мне этот пост заканчивать и к
новому приступать.
Вообще
же, чем больше я погружаюсь в изучение ведомственных активностей по СМЭВ (все
эти ТКМВ, веб-сервисы, поставщики данных, потребители данных...), тем чаще
вспоминаю притчу о сороконожке, у которой спросили, как она не запутывается в
своих сорока ножках при передвижении.
Что
случилось с сороконожкой в притче, хорошо известно. Что случится со СМЭВ – думаю,
уже скоро увидим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий