12 октября 2011 г.

Э-Реалити. S01E02. «Наглая Э-Статистика». P02. Поверил я логикой маркетинг...

Я далек от мысли (цы), что новый пост «Еще раз о статистике: полтора года в сети» в госблоге gosuslugi.livejournal.com появился в ответ на мой предыдущий пост про наглую статистику э-госуслуг. Скорее всего, просто в плане маркетологов портала сейчас стоит задача популяризации госсайта на конкретных цифрах и примерах. Сама по себе эта задача, конечно, правильная – э-госуслуги нужно продвигать в массы. Но вот канал продвижения выбран, мягко говоря, не совсем верно. Это интернет, детка... Аудитория ЖЖ, по определению, уже достаточно продвинута в интернете и, вследствие этого, прекрасно знает и о факте существования портала госуслуг, и о его возможностях, и о его недостатках. Тем, кто читает (и иногда комментирует – когда владелец позволяет) ЖЖ gosuslugi, не нужна статистика в стиле: «Приходите к нам на портал! У нас уже побывало стопитсот тысяч посетителей! Они уже кликнули на наших страницах сто мильёнов раз – это самый высокий темп кликообразования в мире!» Я утрирую, конечно, но не слишком грешу против истины – достаточно почитать большинство релизов в СМИ и интервью главных «порталостроителей» за последние год-полтора.
Когда-то давно (по нынешним меркам – практически в прошлой жизни) я регулярно развлекался тем, что чуть ли не по буквам комментировал выступления главного «э-перловика» г-на Массуха. Но потом мне это поднадоело – первоисточник перлов стал уж слишком часто повторять одно и то же. А сейчас вот я решил вспомнить старую развлекаловку и немного покомментировать написанное в госблоге. Делаю это не со зла – просто хочу немного передохнуть от описания героических будней порталоиспытательства. Ну, а может, кому-то мои комментарии покажутся и более убедительными, who знает...
Как обычно, свой текст я буду предварять своими же инициалами, выделять курсивом и немного сдвигать относительно комментируемого исходника. Выделения жирным шрифтом тоже будут моими.

Статистика – вещь упрямая.
А.Б.: Вообще-то, в классическом варианте заезженного журналистского штампа упрямой вещью называются факты. В том смысле, что с фактами не поспоришь. А статистика, как хорошо известно, всего лишь третья категория лжи. И оспаривать ее рациональными доводами вполне возможно. Что я и попытаюсь доказать.

И статистика посещения нашего портала не является исключением. Он, действительно, стал сегодня одним из наиболее популярных и востребованных ресурсов  в национальной сети.
А.Б.: По статистике известного сетевого ресурса Alexa.com сайт gosuslugi.ru находится на 427-м месте по популярности в российском сегменте интернета (из 500 российских сайтов, отслеживаемых Alexa.com). Правда, справедливости ради, следует уточнить, что в Усть-Илимске сайт находится на 58-м месте, во Владивостоке – на 156-м, а в Иркутске – на 187-м. Около 23% посещений сайта представляют только просмотры единственной страницы, т.е. являются «отскоками» (bounces).


Только за сентябрь на портале зарегистрировалось 127 904 человека, и теперь общее количество пользователей, имеющих свой личный кабинет, составляет 1 127 904 человека. При такой динамике роста можно прогнозировать, что уже летом следующего года количество зарегистрированных пользователей преодолеет двухмиллионный рубеж.
А.Б.: О-о-о! Какой роскошный пассаж для троллинга для детального разбора! Итак, поехали:
·         Во-первых, указывать аудиторию веб-ресурса с точностью до одного человека – моветон даже с точки зрения статистики. Статистика – это стихия усредненных значений. Учитывая темпы роста числа пользователей госсайта (порядка 100-120 тыс. человек в месяц), в сутки на сайте регистрируется около 4 тыс. человек, что дает нам примерно 3 человека в минуту. Т.е., цифра 1 127 904 устарела уже через 20 секунд после того, как счетчик щелкнул.
·         Во-вторых, к какому временному моменту относится наречие «теперь»? К началу октября? К моменту написания текста? К моменту публикации в блоге? Даже для упрямой статистики – это уж слишком расплывчато. Порассуждаем: ровно 1 миллион пользователей портала был зафиксирован 01.09.2011 (это следует из одной из недавних записей в госблоге). 127 904 зарегистрировались за весь сентябрь. Значит, «теперь» - это все-таки начало октября.
·         До 2-х миллионов нужно набрать еще 872 096 (2 000 000 – 1 127 904) пользователей. При «такой динамике роста», т.е. по 127 904 пользователя в месяц, желанный рубеж будет преодолен через 6,8 (872 096 / 127 904) месяцев. Поскольку ранее мы выяснили, что «теперь» это начало октября 2011, через 6,8 месяцев, т.е. примерно в конце апреля 2012, у нас наступит лето!
Ну ладно, начало лета в конце апреля – это не слишком большое статистическое вранье большая статистическая погрешность. По крайней мере, с точки зрения маркетологов портала, которых на журфаке, видимо, не очень тщательно арифметике учили.
Хотя, для 2012 года лето в конце апреля – еще не самый худший *здец вариант :).

Сегодня на портале размещена информация более чем о 30 000 государственных услугах, предоставляемых ведомствами.
А.Б.: Напоминаю, что чуть выше мы выяснили, что «теперь» - это начало октября. «Сегодня» и «теперь» в русском языке почти синонимы; так что, будем считать, что 30 тысяч одних курьеров государственных услуг – это тоже на начало октября.
Теперь посмотрим на слайд из недавней (конца сентября) презентации А.Нащекина, вице-президента по инновационному развитию ОАО «Ростелеком» - думается, не самого неинформированного в части госуслуг человека (презентацию целиком можно найти на сайте Минкомсвязи или на SlideShare):


Что мы видим? Что на 20.09.2011 (обратим внимание на заголовок слайда) на портале находилось немногим более 20 тыс. услуг, включая региональные и муниципальные. Релиз же в ЖЖ утверждает, что на начало октября их уже более 30 тысяч. Т.е., получается, что за 10 последних дней сентября на портале прибавлялось ежедневно по 1 тысяче услуг?! Или 33% - это просто такая статистическая погрешность?! Повторюсь: статистика – всего лишь третья категория лжи.

Наиболее популярные сервисы размещены на главной странице портала в облаке тэгов.
А.Б.: Ну это вообще – просто песня! «Облако тегов» - это вот эта вот убогая «крутилка», представляющая нагло потыренный бесплатный flash-плагин из WordPress:


Крутятся в этом «облаке» ровным счетом 10 названий – посчитайте сами. На тему их популярности я выскажусь чуть ниже.

За год работы ресурса было подано свыше двух миллионов заявок на услуги, то есть можно предположить, что каждый зарегистрированный пользователь получил необходимый ему сервис не менее двух раз.
А.Б.: Во-первых, почему – «за год работы ресурса»? Если считать с середины апреля 2010, т.е., момента, когда первые зарегистрированные пользователи получили реальный доступ в свои личные кабинеты, то прошло практически полтора года. Да и релиз называется «Еще раз о статистике: полтора года в сети». Или лишние полгода – снова 33% статистической погрешности?
Во-вторых, если два миллиона заявок и миллион пользователей, то в среднем каждый пользователь получил не более (а не «не менее») 2-х услуг в одни руки. Это опять-таки арифметика, которой журналистов и маркетологов не учат. Если кто-то получил больше (а такие реально были: я вот лично раз 100 пользовался популярной - чтоб ее... - услугой «Штрафы ГИБДД»), то, значит, кто-то другой не получил ни одной услуги.

Анализируя статистику, хочется отметить, что востребованность тех или иных услуг на федеральном, региональном и муниципальном уровнях кардинально различается. В крупных городах пользователей интересуют выписанные штрафы, получение загранпаспортов, извещение о состоянии индивидуального лицевого счета.
А.Б.: Из перечисленной тройки только получение загранпаспорта является сколько-нибудь значимой услугой. Проверка выписанных штрафов – формально услуга, но на деле простой онлайновый запрос к базе ГИБДД. Отрабатывается за секунды (конечно, если сервис не «лежит»), но толку от нее немного. Вот если бы я мог через портал оплатить свои штрафы – это была бы реальная польза. Зато «штрафной» сервис прекрасно «накручивает» статистику госпортала для внушительных цифр в отчетах министра премьер-министру.
Извещение о состоянии ИЛС – еще более бессмысленная госуслуга, чем информация о штрафах. Сейчас не буду обосновывать – собираюсь написать большой «э-инвентаризационный» пост в обозримом будущем. Но бессмысленность и этой «услуги» не умаляет ее достоинств по части «накруток» статистики.
О! Я кажется понял глубокий смысл виджета-«крутилки»...

В регионах «тройка обращений» иная: люди ищут работу, регистрируют браки и получают ЕПД.
А.Б.: Интересно, с помощью какой именно услуги люди ищут работу? Не вот этой ли, скриншот которой я привожу (кстати, скриншот – со старой версии портала, на новой даже такой отписки нет):


Услуга регистрации брака на госпортале находится на втором (из пяти возможных) этапе. Говоря русским языком, с портала можно только скачать форму заявления о регистрации брака – которую легко было найти в сети и задолго до судьбоносного запуска госпортала. Ну а то, что люди кликают в название соответствующей «услуги» на портале – еще не повод отчитываться, что эта услуга оказывается.
Получение ЕПД (единого платежного документа) – да, числится такая услуга на портале. На скриншоте ниже – результат моей попытки получить данную услугу. Обращаю внимание, что я залогинился на портале и честно указал свой регион – САО г.Москвы. Портал же послал меня нах в префектуру ЮВАО. Правда, и там толку немного – ибо услуги нет, есть «заглушка», с трудом претендующая на первый этап готовности (т.е. информация вроде бы есть на портале, но крайне кривая).


Так что, с «тройкой обращений» регионов тоже все понятно – маркетингово-статистическая погрешность.

В небольших городах граждане обращаются к порталу в основном тогда, когда необходимо отправить ребенка в образовательное учреждение, получить информацию о коммунальных услугах и подать заявление на компенсацию.
А.Б.: Честно говоря, проверять онлайновую готовность госуслуг, востребованных (ой ли?) в сотнях россйских Усть-Зажопинсков, я не стал – мне тупо лениво и нерелевантно. Если когда-нибудь, не дай бог, меня забросит судьба в такое место, то искать я буду не инфоблямат с госуслугами, а магазин стройматериалов – чтобы купить фанеру, построить самолет и побыстрее улететь к едрене фене...

В «пятерку» наиболее активных городов-пользователей сегодня входят Москва, Санкт-Петербург, Алтайский край, Амурская область и Воронежская область.
А.Б.: Из перечисленной «пятерки» городами являются только Москва и Санкт-Петербург. Три остальных – субъекты федерации. Видимо, журналистов и маркетологов плохо учат не только арифметике, но еще и географии.

Самыми активными пользователями портала являются мужчины, но и женщины тоже не отстают.
А.Б.: Если женщины тоже не отстают, то они тоже – самые активные. Физике и/или химии маркеталистов (или журналологов), видимо, тоже не учат.

Если мужчин в основном интересует «денежный» вопрос: проверка наличия выписанных штрафов за автомобиль и извещение о состоянии индивидуального лицевого счета, то женщины больше озабочены получением загранпаспорта.
А.Б.: Ну да, мужчины проверяют хоть какую-то работоспособность портала на наиболее быстро отрабатываемых «услугах», а женщины – как те ежики: плачут, колются, но снова пристают к кактусу...

Рассматривая пользовательскую аудиторию, совершенно очевидно становится, что основными посетителями портала являются молодые люди в возрасте от 25 до 35 лет. Прежде всего, их интересуют выписанные штрафы на автомобиль, получение загранпаспорта и  извещение о состоянии индивидуального лицевого счета.
А.Б.: Ну и? Вообще по интернетам тоже, в основном, эта же возрастная категория шарится. Какой вывод из этого статистического факта можно сделать для дальнейшего развития портала? Может, добавить веселеньких обойчиков с машинками при выдаче информации по штрафам и картинок с девчонками при извещении о состоянии пенсионного счета?
Если серьезно – то проводил ли кто-нибудь анализ реальной востребованности конкретных госуслуг конкретными возрастными категориями? Вопрос – риторический...

Наименее активна аудитория преклонного возраста, однако получение загранпаспорта их интересует не меньше других. 
А.Б.: А мне вот интересно стало: «преклонный возраст» - это со скольких лет? Я вот уже преклонный или еще нет? Судя по тому, что больше всего штрафами интересуюсь – я мужчина и мне от 25 до 35 лет :).

Можно сказать, что тенденция «правильно накапливать и хорошо тратить» в нашей стране довольно устойчива.
А.Б.: Тенденция «побольше отпилить и подальше отвалить» (речь не о лесорубах, если чё) в нашей стране не менее устойчива :).

В дальнейшем, если подобная информация будет востребована посетителями блога, мы планируем публиковать статистику каждый квартал.
А.Б.: Да-да, пожалуйста, продолжайте. По крайней мере, одним посетителем блога подобная информация точно будет востребована. Обещаю.

И кстати, уже практически закончив свое издевательство свой анализ, я вспомнил пушкинского Сальери: «Поверил я алгеброй гармонию...». Отсюда – если кто слегка подзабыл русскую литературу – название моего поста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий