Пока никто еще не утащил у меня название для поста, которое я придумал и «засветил» в своем прошлом посте, я решил его использовать сам :). Тем более, что «мысли по поводу» у меня давно в голове сидят, пора им оттуда и в свет уже выйти.
Писать буду тезисно, без особых разглагольствований.
- Почему никто из идеологов «электронных госуслуг» не подумал о том, что далеко не все госуслуги по самой своей природе способны достичь высших (четвертой и пятой) стадий 5-этапной модели развития? Возьмем одну из самых упоминаемых «услуг» - государственный технический осмотр транспортных средств. Как может выглядеть IV-ый этап для этой услуги? Напоминаю, что такое IV-ый этап – «Обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления государственной услуги или исполнения государственной функции». КАК и ЧТО можно мониторить через интернет (ну и «портал», конечно) при прохождении техосмотра? Оплату пошлины за техосмотр? Наверное, да. Назначение даты-времени техосмотра при записи на него через интернет? Наверное, тоже, да. Ну и все… Больше ничего «мониторить» не получится – дальше только за руль, в любимое МРЭО, ножками-ручками-колесиками :).
Понятно, что V-го этапа – «Обеспечение возможности получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом» - у конкретно этой услуги не может быть в принципе. А между тем, IV-ый этап для нее обозначен в декабре 2010 года. V-ый этап, правда, благоразумно отодвинут аж на декабрь 2014 года. По всей видимости, те, кто расставлял «крестики-нолики» в приложении к постановлению 1555-р, руководствовались логикой Ходжи Насреддина («… а до этого времени то ли ишак, то ли падишах…»).
Это только один пример, самый простой для объяснения и понимания. А если пройтись по всему «плану 74-х», думаю, подобные нестыковки можно обнаружить примерно в половине случаев.
Европейцы в этом вопросе оказались куда как более логично мыслящими. Они для каждой из государственных услуг, предоставляемых в электронном виде, обозначили ПРЕДЕЛЬНО ДОСТИЖИМУЮ стадию «электронизации». И прогресс в оказании электронных услуг они измеряют, базируясь на реальных возможностях перевода той или иной услуги в электронную форму.
А у нас, как мне кажется, скоро могут начаться очередные чудеса пиара, когда наши «идеологи» начнут придумывать объяснения – что же такое та или иная госуслуга на IV-ом или V-ом этапах.
- Когда наконец-то до кого-то из лиц, СПОСОБНЫХ принять решение, дойдет, что информационная поддержка федерального сайта госуслуг в стиле «я не я, и хата не моя…» (официально это звучит как – «Информация на справочно-информационном портале размещена федеральными и региональными органами власти Российской Федерации. … Информация об ошибках будет оперативно передана в ведомство, разместившее информацию. Обращаем ваше внимание на то, что оператор Портала не несет ответственности за некорректную информацию, размещенную на портале.») выглядит, мягко говоря, неумно? На форумах и в блогах уже написаны сотни язвительных постов о том, что изменившиеся размеры госпошлин по многим госуслугам на «портале» не отражены, что изменения в руководстве федеральных органов также не отслеживаются (я и сам писал об этом в серии постов «Момент истины-1, 2…» и «Момент (не)истины»).
Позиция Ростелекома («оператора Портала») легко объяснима на прагматическом уровне – для того, чтобы оперативно поддерживать информацию в актуальном состоянии, нужны специально обученные (реально – СПЕЦИАЛЬНО обученные) люди – информационные менеджеры. А таковых у Ростелекома нет (ни в реальности, ни, по-видимому, в штатном расписании). Поэтому и выступает «оператор Портала» в роли тупого «перекладывателя электронных бумажек» - с «портала» в ведомства, из ведомств на «портал»…
Я практически на 100% уверен, что не существует никакого регламента управления информацией на портале. Если бы таковой регламент существовал, выдержки из него обязательно были бы опубликованы на портале. К числу таких публичных регламентных требований должны были бы быть отнесены: сроки обмена запросами и информацией между «оператором Портала» и ведомствами, сроки обновления информации на «портале» после официальных публикаций в уполномоченных СМИ и т.п. (я бы мог продумать и написать такой регламент, но меня как-то никто об этом не просит :) ).
Кстати, о публикациях в СМИ. У нас есть «Российская газета», публикация в которой является официальным фактом – вступления закона в силу, назначений и отставок и т.п. Зачем ждать, пока ведомство (то же Минкомсвязи) «почешется» и пришлет информацию о произошедших перестановках в руководстве Росинформтехнологий – ведь была публикация в «РГ»? Зачем ждать, пока Федеральная Миграционная Служба опомнится и пришлет «оператору Портала» новые ставки госпошлин по своим услугам – ведь они все тоже давно опубликованы?
Хотел для ровного счета («Бог троицу любит») написать еще одно размышление, но что-то мозги «забуксовали». На уровень мелких ошибок и технических недочетов опускаться неохота – «писателей» про такое и без меня хватает. Так что, отложу до следующего раза. Я думаю сделать эти «размышления у подъезда» регулярными.
И да - нужно, наверное, объяснить все-таки название поста. Почему – подъезд? Да просто потому, что на «парадный, архитектурно украшенный вход» (распространенное определение портала) сайт «ГосУслуги.Ру», увы, не тянет…
возможно вам будет интересно узнать про наш проект gosuslugi.askjournal.ru
ОтветитьУдалитьТам мы пытаемся проследить за выполнением многострадального распоряжения 1555-р (которого почему-то нет на самом сайте gosuslugi.ru)
Если вы транслируете свой блог в livejournal, то будем рады видеть ваши записи в сообществе gosuslugi_ask
To Flakon
ОтветитьУдалитьСпасибо за ссылку на ваш проект. Пока проглядел по диагонали, но уже понравилось. Обязательно добавлю ваш проект в свой "Уголок E-Government".
Если не будете возражать, я бы притащил к себе ваш рисованный календарик "облегчения жизни народу". Естественно, с сохранением копирайтов и ссылок.
Что касается трансляции в LiveJournal, то здесь есть проблема. У меня пока нет аккаунта в ЖЖ и пока заводить его не собираюсь (хотя кто знает - чего я завтра на этот счет решу...).
Если вам интересны мои тексты и вы хотели бы их цитировать - у себя в проекте или в сообществе в ЖЖ - я не возражаю. Просьба всего одна и стандартная - давать ссылку на мой оригинальный пост в этом блоге.
Два дня назад увидел Ваш блог. С большим интересом прочитал интересные для меня посты.
ОтветитьУдалитьТак же как и Вы с большим удивлением и негодованием отношусь к тому как у нас в стране происходит внедрение ФЦП Электронная Россия и Информатизации Общества.
В декабре 2009 года после запуска портала Госуслуг, у себя на блоге я написал пост "Интернет технологии, как средство эффективного «менеджмента государства» http://evgeniy1001.livejournal.com/5086.html , где кратко постарался описать видимые мной проблемы. Главная проблема на мой взгляд:
Практически во всех государственных Интернет-проектах, нет самого главного – нацеленности на результат, получения конечной полезности. Такое возможно из-за отсутствия персональной ответственности за ЭФФЕКТИВНОСТЬ расходования бюджетных денег, соизмеримой с этими затратами. А без этого, сколько бы денег наше государство не потратило на Информатизацию общества, Электронное Правительство и т.д., мы не получим не прозрачности, ни повышения качества госулуг, ни новых эффективных технологий для управления Государством.