4 марта 2010 г.

Размышления у «подъезда госуслуг»

Пока никто еще не утащил у меня название для поста, которое я придумал и «засветил» в своем прошлом посте, я решил его использовать сам :). Тем более, что «мысли по поводу» у меня давно в голове сидят, пора им оттуда и в свет уже выйти.
Писать буду тезисно, без особых разглагольствований.

  1. Почему никто из идеологов «электронных госуслуг» не подумал о том, что далеко не все госуслуги по самой своей природе способны достичь высших (четвертой и пятой) стадий 5-этапной модели развития? Возьмем одну из самых упоминаемых «услуг» - государственный технический осмотр транспортных средств. Как может выглядеть IV-ый этап для этой услуги? Напоминаю, что такое IV-ый этап – «Обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления государственной услуги или исполнения государственной функции». КАК и ЧТО можно мониторить через интернет (ну и «портал», конечно) при прохождении техосмотра? Оплату пошлины за техосмотр? Наверное, да. Назначение даты-времени техосмотра при записи на него через интернет? Наверное, тоже, да. Ну и все… Больше ничего «мониторить» не получится – дальше только за руль, в любимое МРЭО, ножками-ручками-колесиками :).
Понятно, что V-го этапа – «Обеспечение возможности получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом» - у конкретно этой услуги не может быть в принципе. А между тем, IV-ый этап для нее обозначен в декабре 2010 года. V-ый этап, правда, благоразумно отодвинут аж на декабрь 2014 года. По всей видимости, те, кто расставлял «крестики-нолики» в приложении к постановлению 1555-р, руководствовались логикой Ходжи Насреддина («… а до этого времени то ли ишак, то ли падишах…»).
Это только один пример, самый простой для объяснения и понимания. А если пройтись по всему «плану 74-х», думаю, подобные нестыковки можно обнаружить примерно в половине случаев.
Европейцы в этом вопросе оказались куда как более логично мыслящими. Они для каждой из государственных услуг, предоставляемых в электронном виде, обозначили ПРЕДЕЛЬНО ДОСТИЖИМУЮ стадию «электронизации». И прогресс в оказании электронных услуг они измеряют, базируясь на реальных возможностях перевода той или иной услуги в электронную форму.
А у нас, как мне кажется, скоро могут начаться очередные чудеса пиара, когда наши «идеологи» начнут придумывать объяснения – что же такое та или иная госуслуга на IV-ом или V-ом этапах.

  1. Когда наконец-то до кого-то из лиц, СПОСОБНЫХ принять решение, дойдет, что информационная поддержка федерального сайта госуслуг в стиле «я не я, и хата не моя…» (официально это звучит как – «Информация на справочно-информационном портале размещена федеральными и региональными органами власти Российской Федерации. … Информация об ошибках будет оперативно передана в ведомство, разместившее информацию. Обращаем ваше внимание на то, что оператор Портала не несет ответственности за некорректную информацию, размещенную на портале.») выглядит, мягко говоря, неумно? На форумах и в блогах уже написаны сотни язвительных постов о том, что изменившиеся размеры госпошлин по многим госуслугам на «портале» не отражены, что изменения в руководстве федеральных органов также не отслеживаются (я и сам писал об этом в серии постов «Момент истины-1, 2…» и «Момент (не)истины»).
Позиция Ростелекома («оператора Портала») легко объяснима на прагматическом уровне – для того, чтобы оперативно поддерживать информацию в актуальном состоянии, нужны специально обученные (реально – СПЕЦИАЛЬНО обученные) люди – информационные менеджеры. А таковых у Ростелекома нет (ни в реальности, ни, по-видимому, в штатном расписании). Поэтому и выступает «оператор Портала» в роли тупого «перекладывателя электронных бумажек» - с «портала» в ведомства, из ведомств на «портал»…
Я практически на 100% уверен, что не существует никакого регламента управления информацией на портале. Если бы таковой регламент существовал, выдержки из него обязательно были бы опубликованы на портале. К числу таких публичных регламентных требований должны были бы быть отнесены: сроки обмена запросами и информацией между «оператором Портала» и ведомствами, сроки обновления информации на «портале» после официальных публикаций в уполномоченных СМИ и т.п. (я бы мог продумать и написать такой регламент, но меня как-то никто об этом не просит :) ).
Кстати, о публикациях в СМИ. У нас есть «Российская газета», публикация в которой является официальным фактом – вступления закона в силу, назначений и отставок и т.п. Зачем ждать, пока ведомство (то же Минкомсвязи) «почешется» и пришлет информацию о произошедших перестановках в руководстве Росинформтехнологий – ведь была публикация в «РГ»? Зачем ждать, пока Федеральная Миграционная Служба опомнится и пришлет «оператору Портала» новые ставки госпошлин по своим услугам – ведь они все тоже давно опубликованы?

Хотел для ровного счета («Бог троицу любит») написать еще одно размышление, но что-то мозги «забуксовали». На уровень мелких ошибок и технических недочетов опускаться неохота – «писателей» про такое и без меня хватает. Так что, отложу до следующего раза. Я думаю сделать эти «размышления у подъезда» регулярными.

И да - нужно, наверное, объяснить все-таки название поста. Почему – подъезд? Да просто потому, что на «парадный, архитектурно украшенный вход» (распространенное определение портала) сайт «ГосУслуги.Ру», увы, не тянет…

3 комментария:

  1. возможно вам будет интересно узнать про наш проект gosuslugi.askjournal.ru

    Там мы пытаемся проследить за выполнением многострадального распоряжения 1555-р (которого почему-то нет на самом сайте gosuslugi.ru)

    Если вы транслируете свой блог в livejournal, то будем рады видеть ваши записи в сообществе gosuslugi_ask

    ОтветитьУдалить
  2. To Flakon
    Спасибо за ссылку на ваш проект. Пока проглядел по диагонали, но уже понравилось. Обязательно добавлю ваш проект в свой "Уголок E-Government".
    Если не будете возражать, я бы притащил к себе ваш рисованный календарик "облегчения жизни народу". Естественно, с сохранением копирайтов и ссылок.

    Что касается трансляции в LiveJournal, то здесь есть проблема. У меня пока нет аккаунта в ЖЖ и пока заводить его не собираюсь (хотя кто знает - чего я завтра на этот счет решу...).

    Если вам интересны мои тексты и вы хотели бы их цитировать - у себя в проекте или в сообществе в ЖЖ - я не возражаю. Просьба всего одна и стандартная - давать ссылку на мой оригинальный пост в этом блоге.

    ОтветитьУдалить
  3. Два дня назад увидел Ваш блог. С большим интересом прочитал интересные для меня посты.
    Так же как и Вы с большим удивлением и негодованием отношусь к тому как у нас в стране происходит внедрение ФЦП Электронная Россия и Информатизации Общества.
    В декабре 2009 года после запуска портала Госуслуг, у себя на блоге я написал пост "Интернет технологии, как средство эффективного «менеджмента государства» http://evgeniy1001.livejournal.com/5086.html , где кратко постарался описать видимые мной проблемы. Главная проблема на мой взгляд:
    Практически во всех государственных Интернет-проектах, нет самого главного – нацеленности на результат, получения конечной полезности. Такое возможно из-за отсутствия персональной ответственности за ЭФФЕКТИВНОСТЬ расходования бюджетных денег, соизмеримой с этими затратами. А без этого, сколько бы денег наше государство не потратило на Информатизацию общества, Электронное Правительство и т.д., мы не получим не прозрачности, ни повышения качества госулуг, ни новых эффективных технологий для управления Государством.

    ОтветитьУдалить