31 марта 2010 г.

Семейные фотографии и … ODF

Второй из обещанных перепостов. На этот раз – из блога Джонатана Шварца (Jonathan Schwartz), бывшего до 3-го февраля 2010 года президентом и исполнительным директором компании Sun Microsystems (которая теперь стала частью Oracle – если кто еще не в курсе…). «Джонатан Шварц ярый приверженец Open Source. При этом свою приверженность он претворил в генеральную линию компании, которая с его подачи стала делать ставку на открытое ПО. Именно при Шварце Sun открыла исходные коды Solaris и Java, именно при нем были приобретены «звезды» СПО — MySQL и Innotek. Да и сама компания пыталась переломить ситуацию и начать зарабатывать на характерной для свободного ПО сервисной модели» (это из русской Википедии).
В этот раз я немного сократил исходный текст, убрав из него уж совершенно пропагандистский кусок в конце. И я не выделял ничего жирным шрифтом; то, что выделено – выделено автором. Да, еще убрал пару устаревших ссылок на сайт ODF Alliance (я дам актуальные, когда буду делать пост-каталог своих записей про «войну форматов»).


Джонатан Шварц. Мои семейные фотографии – и ODF
Несколько лет назад, в гостях у родителей, я просматривал старые семейные снимки, хранившиеся в коробке из-под обуви. Я получал истинное удовольствие, глядя на эти фотографии. И вдруг понял, что почти все они были в единственном экземпляре. Иначе говоря, копий этих снимков не было. Ни одного второго экземпляра. На всей Земле. И, по крайней мере, один человек из прошлого моей семьи был запечатлен только на двух-трех снимках. Вот так дела!
"Значит, коробка из-под обуви", - подумалось мне. Очень архаично, правда? А случись наводнение, или, не приведи господь, пожар? А ведь эти фотографии я хочу показывать родственникам и передать потомкам. Я хочу, чтобы мои дети знали свою историю. И дети моих детей, и их дети.

И тогда я поступил так, как и должен поступать хороший сын - я упросил родителей дать мне эту коробку, а вернувшись домой, отсканировал снимки (и вернул коробку). Итак, отсканированные снимки остались на жестком диске моего компьютера. Моего лэптопа, если быть более точным. На кухне (именно там живет мой лэптоп). Учитывая все то, что ежедневно происходит у меня на кухне, можно сказать, что, возможно, в коробке из-под обуви снимки были бы в большей безопасности. Вот тебе и архаизм! Первый удар.

Что ж, я записал несколько DVD. И раздал их своим домочадцам, а также еще нескольким членам нашей семьи. И ведь не просто так говорят, что системным администратором в одночасье не станешь - почти все розданные мною DVD потерялись. Второй удар.

Но есть и хорошие новости. Один умный человек как-то сказал: "Сеть - это компьютер". Вот я и позаботился заранее о том, чтобы загрузить все отсканированные снимки в онлайновый фотоальбом. Если вы собираетесь присматривать за коробкой из-под обуви, вы с таким же успехом можете нанять кого-нибудь, кто присматривает за коробками других людей и, возможно, делает это лучше всех на свете.

И тут мне пришла в голову одна мысль...
Какие у меня есть гарантии, что я по-прежнему буду иметь доступ к снимкам, которые я сохранил в этом альбоме? И не только через год, но через пять или даже через пятьдесят лет? А что если эти фотографии переживут существующую технологию?
Принимая во внимание все это, вы поймете как минимум одну практическую мотивацию создания формата Open Document Format.

Представьте себе, что вы законодатель, пишущий закон, или доктор, ведущий историю болезни пациента, или студент, сочиняющий роман. И что через пять или пятьдесят лет у вас возникнет желание перечитать материалы, над которыми вы сейчас работаете. И вдруг вы узнаете, что разработчик, создавший приложение, которое вы использовали для создания данных материалов, или компания, создавшая ваш текстовый процессор, либо обанкротились, либо решили взять с вас 10 тысяч долларов за версию, которая сможет распознавать устаревшие форматы файлов? Любой из этих сценариев свидетельствует об одном: информация всегда существует дольше, чем технология.

Что вы делаете в таком случае?
Во-первых, вы ворчите. В самом деле, созданная вами информация - это ваша информация. Она не принадлежит никакому производителю или поставщику. Возьмем, к примеру, те же семейные фотографии. Вы же не хотите, чтобы компания, выпускающая фотоаппараты, требовала с вас денег за возможность увидеть ваши собственные снимки? А ведь именно такая опасность возникает при использовании приложений, не основанных на открытых форматах файлов. Помните - информация существует дольше, чем технология.

Именно поэтому мы и некоторые ведущие технологические компании в нашей отрасли, в сотрудничестве с правительствами и государственными учреждениями всего мира, создали то, что называется "Open Document Format" (который с любовью зовут "ODF"). ODF - это открытый формат для информации, существующей в виде документа. Он не зависит от приложений, используемых для создания документов, сохраняемых в ODF.

Проще говоря, если вы пишете закон, заполняете историю болезни или составляете официальные бумаги с использованием текстового процессора, который сегодня поддерживает ODF, и вам требуется, чтобы в любой момент времени в будущем у вас был доступ к этой информации, вы сможете это сделать любым удобным для вас способом. И не важно, кто является разработчиком используемого вами приложения. ODF-это подлинно открытый стандарт, применяемый самыми разными разработчиками приложений (от IBM и Sun до Google, Red Hat, а теперь даже и Microsoft) и используемый на поразительно большой части земного шара. И за него не надо выплачивать лицензионные отчисления.

Долговечность информации и форматов файлов чрезвычайно важна для учреждений и компаний, в которых установленное время хранения документации значительно превышает срок эксплуатации программного обеспечения (и срок работы служащих), при помощи которого была создана документация. Именно она гарантирует возможность доступа к информации через много-много лет. То же самое можно сказать и о фотографиях в коробке из-под обуви. Я, как руководитель ИТ-службы своей семьи, хочу, чтобы эти фотографии меня пережили. […]

Комментариев нет:

Отправить комментарий