6 марта 2010 г.

Портал госуслуг. S01E02. «Тест-драйв». P02. Меченые атомы

Лет двадцать пять назад «Литературная газета», одна из популярнейших советских газет того времени, проводила эксперимент «Меченые атомы». Несмотря на сугубо физическое название, суть эксперимента заключалась в проверке качества работы обычной почты (электронная тогда существовала только в научных институтах и сама была экспериментом). Читатели «Литературки» заготавливали по десятку-другому конвертов, адресованных самим себе, и отправляли их из разных мест – как в пределах одного города, так и из одного города в другой. По скорости доставки писем можно было судить о том, где почтовая система «пробуксовывает», а где работает с точностью часового механизма. Потом читатели писали в «Литературку», сообщая результаты, а один из ведущих журналистов газеты Анатолий Рубинов (это я сейчас перепроверил в Гугле, собственная память почему-то упорно наводила меня на Юрия Щекочихина) публиковал статьи, сильно раздражавшие руководителей почтового ведомства (которое и тогда называлось Министерством связи).

В некотором смысле, мое нынешнее общение с «порталом госуслуг» напоминает те самые «Меченые атомы».
Читатели блога, думаю, помнят, что около месяца назад я затеял эксперимент по интерактиву с «порталом». Первое мое обращение по поводу некорректности опубликованной на «портале» информации через две недели после отправки было отфутболено на фиг отправлено в ведомства по принадлежности, откуда я продолжаю с надеждой ожидать ответа (или хотя бы адекватной реакции – в виде исправления информации на сайте).
Второй заход «на контакт» я решил осуществить более хитро, чтобы не дать возможности «отвечателям» опять задвинуть мое обращение куда подальше. Поскольку форма обратной связи «предназначена для сбора мнений и пожеланий по работе портала» (цитата из самой формы), я решил высказать пожелание. Пожелание мое заключалось в желании (о! стих получился :) ) узнать конкретный срок открытия регистрации пользователей на портале. Я, конечно, реалист, и понимаю, что никакого открытия регистрации в первом квартале 2010 года не будет – потому как вопрос с персональной идентификацией не решен и, судя по высказываниям г-на Массуха, как минимум, до середины года решен не будет. Но мне интересно, как об этом переносе срока (уже неизбежном, но еще не объявленном) мне сообщат «отвечатели». Выдвигаю гипотезы:
  1. Если я получу ответ еще в марте (ненулевая вероятность такого события существует), то суть ответа будет сводиться к тому, что, дескать, март – это еще первый квартал, так что ждите, и будет вам счастье…
  2. Если же ответ случится уже после марта, то, скорее всего, к этому времени текст на портале подправят (вместо «в первом квартале» напишут «во втором», а то и вообще - «во второй половине года»), и «отвечатели» с чистой совестью опять же пошлют меня посоветуют подождать еще немного.
  3. Как крайне маловероятную, но все-таки допускаю гипотезу, что ответ будет внятным, и мне напишут, что регистрация пользователей станет возможной только после решения технической проблемы персональной идентификации.

Итак, я написал коротенькое письмо:
Уважаемые господа,
На странице портала "Личный кабинет\ Регистрация" в настоящее время сообщается, что регистрация пользователей будет открыта в первом квартале 2010 года. Поскольку уже начался март, последний месяц первого квартала, хотелось бы уточнить, когда именно планируется открытие регистрации.
Не могли бы вы назвать более конкретный срок доступности данной возможности?
С уважением,
А.Бертяков


Как и в прошлый раз, пройти каптчу с первой попытки не получилось. Впрочем, мне это ни разу не удалось и во всех последующих отправках сообщений – всегда требовался второй заход. Конечно, можно списать все на криворуких кодеров, но мне представляется, что это такая хитрая фича, чтобы отсеивать часть сообщений. Ведь не каждый обратит внимание на неброскую надпись, извещающую, что введен неверный код :).

Вот к чему нет претензий, так это к пуговицам автоматическим квитанциям от портала. Подтверждение пришло в почту примерно через минуту после моего общения с порталом. Заодно и интересовавший меня вопрос о количестве обращений на портал стал проясняться.



Как помнят читатели, в прошлый раз регистрационный номер моего обращения заканчивался числом 1688. Тогда я предположил, что это общее количество обращений на портал с момента его запуска в середине декабря. Но у моего последнего обращения номер заканчивается на 288, что дало основание думать, что нумерация обращений происходит в рамках месяца. Был еще, конечно, вариант, что обращения начинают нумероваться заново каждый день, но эту гипотезу я поначалу отбросил как маловероятную.
Тем не менее, я решил проверить. Не мудрствуя лукаво, я написал сообщение-пустышку:

Уважаемые господа,
можете проигнорировать это сообщение, т.к. оно носит исключительно тестовый характер.
Извините за беспокойство.
С уважением,
А.Бертяков

Первый раз я отправил его примерно в 14:55 (квитанция от портала пришла в 14:57). Номер, присвоенный этому моему сообщению, был 341. Поскольку предыдущий номер сообщения был 288, то гипотеза о ежедневной перенумерации сообщений стала приобретать более отчетливые очертания. Я решил убедиться в этом, отправляя сообщения-пустышки с тем же самым текстом примерно каждый час, до полуночи.
Следующее сообщение ушло от меня в 15:15; пришедшая в ответ квитанция сообщила его номер – 359. А дальше случилось интересное… Я отправил очередную «пустышку» в 16:05, но ответной квитанции от «портала» не получил. Это наводит на мысль, что какие-никакие спам-фильтры на «портале» таки присутствуют. Конечно, это мог быть и просто сбой скрипта отправки квитанций, но я решил дальше не рисковать – если спам-фильтр действительно стоит на «портале», то мое имя и почтовый адрес могли быть занесены в «черный список», что меня совсем не устраивало.

Поэтому, в очередной раз я написал на «портал» уже ближе к вечеру, и сообщение мое было содержательным:

Уважаемые господа,
хочу обратить ваше внимание на ошибку, которая давно существует на портале.
При просмотре любой публикации СМИ под ее заголовком выводятся ссылки, которые, по-видимому, должны приводить в соответствующий раздел классификатора услуг. Однако, нажатие на ссылку приводит к ошибке 404. Это устойчивая ошибка, проявляющаяся всегда.
Выражаю надежду, что эта ошибка будет исправлена в ближайшее время.
С уважением,
А.Бертяков

Квитанцию от портала я получил в 22:24, номер моего сообщения был 573.
К сожалению, я чуть-чуть прозевал с отправкой очередного сообщения перед полуночью, так что получить более-менее точную оценку суточного потока сообщений на портал, мне не удалось. Мое сообщение ушло на портал уже в начале новых суток, полученная в 00:03 квитанция принесла номер «тикета» - 2010030610000017.

Подведем некоторые статистические итоги:
  1. Нумерация сообщений происходит на ежесуточной основе.
  2. В начале февраля интенсивность отправки сообщений на портал была достаточно высокой. Мое сообщение, отправленное 11 февраля в 11:27, имело номер 1688, т.е. суточное количество сообщений доходило до 3000-3500.
  3. В марте интенсивность существенно снизилась. Судя по моему вчерашнему мини-эксперименту, среднее число сообщений за сутки находится на уровне 600-700. Ну это, в общем-то, неудивительно, учитывая, что полезность интерактива с порталом пока не слишком далеко ушла от нулевой отметки.
Что я намерен делать дальше? Я продолжу «зондирование» службы обработки сообщений «портала». Теперь я постараюсь в течение нескольких дней подряд отправлять на «портал» по одному сообщению в день, по времени – ближе к полуночи. Тем самым, я буду получать примерную оценку ежесуточного потока сообщений на портал и заодно смогу оценить скорость и адекватность реакции «отвечателей».

Stay tuned.

Комментариев нет:

Отправить комментарий