В предыдущем посте про свою старенькую вишневую «девятку» я обещал вернуться к одной из
главных тем моего блога – госуслугам (причем, не только тем, которые с
приставкой «Э-», но и тем, которым больше подходит немного другой префикс –
«Эх-х-»). Выполняю обещанное. Попутно решил начать новый сериал – «Э-Реалити»,
т.к. ни один из существующих (а их таки есть у меня – «Портал госуслуг»,
«Э-Правительство», «И-Общество»...) не показался мне достаточно подходящим для
запланированного практико-испытательного аспекта обсуждения. Первый эпизод
нового сериала я решил назвать героически – «Госуслуги: Испытано на себе».
Те,
кто читает мой блог достаточно давно, знают, что про портал госуслуг я пишу
практически с момента его пафосного представления публике в декабре 2009-го. Я
в числе других героев-первоиспытателей продирался через все колючки и рогатки
процедуры регистрации весной 2010-го, следил за темпом продвижения 74-х
приоритетных услуг по этапам зрелости летом и осенью того же года, анализировал
наглую статистику Минкомсвязи по порталу госуслуг весной 2011-го. Правда, в
части собственно получения электронных госуслуг я не продвинулся дальше
регулярной проверки информации о выписанных мне штрафах ГИБДД (увы,
«марсианские треножники» делают свое дело с неотвратимостью стремительного
домкрата...). Ну просто не нужны мне были другие доступные госуслуги:
загранпаспорт у меня действующий, на пенсию мне пока еще рано, в кадастровые
инженеры я тоже не собираюсь.
И
вот внезапно – госуслуга понадобилась! Я нашел покупателя для своей «девятки»,
и мне нужно было снять ее с учета в ГАИ. Конечно, я мог бы просто с утра
пораньше сесть в машину, доехать до своего отдела МОТОТРЭР (эта аббревиатура до
сих пор остается для меня загадкой) и встать в живую очередь таких же бедолаг
получателей госуслуг. Каких-то полдня жизни – и дело было бы сделано. Но,
будучи интернет-активистом, я не стал искать легких путей решил пойти
более простым путем – зарегистрироваться на оказание услуги на портале госуслуг
и получить услугу вне очереди (или, по крайней мере, в более короткой очереди,
состоящей из таких же интернет-гиков, как я сам).
Кстати,
к моменту, когда я самоотверженно решил податься в порталоиспытатели, мне уже
было известно, что, помимо первой, армадовской версии портала (которая живет
доживает по адресу gosuslugi.ru) существует и
вторая, энвиженовская версия, обитающая на адресе epgu.gosuslugi.ru. Причем, обе версии находятся в
весьма запутанных отношениях друг с другом:
- С первой
версии на вторую можно попасть через баннер «Электронное правительство.
Версия 2.0», мигающий на главной странице.
- Если не
переходить на вторую версию и авторизоваться с главной страницы первой версии,
то в процессе авторизации и по ходу получения некоторых услуг все равно
вылезает заставка с Белым Домом, явно происходящая из версии 2.
- Процесс
получения некоторых услуг, начинаясь на портале версии 1, может
продолжиться и/или закончиться на портале версии 2 и т.д.
Понятно,
что все подобные нестыковки обусловлены, образно говоря, «шиномонтажом на ходу»
- уже принято политическое решение отказаться от версии 1 и заменен исполнитель
работ, но версия от нового исполнителя еще не готова функционально в том же
объеме услуг, которые уже размещены в версии 1 - вот и приходится разработчикам
сшивать код на скорую руку, бросая заплатки туда-сюда.
Повторюсь
– обо всем этом я знал к моменту своего испытательного старта. Но, поскольку
первая версия портала не была заблокирована, я счел возможным начать свои
практические изыскания именно на ее основе.
В
принципе, форма заявления на получение услуги «Регистрация ТС» (в настоящее
время, кстати, уже недоступная в версии 1 – сразу происходит переброс на форму
версии 2) не вызвала у меня никакого отторжения – все-таки ее доводили до ума
не меньше полугода. Минут через 10 после начала заполнения я успешно справился
с задачей простановки цифирок и буковок – причем, основная часть времени ушла
на внимательное считывание информации с оригинальных документов. Везде, где это
было возможно, поля формы заполнялись не ручным вводом, а выбором из
выпадающего списка значений. Правда, немного насмешил механизм обеспечения
корректного ввода VIN – в форме просто присутствовало поле «Еще раз», куда
нужно было (по логике разработчиков) повторно вручную ввести VIN для
последующего сравнения двух полей программным способом; то, что второе поле
пользователь может заполнить простым копипастингом из первого, разработчики как-то
не учли.
Порадовала
также возможность в любой момент сохранить копию заявления на локальном диске и
продолжить заполнение позже. Кстати, сохраняется заявление во вполне себе
адекватном и читабельном XML-формате, и мне непонятно, почему некоторые
комментаторы пишут в блогах и на форумах, что портал сохраняет на диске
какую-то абракадабру.
После
заполнения заявления портал предложил мне выбрать подразделение ГАИ, в котором
я хотел бы получить услугу, и желаемое время получения услуги – доступные
таймслоты были представлены с дискретностью в полчаса.
Закончив
все вышеописанные манипуляции, я нажал кнопку «Отправить» - и мое заявление
ушло в астрал портал. В «Личном кабинете» я увидел статус заявления
«Отправлено.Отправлено» (именно так – дважды через точку), и - всё. Больше
ничего не произошло – ни через пять минут, ни через час, ни до самого вечера.
И
вот когда первые положительные эмоции от общения с порталом («Ну надо же! Оно
еще и работает!») разбились о суровую э-реалити, я задумался и сформулировал
ряд вопросов:
- Зачем
вообще нужно заполнять это длиннющее заявление со всеми параметрами
автомобиля, данными ПТС и СТС? Ведь в ГАИшной базе вся
эта информация уже есть. Достаточно было бы, чтобы после выбора услуги система
сама определила, сколько за мной числится автомобилей, и предложила бы
выбор – в отношении какого из автомобилей я хочу произвести
регистрационные действия. Ну да, для этого портал должен обратиться к
ГАИшной базе – но разве это проблема? База доступна в онлайне, речь не
идет о межведомственной услуге – передавай в запросе данные автовладельца
и получай в ответ список его автомобилей.
- Зачем
нужно выбирать подразделение, в котором я хочу получить услугу?
Ведь у меня нет выбора – автомобили ставятся на учет по месту регистрации
их владельца. Мои регистрационные данные (я имею в виду «прописку» в
советском смысле) в базе портала есть – я их вводил при первичной
регистрации, да и в базах СНИЛС и ИНН они наверняка присутствуют. Почему
бы на основании этих данных не определить, в каком отделе МОТОТРЭР (не,
все-таки классное сокращение – в нем так и слышится рев моторов!) я должен
получить требуемую госуслугу? Ну да, я понимаю, что это лишняя
трудоемкость для разработчиков – сопоставлять адрес регистрации со списком
адресов, обслуживаемых конкретным отделом. Но разве эта трудоемкость не
компенсируется экономией времени сотен тысяч автовладельцев, которым не
нужно будет играть в «угадайку» с выпадающим списком – ведь далеко не все
из них в точности знают, где именно находится нужное им подразделение и
какой у него номер?
- Почему
таймслоты для предварительной записи такие большие – по полчаса? Забегая
несколько вперед (я сам об этом узнал, приехав вживую в ГАИ), могу
сказать, что это время влияет только на один параметр услуги – момент
предоставления автомобиля на осмотровую площадку отдела МОТОТРЭР. Причем,
на площадке существуют два потока – общая очередь и очередь
предварительной записи, т.е. не нужно будет «бодаться» с общеочередниками,
что вам назначено на конкретную минуту. Осмотр же автомобиля с внесением
необходимых отметок в заявление – даже в самом сложном случае – не
занимает более 10-ти минут (установлено эмпирическими наблюдениями в
течение двух часов стояния в «живой» очереди). Так что, в один стандартный
получасовой таймслот можно легко вписать три автомобиля. Но нет – портал
отдает все это время только одному пользователю. Угадайте с трех раз, куда
девается неизрасходованное пользователями время? :)
Вернемся
к моей процедуре оформления заявки на получение услуги – ведь в реальности я
еще никуда не записался. На следующий день, поскольку время позволяло, я решил
продолжить эксперименты с порталом. Начал я с того, что позвонил на «горячую
линию» и поинтересовался – какого х что с моим заявлением, почему и
доколе? Вежливый юноша, уточнив у меня подробности желаемой услуги и номер
заявления, спросил, в какой версии портала я его оформлял. Узнав, что в первой,
тут же радостно сообщил мне о наличии второй версии портала и рекомендовал заново
оформить заявление именно в ней. На мой встречный вопрос, могу ли я
использовать для быстрого заполнения ранее сохраненную локальную копию
заявления, огорченно ответил мне, что – таки нет. В этот момент мне стало
понятно, что разработчики второй версии портала не ищут легких путей – ни для
себя, ни для пользователей. На мой справедливо-гневный вопрос, почему в сети
оставлена уже практически нелигитимная первая версия портала, юноша ответил –
«в информационных целях», дескать на ней информации о госуслугах пока больше,
чем во второй версии...
Ну
изливать на говорящего попугайчика сотрудника колл-центра весь праведный
гнев, предназначавшийся идеологам и разработчикам портала, я не стал – тем
более, что осознавал, какую ответственную и героическую миссию я сам на себя
взвалил. И пошел я на портал версии 2 – тот самый, про который в самовосхвалебном
пресс-релизе разработчиков написано:
«Это
результат работы огромного количества людей: аналитиков, программистов,
дизайнеров. Они попытались сделать все, чтобы портал стал более удобен,
практичен и имел дружественный интерфейс. Современные разработки позволили
воплотить наиболее прогрессивные достижения в области информационных
технологий.
Новая
версия портала государственных услуг получила прозрачный и легкий дизайн,
который подчеркивает, что госуслуги прозрачны как никогда, а пользоваться ими
легко и удобно.»
«Прозрачный
и легкий дизайн» - это вот это вот УГ (аббревиатуру можно расшифровывать в меру
своей испорченности – например, просто «удручающе голубой» :) ):
Ну,
к «прозрачному и легкому» я еще вернусь попозже. Сейчас же (точнее, в следущем
посте, ибо в этом уже много букв) – про то, как я заполнял заявление версии 2.
Комментариев нет:
Отправить комментарий