5 октября 2011 г.

Э-Реалити. S01E01. «Госуслуги: Испытано на себе». P01-1. Снятие с учета ТС - часть I

В предыдущем посте про свою старенькую вишневую «девятку» я обещал вернуться к одной из главных тем моего блога – госуслугам (причем, не только тем, которые с приставкой «Э-», но и тем, которым больше подходит немного другой префикс – «Эх-х-»). Выполняю обещанное. Попутно решил начать новый сериал – «Э-Реалити», т.к. ни один из существующих (а их таки есть у меня – «Портал госуслуг», «Э-Правительство», «И-Общество»...) не показался мне достаточно подходящим для запланированного практико-испытательного аспекта обсуждения. Первый эпизод нового сериала я решил назвать героически – «Госуслуги: Испытано на себе».

Те, кто читает мой блог достаточно давно, знают, что про портал госуслуг я пишу практически с момента его пафосного представления публике в декабре 2009-го. Я в числе других героев-первоиспытателей продирался через все колючки и рогатки процедуры регистрации весной 2010-го, следил за темпом продвижения 74-х приоритетных услуг по этапам зрелости летом и осенью того же года, анализировал наглую статистику Минкомсвязи по порталу госуслуг весной 2011-го. Правда, в части собственно получения электронных госуслуг я не продвинулся дальше регулярной проверки информации о выписанных мне штрафах ГИБДД (увы, «марсианские треножники» делают свое дело с неотвратимостью стремительного домкрата...). Ну просто не нужны мне были другие доступные госуслуги: загранпаспорт у меня действующий, на пенсию мне пока еще рано, в кадастровые инженеры я тоже не собираюсь.

И вот внезапно – госуслуга понадобилась! Я нашел покупателя для своей «девятки», и мне нужно было снять ее с учета в ГАИ. Конечно, я мог бы просто с утра пораньше сесть в машину, доехать до своего отдела МОТОТРЭР (эта аббревиатура до сих пор остается для меня загадкой) и встать в живую очередь таких же бедолаг получателей госуслуг. Каких-то полдня жизни – и дело было бы сделано. Но, будучи интернет-активистом, я не стал искать легких путей решил пойти более простым путем – зарегистрироваться на оказание услуги на портале госуслуг и получить услугу вне очереди (или, по крайней мере, в более короткой очереди, состоящей из таких же интернет-гиков, как я сам).

Кстати, к моменту, когда я самоотверженно решил податься в порталоиспытатели, мне уже было известно, что, помимо первой, армадовской версии портала (которая живет доживает по адресу gosuslugi.ru) существует и вторая, энвиженовская версия, обитающая на адресе epgu.gosuslugi.ru. Причем, обе версии находятся в весьма запутанных отношениях друг с другом:
  • С первой версии на вторую можно попасть через баннер «Электронное правительство. Версия 2.0», мигающий на главной странице.
  • Если не переходить на вторую версию и авторизоваться с главной страницы первой версии, то в процессе авторизации и по ходу получения некоторых услуг все равно вылезает заставка с Белым Домом, явно происходящая из версии 2.
  • Процесс получения некоторых услуг, начинаясь на портале версии 1, может продолжиться и/или закончиться на портале версии 2 и т.д.
Понятно, что все подобные нестыковки обусловлены, образно говоря, «шиномонтажом на ходу» - уже принято политическое решение отказаться от версии 1 и заменен исполнитель работ, но версия от нового исполнителя еще не готова функционально в том же объеме услуг, которые уже размещены в версии 1 - вот и приходится разработчикам сшивать код на скорую руку, бросая заплатки туда-сюда.
Повторюсь – обо всем этом я знал к моменту своего испытательного старта. Но, поскольку первая версия портала не была заблокирована, я счел возможным начать свои практические изыскания именно на ее основе.

В принципе, форма заявления на получение услуги «Регистрация ТС» (в настоящее время, кстати, уже недоступная в версии 1 – сразу происходит переброс на форму версии 2) не вызвала у меня никакого отторжения – все-таки ее доводили до ума не меньше полугода. Минут через 10 после начала заполнения я успешно справился с задачей простановки цифирок и буковок – причем, основная часть времени ушла на внимательное считывание информации с оригинальных документов. Везде, где это было возможно, поля формы заполнялись не ручным вводом, а выбором из выпадающего списка значений. Правда, немного насмешил механизм обеспечения корректного ввода VIN – в форме просто присутствовало поле «Еще раз», куда нужно было (по логике разработчиков) повторно вручную ввести VIN для последующего сравнения двух полей программным способом; то, что второе поле пользователь может заполнить простым копипастингом из первого, разработчики как-то не учли.
Порадовала также возможность в любой момент сохранить копию заявления на локальном диске и продолжить заполнение позже. Кстати, сохраняется заявление во вполне себе адекватном и читабельном XML-формате, и мне непонятно, почему некоторые комментаторы пишут в блогах и на форумах, что портал сохраняет на диске какую-то абракадабру.
После заполнения заявления портал предложил мне выбрать подразделение ГАИ, в котором я хотел бы получить услугу, и желаемое время получения услуги – доступные таймслоты были представлены с дискретностью в полчаса.
Закончив все вышеописанные манипуляции, я нажал кнопку «Отправить» - и мое заявление ушло в астрал портал. В «Личном кабинете» я увидел статус заявления «Отправлено.Отправлено» (именно так – дважды через точку), и - всё. Больше ничего не произошло – ни через пять минут, ни через час, ни до самого вечера.

И вот когда первые положительные эмоции от общения с порталом («Ну надо же! Оно еще и работает!») разбились о суровую э-реалити, я задумался и сформулировал ряд вопросов:
  1. Зачем вообще нужно заполнять это длиннющее заявление со всеми параметрами автомобиля, данными ПТС и СТС? Ведь в ГАИшной базе вся эта информация уже есть. Достаточно было бы, чтобы после выбора услуги система сама определила, сколько за мной числится автомобилей, и предложила бы выбор – в отношении какого из автомобилей я хочу произвести регистрационные действия. Ну да, для этого портал должен обратиться к ГАИшной базе – но разве это проблема? База доступна в онлайне, речь не идет о межведомственной услуге – передавай в запросе данные автовладельца и получай в ответ список его автомобилей.
  2. Зачем нужно выбирать подразделение, в котором я хочу получить услугу? Ведь у меня нет выбора – автомобили ставятся на учет по месту регистрации их владельца. Мои регистрационные данные (я имею в виду «прописку» в советском смысле) в базе портала есть – я их вводил при первичной регистрации, да и в базах СНИЛС и ИНН они наверняка присутствуют. Почему бы на основании этих данных не определить, в каком отделе МОТОТРЭР (не, все-таки классное сокращение – в нем так и слышится рев моторов!) я должен получить требуемую госуслугу? Ну да, я понимаю, что это лишняя трудоемкость для разработчиков – сопоставлять адрес регистрации со списком адресов, обслуживаемых конкретным отделом. Но разве эта трудоемкость не компенсируется экономией времени сотен тысяч автовладельцев, которым не нужно будет играть в «угадайку» с выпадающим списком – ведь далеко не все из них в точности знают, где именно находится нужное им подразделение и какой у него номер?
  3. Почему таймслоты для предварительной записи такие большие – по полчаса? Забегая несколько вперед (я сам об этом узнал, приехав вживую в ГАИ), могу сказать, что это время влияет только на один параметр услуги – момент предоставления автомобиля на осмотровую площадку отдела МОТОТРЭР. Причем, на площадке существуют два потока – общая очередь и очередь предварительной записи, т.е. не нужно будет «бодаться» с общеочередниками, что вам назначено на конкретную минуту. Осмотр же автомобиля с внесением необходимых отметок в заявление – даже в самом сложном случае – не занимает более 10-ти минут (установлено эмпирическими наблюдениями в течение двух часов стояния в «живой» очереди). Так что, в один стандартный получасовой таймслот можно легко вписать три автомобиля. Но нет – портал отдает все это время только одному пользователю. Угадайте с трех раз, куда девается неизрасходованное пользователями время? :)

Вернемся к моей процедуре оформления заявки на получение услуги – ведь в реальности я еще никуда не записался. На следующий день, поскольку время позволяло, я решил продолжить эксперименты с порталом. Начал я с того, что позвонил на «горячую линию» и поинтересовался – какого х что с моим заявлением, почему и доколе? Вежливый юноша, уточнив у меня подробности желаемой услуги и номер заявления, спросил, в какой версии портала я его оформлял. Узнав, что в первой, тут же радостно сообщил мне о наличии второй версии портала и рекомендовал заново оформить заявление именно в ней. На мой встречный вопрос, могу ли я использовать для быстрого заполнения ранее сохраненную локальную копию заявления, огорченно ответил мне, что – таки нет. В этот момент мне стало понятно, что разработчики второй версии портала не ищут легких путей – ни для себя, ни для пользователей. На мой справедливо-гневный вопрос, почему в сети оставлена уже практически нелигитимная первая версия портала, юноша ответил – «в информационных целях», дескать на ней информации о госуслугах пока больше, чем во второй версии...

Ну изливать на говорящего попугайчика сотрудника колл-центра весь праведный гнев, предназначавшийся идеологам и разработчикам портала, я не стал – тем более, что осознавал, какую ответственную и героическую миссию я сам на себя взвалил. И пошел я на портал версии 2 – тот самый, про который в самовосхвалебном пресс-релизе разработчиков написано:
«Это результат работы огромного количества людей: аналитиков, программистов, дизайнеров. Они попытались сделать все, чтобы портал стал более удобен, практичен и имел дружественный интерфейс. Современные разработки позволили воплотить наиболее прогрессивные достижения в области информационных технологий.
Новая версия портала государственных услуг получила прозрачный и легкий дизайн, который подчеркивает, что госуслуги прозрачны как никогда, а пользоваться ими легко и удобно.»

«Прозрачный и легкий дизайн» - это вот это вот УГ (аббревиатуру можно расшифровывать в меру своей испорченности – например, просто «удручающе голубой» :) ):


Ну, к «прозрачному и легкому» я еще вернусь попозже. Сейчас же (точнее, в следущем посте, ибо в этом уже много букв) – про то, как я заполнял заявление версии 2.

Комментариев нет:

Отправить комментарий