22 мая 2010 г.

Почему портал госуслуг обречен?

В общем-то, я всегда знал ответ на вопрос, вынесенный в заголовок поста. И этот ответ не является каким-то сакральным знанием. Формулировки ответа могут быть разные – или грубо-прямолинейная ««Совок» неистребим», или профессорско-преображенская «Разруха не в клозетах, а в головак», - но сути это не меняет.
По моим критическим постам о портале госуслуг могло сложиться впечатление, что во всем (или почти во всем) виноваты криворукие разработчики и кривомозглые «архитекторы». На самом деле, проблема не в них. Проблема – в чиновниках. И не важно, где сидит этот чиновник – в министерстве в Москве или в консульстве в другой стране. Глубинная суть российского чиновника геополитически инвариантна.

Ниже – цитаты из поста ЖЖ-юзера puerrtto (http://puerrtto.livejournal.com) про проблемы с получением/обновлением паспортов в российском генконсульстве в Хайфе (Израиль). Пост большой, и в нем не только (даже правильнее – не столько) про электронные госуслуги. Я сознательно выдернул только «электронные» цитаты – ведь сайт генконсульства никакого отношения к порталу госуслуг не имеет, но насколько все похоже…

В один из дней знакомые знакомых (пара очень стареньких ветеранов войны родом из Москвы) из израильской Хайфы пожаловались, мол, такой ужас творится в консульстве России в Хайфе, прямо жуткий и невиданный "Совок".  Дело было в том, что старики никак не могли заменить старый загранпаспорт на новый. Cтарики пять(!) раз ходили в консульство и каждый раз что-то мешало им подать документы. Мне это показалось странным - что за проблема? И за ответами отправился в сию контору. […]

Самое важное каким-то образом исхитриться и подать ваши документы. Это не так просто! Для начала надо знать, что в консульстве России не выдают анкеты, а вы их должны "скачать" с их интернет-сайта. Проведя несколько часов в очереди и прорвавшись в предбанник, вам это сообщит улыбчивый дядя-дипломат с торчащими словно у кустурицевского дедушки Гырги зубами. И несчастные старики тяжело вздохнув берут у Гырги обрывок бумажки с длинным URL адресом для скачивания анкеты. И едут домой. Провалилась очередная попытка подать документы. […]

Что, вы такие умные и распечатали анкеты с их сайта? Это означает, что вы зря потеряли время. Дело в том, что на сайте консульства в разделе "анкеты на загранпаспорт" размещена неправильная анкета, которую у вас не примут. Придя с ней, вы узнаете, что все не так и пойдете домой снова. […]

При заполнении анкеты на сайте консульства черным по белому указывается, что фотографий должно быть 5 (пять). Не верьте глазам своим, это очередная засада. […] Распечатав анкету с их сайта и принеся ее вкупе с пятью фотографиями вы узнаете, что во-первых анкета неправильная изначально на их же сайте, а во-вторых фотографий должно быть не 5, а 6. Причем на одной из страниц сайт консульства написано что фотографий 5, а на другой - 6. […]

На сайте консульства написано, что максимальный срок изготовления загранпаспорта 3 месяца. Само по себе это безумно затянуто, но "сермяжная правда" состоит в том, что фактически загранпаспорта изготовляют в срок от 3 до 10(!) месяцев. И имеют наглость объяснять это мифическим сложным новым регламентом, выложенным вот здесь http://www.russianembassy.org.il/content.php?id=114

А.Б.: На самом деле, по указанной выше ссылке никакого регламента не лежит – там только описание выходных данных этого регламента: когда утвержден, где опубликован. За интернет-версией отправляют к «Консультанту-Плюс», про удобство пользования которым лучше всего говорят два моих эмоциональных поста – «Поубывав бы…» и «Поубывав бы – 2…».

В разделе ответы на вопросы сайта консульства РФ в Израиле, заведующий консульским отделом, господин Юкалов, сокрушается в связи с тяготами и лишениями их, консульского труда. Консул утверждает, что всему виной новый административный регламент. Ложь, уважаемый консул. Вы забыли, что регламент подразумевает принятие решений о выдаче загранпаспортов, но никак не может препятствовать принятию заявлений  за загранпаспорта у граждан. Огромные очереди создаются искусственно для того, что бы перенаправить граждан к посреднику, где те заплатят по 700 долларов, из которых 3/4 уйдут в карман тем, или иными чиновникам. Это по самым скромным подсчетам черный нал на сумму до двух миллионов долларов в год. Все прозрачно до безобразия.

А вы говорите – инновация, модернизация, электронизация…

Комментариев нет:

Отправить комментарий