13 мая 2010 г.

Портал госуслуг. S01E02. «Тест-драйв». P08. Госпрофанация

Я никогда не был особым фанатом «портала госуслуг», и всю эту околопортальную сериалиаду в блоге завел (см. мой самый первый пост на эту тему) с целью  документирования очередного epic fail в области э-правительства в динамике, с самого старта и до самого, в общем-то, fail’а. На мой взгляд, дело медленно, но уверенно таки движется к своему логическому. И хотя вроде бы сдвиги на лице имеются – личный кабинет заработал (с массой проблем и непродумок при регистрации, но все же…), какие-никакие услуги начали оказываться, обратная связь с разработчиками худо-бедно наладилась, но общего вектора развития это никак не меняет.

Вот насчет «каких-никаких» услуг я и хотел бы пройтись поподробнее. Давайте посмотрим на список 74-х приоритетных госуслуг, высочайше освященный утвержденный правительственным распоряжением 1555-р. Почему именно эти услуги включены в число приоритетных? Как определялись ведомства, более близкие к народу, и как выбирались в приоритетный список самые-самые услуги этих ведомств? Сдается мне, что собрал г-н Собянин, главный по тарелочкам э-правительству в нашем просто правительстве, без «э-», представителей ведомств, посмотрел на них добрым уставшим взглядом и настойчиво попросил хоть чего-нибудь родить представить свои предложения для этого черт включения в список приоритетных услуг. Ну представители ведомств посмотрели на потолок поковыряли пальцем в носу подошли ответственно к данному вопросу – и таки представили… Со сроками по пяти этапам для каждой услуги вообще, видимо, сильно не заморачивались. Ну дальше-то 2015-го года ничего нельзя было отодвинуть, поэтому пришлось в пределах 5-ти лет в «крестики-нолики» играть. Кто понаглее оказался, те свои сроки подальше задвинули, а кому хотелось перед Самым Главным Начальником выпендриться, те крестов в графике поближе наставили, справедливо (по известной методике Ходжи Насреддина) полагая, что и к этим срокам – «то ли ишак, то ли падишах…»

Вот примерю я эти «74 приоритетные» на себя – достаточно среднестатистического гражданина, относящегося к среднему (тщу себя надеждой…) классу, не слишком много чего желающего от государства. Буду занудным, пройдусь по всем 74-м позициям (правда, постараюсь сделать это покороче и побыстрее):

1-15. Прием различных налоговых деклараций. Я – обычный наемный работник, не имеющий левых дополнительных доходов. Т.е., даже подавать обычную декларацию на доходы физлица мне не нужно – за меня мои доходы декларирует работодатель. Значит, эти 15 услуг мне не нужны. Да, у нас в стране полно ИП, ЧП, НП, ООО и т.п. – для них подобные услуги более актуальны. Но они уже и сейчас общаются с налоговыми с помощью софта, предоставленного все теми же налоговыми. А налогово-декларативные услуги на «портале» - чистая фикция, потому что все равно нужно скачивать себе налоговый софт и далее – по известной схеме. «Портал» же становится лишней бюрократической инстанцией, ставящей «галочку» - мол, декларация отправлена.

16-19. Регистрация юридических лиц и ИП, получение выписок из реестров и т.п. Лично мне эти услуги не нужны – я ни разу не предприниматель. Многим ли гражданам это реально нужно, не знаю. Оценку, конечно, можно сделать, но время на это я тратить точно не буду – ни сейчас, ни потом. Меня бы убедили (и по этим услугам, и по всем остальным) простые статистические выкладки: «В нашей стране за подобной услугой ежедневно обращается XXX тысяч человек, поэтому услуга приоритетна». Но ведь нигде же нет подобных выкладок!

20-21. Услуги ГАИ (регистрация транспорта, ГТО). Не спорю – эти услуги востребованы. Но каждый конкретный автовладелец сталкивается с необходимостью общения с ГАИ не чаще раза в год (а если у него достаточно новая машина – то и раз в 2-3 года). К тому же, без живого появления в ГАИ эти услуги все равно не дополучишь до конца. Т.е., максимум, что может «портал» - обеспечить предварительную запись на конкретный день-час. Значит, эти услуги дальше III-го этапа не продвигаемы по определению. Но у них обозначены сроки и IV-го, и V-го этапов. Что это такое, как не профанация предоставления услуги в чистом виде?
Вот еще - появилась на портале услуга «Проверка наличия выписанных штрафов». Ее нет в «перечне 74-х», но реально она гораздо более востребована. Положа руку на сердце, я лично на штрафы (не «лишенческие», боже упаси) пару-тройку раз в год нарываюсь. Стараюсь платить, но не буду врать, что очень аккуратно. Т.е. для меня было бы удобно и увидеть все свои штрафы, и оплатить их через «портал». Но на «портале» вот уже полтора месяца под баннером услуги можно найти скромное объявление: «В настоящее время ведутся работы на стороне сервиса ГИБДД. Попробуйте повторить запрос позднее». Ребята, в моем понимании «позднее» - это через несколько минут, ну, на крайний случай, через час-два. Но не через два-три месяца! Не реализовали услугу – убирайте на фиг ее баннер из перечня! Нет услуги – есть профанация.
Та же фигня с ГТО. Уже более двух месяцев на «портале» вывешен некий «временный» вариант, переводящий на региональные сайты ГИБДД. Но по Москве как была доступна онлайн-запись на ГТО только по Северному АО, так ничего и не изменилось. Снова – профанация.

22-24. Услуги, связанные с таможенным оформлением товара. Много ли в нашей стране таможенных брокеров?

25-27. Услуги в сфере занятости населения. Много ли граждан РФ занимаются «деятельностью, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ», для каковой деятельности нужна лицензия? Именно оформление такой лицензии предусмотрено услугой под номером 27. А «услуга 26» имеет одно из самых длинных названий во всем перечне – «Содействие в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена». Вы себя видите потенциальным потребителем такой услуги? Я себя – точно нет. А скольким единицам адвокатов по трудовым спорам такая услуга может оказаться нужной? И что вы думаете – они на «портал» пойдут за ее получением? Профанация…

28-36. Услуги в сфере соцзащиты (в основном – по линии Пенсионного Фонда). Я уже писал в посте про инвентаризацию «портала», что ПФ лажает гораздо больше других ведомств – из 8-ми услуг, срок III-го этапа по которым был в марте, реализована только одна, а еще у одной висит та же отмазка, что и со штрафами в ГАИ – «работы ведутся на стороне ведомства».

37. Прием заявлений в МВД (о правонарушениях и т.п.). Вроде бы работает. Но много ли граждан в стране регулярно стучит в органы подает подобные заявления? Вообще, очень символичный номер у этой «услуги»…

38-39. Лицензирование отдельных видов деятельности… (и еще что-то про окружающую среду). Скольким людям в стране нужны эти услуги?

40-42. Услуги ФМС (паспорта, адреса). Не спорю – услуги реально востребованные. Возможно, даже самые востребованные из всего перечня. Вспомните, сколько пиареи было в конце марта про то, что с 1-го апреля паспорта можно будет заказывать через «портал». А до этого еще была шумиха про приказ с админрегламентом ФМС, который должен был построить светлое будущее во всех паспортно-визовых присутствиях: в очередях – не больше 30 минут, по телефону – вежливые ответы… А теперь пойдите и почитайте про реалии – хоть в госблоге «портала» (http://gosuslugi.livejournal.com/), хоть в сообществе http://community.livejournal.com/gosuslugi_ask/.
Надо бы и разработчиков/постановщиков пнуть, не все же только по ведомствам проходиться. Почему во всех услугах, где нужно заполнять заявления (а паспортные услуги – именно такие, в максимальной степени) не предусмотрена возможность сохранения драфтов и версий? Люди ошибаются (что становится ясно после получения отката отказа из ведомства) – и в результате тупо вынуждены перенабирать всю информацию заново. Разве нельзя всю введенную информацию хранить в виде XML-структуры, привязанной к личному кабинету? Там же уже полно подобной информации хранится – те же персональные данные, например. Почему это – криворукие разработчики или кривомозглые постановщики? Склонен думать, что второе.

43-46. Тоже ФМС и немножко МИДа (регистрации, приглашения). Наверное, тоже нужные услуги. Пока не реализованы, срок III-го этапа – май 2010. Доживем-посмотрим.

47-49. Услуги в сфере образования. Вообще, Минобрнауки – одно из самых хитрож рационально мыслящих ведомств. Отодвинуло сроки по своим услугам по максимуму. Ближайшая – услуга 47 «Лицензирование образовательной деятельности», III-ий этап – в мае 2010. Вам нужна эта услуга? Мне – нет. У двух других услуг срок III-го этапа – примерно в середине 2011 года (плюс-минус пару месяцев). Все по Ходже Насреддину – то ли ишак, то ли падишах…

50-51. Минкульт (информация из библиотечных фондов). Услуги честно работают. Но вот должны ли они изначально быть в «списке 74-х» - вопрос. Лично мне от этих услуг – ни холодно, ни жарко. В библиотеке последний раз я был лет 30 назад, когда еще в институте учился (собственно, и библиотека институтская была – учебники сдавал-получал).

52-62. Услуги Минздрава и его агентств. Половина услуг из этого списка – различное лицензирование. Про массовую востребованность подобных услуг я уже раза два точно спрашивал – риторически, конечно же. Вторая (почти) половина – регистрация лекарств, медоборудования и т.п. Тот же риторический вопрос…

63. Услуга Росстата (получение официальной статистической информации). А вот именно эта, с позволения сказать, госуслуга выбесила меня окончательно и способствовала написанию всего этого поста. С первого взгляда – все чинно-благородно, услуга предоставляется. Можно зайти, сформировать заявление на получение статинформации, заявление уходит в ведомство, в личном кабинете появляется отметочка…
Вот и у меня такая отметочка появилась – еще 21 апреля, я про это в своем тест-драйвовом посте уже писал. Честно говоря, конечно, никакой статинформации мне реально по жизни не нужно было – я просто хотел посмотреть, как это все работает. Ответ мне должны по почте прислать, вот жду. Я бы и ждал себе спокойно этого ответа, если бы случайно черт меня не занес не зашел (мимо «портала») на сайт Росстата, в раздел «Центральная База Статистических Данных». И там всю ту информацию, которую я через «портал» запросил еще аж 21 апреля, я получил примерно за 30 секунд – просто понажимал кнопки, сформировал запрос, и вуаля – ответ на экране. Обидно мне стало, пошел я с «порталом» разбираться. Зашел в описание услуги, а там про сроки оказания услуги написано буквально следующее:
«При размещении свободно распространяемой официальной статистической информации на официальном интернет-сайте Росстата или территориального органа Росстата - не позднее 1 рабочего дня после срока выпуска официальной статистической информации.
При предоставлении официальной статистической информации по запросу пользователя - 45 дней с момента поступления запроса
Ребята, мож, я чего-то не понимаю или читать не умею? Если я могу взять информацию с сайта в течение нескольких секунд, то почему эту же самую информацию за те же секунды не может взять «портал» - программным образом, конечно же. Какого х Почему я должен ждать 45 дней?? Разработчики не умеют обращаться к чужой базе? Не верю: при регистрации к базам ПФ и ФНС обращения идут, а чем данное обращение с программистской точки зрения отличается от обращения к базе Росстата? Ничем. Собственно, вывод однозначный – госпрофанация!

64-65. Еще услуги МВД (штрафы и экзамены в ГАИ). Оказывается, информация по штрафам – все-таки приоритетная услуга. Срок III-го этапа у нее – в сентябре 2010. Выходит, зря я там выше «бочки катил» на ГАИ. Но ничего в написанном менять не буду. Не готова услуга – не фига ее вывешивать. У экзаменов, кстати, срок тоже – сентябрь 2010.

66-69. Услуги Росреестра (недвижимость, кадастровый учет). Наверно, нужные услуги. Но срок по ним еще не пришел (кроме одной – 69-ой, которую через «портал» получить невозможно, я об этом уже писал в «Инвентаризации»).

70-74. Различные лицензирующие услуги от различных агентств. Вы собираетесь сами производить алкогольную продукцию? А изготавливать «экземпляры аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей»? А заниматься производством и/или обращением лекарственных средств для животных? А заниматься международной автомобильной перевозкой крупногабаритных и тяжеловесных грузов?
То-то и оно… Профанация…

Итого – сколько я там насчитал реально нужных-полезных для себя услуг? Штук пять, кажется. Что тут еще можно сказать?

Комментариев нет:

Отправить комментарий