12 ноября 2011 г.

Зри в корень. S01E01. Hate! P09. Раз «эксперт», два «эксперт»...

Огромная работа по приведению в порядок документооборота и унификации системы оказания госуслуг была проведена министром связи и массовых коммуникаций Игорем Щеголевым и его командой. Эта система была развернута на единственной подходящей для такой задачи площадке - ОАО "Ростелеком". И система функционирует.
Это не всем нравится. Особенно тем, кто извлекал коррупционную ренту, правдами и неправдами пользуясь несовершенством ведомственного документооборота. Что, кстати, подтверждает и появление в СМИ написанных как под копирку панических "исследований" немногочисленных "экспертов", ранее почему-то не замеченных в пристальном внимании к электронному правительству.
(Вместо эпиграфа. П.Данилин, малоизвестный спецпропагандон)

Вот все-таки, видно, политологов этих на каких-то специальных курсах учат – как глаголом (а также существительным, прилагательным, причастием, деепричастием, наречием, местоимением, предлогом и союзом) жечь сердца людей. Уж как напишет, так напишет – не оторвешься. Вот уже в третий пост я эту цитату – ту, что вместо эпиграфа – вставляю, а каждый раз читаю как будто впервые. И надо признать – я еще не исчерпал эту цитату до дна. Она для меня – как электрон для вождя мировой революции (помните: «Электрон так же неисчерпаем, как и атом»?). Я ведь еще ничего про коррупционную ренту на основе несовершенства ведомственного документооборота не написал. Правда, в этом посте уже и не напишу.

Ибо в этом посте я продолжу тему копирки, панических «исследований» и немногочисленных «экспертов». Короче, снова – о королях и капусте... :)

Вчера, когда я писал про одного обнаружившегося таки «эксперта», ранее не замеченного в пристальном внимании к, мне по ходу моих источниковедческих изысканий попался под руку еще один занятный текст – как раз подпадавший под определение «написан как под копирку». Из чего я вполне логично, на мой взгляд, сделал вывод, что обнаружил очередного «эксперта». Ссылку на находку я чуть попозже дам, а пока устрою небольшой сеанс синхронного цитирования из двух «экспертных» текстов.

Вот это из текста, условное авторство которого засчитано за Н.Кричевским:
Система межведомственного электронного взаимодействия отразила переход от «лоскутного одеяла» разрозненных и разнородных систем к получению сервисов из единого источника. Ее задача – обеспечить информационное взаимодействие органов госвласти и местного самоуправления. С 1 октября 2011 г. такие ведомства, как ФНС, Пенсионный фонд, Росреестр, Рособрнадзор, а также МВД обязаны собирать информацию для оказания услуг уже не от граждан, а от других ведомств, сокращая, таким образом, общие потери времени.

А это – из вновь открытого кладезя «экспертной» мудрости:
В первую очередь развернутая в центре обработки данных «Ростелеком» система призвана устранить несогласованность в работе государственных информационных сервисов. Такие ведомства, как Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд, Росреестр, Рособрнадзор, а также МВД, отныне самостоятельно и напрямую собирают необходимую для оказания той или иной госуслуги информацию, освободив граждан от необходимости проводить время в очередях для получения каждой справки в каждом ведомстве. Беспрепятственный обмен данных между федеральными и региональными учреждениями обеспечивает Среда межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Скажете – не очень похоже? Перечень одних и тех же пяти ведомств, в одном и том же порядке, с одними и теми же оборотами («такие, как...», «а также...») вас не убеждает? Значит, вы никогда не занимались лингво-семантическим анализом. Ладно, идем дальше.

Вот это снова – откровения г-на Кричевского:
Портал госпродаж повышает прозрачность федеральных и муниципальных торгов по реализации госимущества. Общероссийский сайт для размещения сведений о торгах на реализацию госимущества в качестве единого источника информации дополняет информационно-аналитическая система для построения регламентной и аналитической отчетности. Проект реализован для Федеральной антимонопольной службы как функционального заказчика в структуре правительства. Отметим, что 22 декабря 2010 г. система прошла испытания и передана в промышленную эксплуатацию.
А вот система «Управление ведомственной и региональной информатизацией» повысила эффективность внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности органов власти, и в том числе в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)».

А это – из другого источника:
Собственно, повысить эффективность государства должны и другие модули «Электронного правительства». К примеру, портал госпродаж, заказчиком которого выступила Федеральная антимонопольная служба, размещает информацию о проведении государственных и муниципальных торгов, тем самым обеспечивая прозрачность расходования бюджетных средств. Ту же цель преследует информационная система «Независимый регистратор», контролируя работу электронных торговых площадок. В свою очередь эффективность самого «Электронного правительства» должна обеспечить «Экспертная система центров телефонного обслуживания» и система «Управление ведомственной и региональной информатизацией».

Тоже - непохоже? Неправда, похоже-похоже! Мысли-то одни и те же, а то, что они немного по-разному сформулированы, так это потому, что оба автора – политологи. А помните, что я там в начале написал про политологов, глаголы, жечь сердца людей и т.п. Вот оба «эксперта» и отжигают в меру своих креативных способностей.

Кстати, пришло уже время и второго автора представить, и ссылку на его «экспертно-паническое исследование» дать. Встречайте – Михаил Тульский, президент исследовательского центра «Политическая аналитика»:


Ну, где и когда «исследование» г-на Тульского было опубликовано, видно по скриншоту, я просто ссылку дам, чтобы вы зря по поиску не бегали – «81 миллион услуг», «РБК daily», 10.11.2011

Так подробно цитировать и линчевать текст г-на Тульского, как делал с двумя предыдущими, я не стану – и мне самому надоело, да и читателям моим, думаю, уже наскучило. Но вот от нескольких прекрасных цитат все-таки не удержусь.
И начну практически с самого начала:
Вопреки прогнозам скептиков месяц назад федеральные органы власти успешно перешли к электронному взаимодействию в предоставлении госуслуг. Задержавшийся на старте проект «Электронного правительства» был выведен на финишную прямую совместными усилиями Минсвязи и «Ростелекома».

Что же здесь прекрасного – спросите вы. А я отвечу вам еще одной цитатой:
Но частые аппаратные победы главы министерства не влияют на эффективность деятельности ответственных за реализацию ДЦП чиновников. Михаил Тульский утверждает: "У Игоря Щеголева было достаточно времени и ресурсов, чтобы проявить свои профессиональные качества. Однако до сих пор не налажен межведомственный электронный документооборот, не функционирует должным образом сайт госуслуг, не решен вопрос с доступом в интернет в отдаленных населенных пунктах".
"Больше полугода Минсвязи не может подготовить системный проект, определяющий архитектуру электронного правительства, — напоминает политолог. — В итоге из 460-страничного он превратился в 90-страничный, но и последний вариант президентом еще не утвержден". По словам эксперта, Минкомсвязи постоянно отвлекается на решение "менее насущных и второстепенных задач". К примеру, на создание государственной электронной почты или национальной операционной системы, но, "видимо, более выгодных для министерства в плане получения дополнительного бюджетного финансирования".
С той же целью, уверен Тульский, "сейчас СМИ в красках описывают достижения Минсвязи, которых нет". Глава центра "Политическая аналитика" не исключает, что таким образом "министерство пытается подтолкнуть руководство страны к принятию нужного решения — утвердить новую ДЦП и выделить на нее деньги".

Как вы понимаете, Михаил Тульский, упоминаемый во второй цитате, это тот же самый «эксперт», который громит скептиков в цитате первой. Разница только во времени: первая цитата – из ноября 2011, вторая – годом раньше, из сентября 2010. Ну и кто те самые скептики, прогнозам которых вопреки и т.д. и т.п.? :) Или – гонорары политологов не пахнут?

Кстати, г-н Тульский вполне подпадает под определение, сформулированное политспецпропагандоном – «не замечен в пристальном внимании к электронному правительству». Ибо за год, прошедший между двумя процитированными текстами, он на тему электронного правительства практически не выступал (желающие могут сами проверить в гуглояндексе). А как выступил снова, так сразу вуаля – паническое «исследование» как под копирку.

Приведу еще пару цитат, которые мне очень понравились. Даже комментировать их не буду – пусть первозданная прелесть останется незамутненной. От болдирования отдельных перлов, правда, не удержусь:
Принцип работы системы довольно прост: запрос поступает в сеть СМЭВ, которая направляет его в автоматизированную информационную систему профильного ведомства. При необходимости система координирует работу сразу нескольких инстанций. А это, в свою очередь, сводит взаимодействие отдельно взятого гражданина с государственной бюрократией всего к двум действиям: вначале подать запрос, а затем лично получить требуемый документ.

Теперь, по данным Минсвязи, около 2 тыс. видов государственных услуг могут быть получены через Интернет. При этом доступ к 340 наиболее востребованным госуслугам уже обеспечивает нынешняя система «Электронного правительства». Следовательно, уже в первый месяц своей полноценной работы «Электронное правительство» сберегло десятки тысяч часов личного времени россиян. Причем не только граждан, воспользовавшихся порталом Gosuslugi.ru, но и чиновников среднего звена, которые, как и все люди, терпеть не могут лишней работы.

Ну ладно, хватит. Больше не буду утомлять читателей длинными цитатами и своими не менее занудными комментами к ним. В принципе, в процессе написания этой трехпостовой «зрительно-корневой» серии мне удалось кое в чем разобраться. Результаты своего разбора я, конечно, уже в новом посте опубликую.

Пока же, в завершение этого поста выскажу свою гипотезу относительно внезапного политологического «залпа» на тему э-правительства. Все три раздраконенные мною статьи были опубликованы в течение трех дней в трех разных изданиях:
  • 08.11.2011, «Новые Известия» - Н.Кричевский, «Зачем нам «электронное правительство»»
  • 09.11.2011, «Российская Газета» - П.Данилин, «Станем жить без бумажных справок»
  • 10.11.2011, «РБК Daily» - М.Тульский, «81 миллион услуг»
Возможно, что это далеко еще не весь список – надо будет поискать.

То что, авторы всех публикаций в точности просоответствовали формуле, в пылу полемики выболтанной одним из них: «...появление в СМИ написанных как под копирку панических "исследований" немногочисленных "экспертов", ранее почему-то не замеченных в пристальном внимании к электронному правительству...» (ну политологи они же такие политологи – что на уме, то и на языке), - наводит на мысль, что какая-то инициировавшая их творческую перистальтику инъекция имела место быть за несколько дней до появления первой публикации (но никак не раньше 1-го ноября – почему, объясню уже в следующем посте).

Но политологам, в силу специфики их деятельности, недостаточно только стимулирующего клисти гонорара – им же все-таки нужна предметная фактура, которую они уже разбавляют своей стандартной политизированной болтологией (не все знают, что именно при слиянии этих двух слов и образовалась «политология»). И меня, конечно, интересовал вопрос – кто предоставил эту фактуру (то, что это был набор соответствующих рекламно-маркетинговых слайдов с дополнительной текстовкой, у меня не вызывает никаких сомнений).

Ну, собственно, здесь даже не пришлось какие-то детективные расследования проводить. В публикации «РБК Daily» было сразу несколько оговорок типа: «Как заявил министр связи Игорь Щеголев...», «По словам замминистра связи Ильи Массуха...» - это наводило на мысль о какой-то специально созванной пресс-конференции в Минкомсвязи (почему не в РТК, думаю, понятно – кто в лавке хозяин, в конце концов?!). Однако, никаких упоминаний о министерском брифинге на первой неделе ноября я не обнаружил. Тем более, что «прессухи» все-таки для журналистов проводятся, а не для политологов. Поэтому, скорее всего, это была не пресс-конференция, а некое установочное совещание (возможно, и без присутствия министра – достаточно же просто его цитатничек в зубы политологам дать), на котором и была поставлена имиджмейкерская задача. За кого нужно было агитировать, не вопрос – первые плоды агитации уже налицо. Но ведь вряд ли имидж э-правительству имени МКС-РТК будут всего три болтуна «эксперта» рисовать. И вряд ли этот пиар-залп был одноразовым – так что, буду и дальше наблюдать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий