2 ноября 2011 г.

Портал госуслуг. S01E03. «Госблог». P03. Э-Правительству 2.0 – блог того же размера!

Возобновляю еще один эпизод старого госпортального сериала. Я не писал на тему ЖЖ-блога gosuslugi практически полтора года, просто там особо нечего было критиковать-обсуждать – люди приходили в блог со своими вопросами и проблемами, а владелец блога, как мог, помогал их решать (и, кстати, помогал и решал вполне адекватно). Вел блог - на общественных началах, т.е. по личной инициативе, т.е. безДЪ-возДЪ-мезДЪ-но, т.е. даДом (цы) – один из разработчиков первой инкарнации портала. Что не мешало официальным генерал-менеджерам госуслужливого проекта бодро рапортовать о своем очередном успехе - открытии «такой достаточно современной вещи обсуждения» (сохранена лингвистика и грамматика автора высказывания – г-на Массуха). Как известно, в этом году прилетели инопланетяне произошла смена команды разработчиков портала, и госблог тоже отошел к новым владельцам. А у меня появилась еще одна регулярная тема для собственного блога - практически против моего желания, но из разряда «Не могу молчать!»

То, что теперь блог госпортала ведет не разработчик, а какой-то пиарщик-недоучка, видно даже невооруженным взглядом – я уже цитировал в одном из недавних постов подборку заголовков последних тамошних публикаций, а несколько ранее слегка проехался по бравурному релизу, посвященному наглой статистике портала (даже дважды – раз и два). С совсем недавних пор пиар-блоггер(ы) начали(и) писать серию постов «Инструкции для пользователей» в стиле «Портал госуслуг для идиотов». Я понимаю, что это не политкорректно, и оборот «... for dummies» принято переводить как «... для «чайников»», но первичный смысл американского «dummy» именно «болван, дурак, тупица» (сомневающиеся могут глянут на скриншот из словаря Lingvo – и да, эта фраза и этот скриншот не проплачены компанией ABBYY :) ).


А неполиткорректность моя обусловлена тем, что я действительно считаю и саму задумку с инструкциями, и стиль ее реализации абсолютно идиотскими. Да и вообще, все что сейчас происходит в этом блоге, заслуживает такой же нелицеприятной оценки.
Возможно, многие воспримут написанное ниже как стёб. Уверяю – это не так. Да, я пишу язвительно, но эта язвительность – из-за видимого невооруженным взглядом неограниченного дилетанства, с которым происходит построение «Э-Правительства версии 2.0» (это сами разработчики портала так свое детище именуют – в баннере, крутящемся на старом портале), и осознания набирающей силу тенденции - дальше будет только хуже.

Еще с момента первоначального появления блога gosuslugi я высказывал сомнения в том, что такая дистанцированная от основного «театра военных действий» информационная площадка может оказаться сколько-нибудь реально полезной. В теории множеств есть такая модель – круги Эйлера; она используется для визуальной демонстрации взаимоотношений между разными множествами. Ну так вот, я нарисовал круги Эйлера, которые показывают, как соотносятся между собой разные общности людей, имеющие отношение к госуслугам, порталу, интернету и ЖЖ. Я не ставил перед собой цели соблюсти масштаб взаимных отношений между множествами, но, по-моему, и несильно наврал в количественном плане.


В принципе, картинка понятна почти без пояснений, но я все-таки позанудствую:
  • Очевидно, что значительная часть населения России (самый большой круг, содержащий внутри себя все остальные) является реальными или потенциальными получателями госуслуг. Также очевидно, что еще одна значительная часть населения является пользователями интернета. Эти две значительные части пересекаются, но не совпадают.
  • Гораздо менее значительная часть населения, являясь и потенциальными получателями госуслуг, и пользователями интернета, представляет собой аудиторию портала госуслуг (маленький кружок с соотвествующей надписью).
  • Есть еще одно интернет-сообщество, которое называется российскими пользователями ЖЖ. Поскольку далеко не все пользователи ЖЖ нуждаются в госуслугах, кружок, обозначающий это множество, только частично пересекается с большим кругом, представляющим всех потенциальных получателей госуслуг. Понятно, что часть пользователей ЖЖ, в госуслугах все-таки нуждающаяся, попадает также в аудиторию портала госуслуг.
  • И, наконец, есть аудитория читателей ЖЖ-блога gosuslugi, которая, понятное дело, целиком находится внутри множества пользователей ЖЖ и одновременно (это идеализированное допущение, но – пусть) также целиком принадлежит к аудитории портала госуслуг. Это множество (хотя, правильнее было бы написать «малость») обзначено на рисунке самым маленьким красным кружком, практически точкой.
Вот в границах-то именно этой малости и происходит информирование о новинках портала госуслуг, задаются вопросы, даются советы по решению проблем и т.п.
И если в первой версии портала была хоть какая-то информационная связь между ЖЖ-блогом и основной площадкой (на портале был – и сохранился в законсервированном виде - раздел «Блог портала ГУ», куда транслировались только для чтения, без возможности комментирования и без имеющихся комментариев, записи из блога), то во второй версии эта связь превратилась в эфемерную, еле заметную, прозрачную как никогда бледно-серую-на-бледно-голубом иконку-карандашик внизу главной страницы, которую и увидеть-то можно, только прокрутив страницу в браузере до упора, да и не понять сразу, к чему она тут, рядом с такими же блеклыми иконками Твиттера и Фейсбука.

Когда же я задал ведущим блога вопрос о целесообразности публикования именно в ЖЖ-блоге инструкций для получателей услуг на портале, то между нами произошел вот такой полудиалог («полу-» - потому что мой второй коммент так и остался в заскриненном виде, и ответа на него я так и не получил):


Ну ладно, не нравится мне идея с публикацией инструкций для госпортальных «чайников» в ЖЖ-блоге. Но эта публикация все же началась, и лично мне стало понятно, что пишут эти инструкции люди, сами только-только приступившие к освоению портала. Примерно как в одном из многочисленных анекдотов про блондинок:
О! Это такая штучечка, её пальчиком так бац, когда вот эту кругленькую фиговинку крутишь, и потом из-под этой пимпочки вот так "щелк-щелк-щелк", и огонечек на боку машинки вот так "блымц-блымц-блымц" и все вокруг - "ваааау"!

Не верите? Вот вам цитата из инструкции по оформлению загранпаспорта:
Для оформления услуги активизируйтесь в Личном кабинет, зайдите в «Каталог услуг», нажмите на поле «Федеральная миграционная служба» и выберите вторую строчку. Наименование у первой и второй строчек одинаковое, но первая – это получение загранпаспорта нового образца, а вторая – старого.

Естественно, что я не мог удержаться, чтобы не прокомментировать сей шедевр технического писательства:


По скриншоту видно, что комментарий (на мой взгляд, вполне конструктивный, хоть и написанный с известной долей сарказмов) так и остался нерасскриненным. Ну так пусть хоть здесь повисит – может, кому-то мои замечания реально помогут.

Мое полудуплексное общение с госблогом не исчерпывается приведенными выше примерами. Я тут еще интересовался у «официалов», почему они приняли столь судьбоносное решение - разрабатывать инструкции именно для портала версии 2.0. Сами-то они объясняли это практически с детской непосредственностью:
Инструкции будут предназначаться для пользователей портала версии 2.0. , поскольку именно эта версия доступна на наибольшем количестве электронных устройств, популярных у населения.

Кстати, первоначально в этой фразе вместо слова «доступна» стояло «размещена». Но, видимо, какой-то технический гуру все-таки объяснил «инструкторам», что это интернет деточка веб-приложения тем и хороши, что их не нужно размещать на пользовательских устройствах. Мой очередной полудиалог с той стороной выглядел так:


И продолжает так же выглядеть по сю пору.

Достаточно продолжительное время я не обращал внимания на такое детское поведение блогописателей. Но сегодня задался вопросом – а какого, собственно? Блог gosuslugi – не чья-то уютная персональная ЖЖешечка, это официальный информационный ресурс госпортала, вот что в профиле блога написано:
Данный блог является официальным блогом Единого портала государственных и муниципальных услуг Российской Федерации. Основная тематика блога – вопросы функционирования и развития портала gosuslugi.ru. Также в блоге возможно обсуждение вопросов предоставления государственных и муниципальных услуг, деятельности органов власти по предоставлению услуг. Материалы размещаемые в блоге транслируются на Портале госуслуг.
Если Вы хотите задать вопрос по предоставлению конкретной услуги (процедурам предоставления, условиям получения, требованиям к документам и т.д.) просьба сделать это непосредственно на Портале госуслуг.

А ниже там еще есть правила комментирования – я их цитировать сейчас не буду, потому что они практически целиком будут на следующем (и крайнем – для этого поста) скриншоте. Ну так вот, перечитал я все правила и пришел к выводу, что ни один из моих заскриненных комментариев этих правил не нарушает. А следовательно – должен быть виден всем читателям. И написал я в связи с этим еще один комментарий (причем, только в одном из постов, чтобы меня невозможно было упрекнуть в спамерстве и флэшмоберстве):


А чтобы по недосмотру или занятости великой блоговожатые мой коммент не пропустили (в смысле –мимо своих глаз), я точно такой же текст еще и в качестве личного сообщения им отправил.

Вот теперь ЖЖду...
 
PS. Еще раз прочитал правила премодерации в госблоге. У меня появилась версия - из-за чего мои комментарии не расскринивают. Вот оно:
Комментарии ... могут быть отклонены, если они:
• смысл текста трудно или невозможно уловить

Комментариев нет:

Отправить комментарий