1 ноября 2011 г.

Э-Реалити. S01E03. «Э-Инвентаризация». P01-3. СМЭВ: Записки постороннего. Часть III

В этом посте у меня – премьера тега. Как я и обещал в прошлый раз, теперь у меня предусмотрен специальный тег для цитирования министра Щеголева – «НаглоЩь». Он объединяет в себе три сущности – собственно персону министра, его нагло-статистический самопиар и наглую лингвистику, с использованием которой этот пиар взрывает мозги внедряется в сознание власть имущих. Соответственно, использование тега «НаглоЩь» отменяет необходимость использования тегов «НаглоСтат» и «НагЛинг».

Ровно неделю назад, 24.10.2011, на страничке карманного минкомсвязевского пиар-сайтика интерфаксовского проекта «Мониторинг МВ» появились первые данные о реальном функционировании СМЭВ.
За три с половиной недели (как известно, официально СМЭВ на уровне федеральных ведомств начал работать с 1-го октября) по 45-ти ведомствам, включенным в статистику набралось около 137 тыс. обращений.


При этом, львиная доля обращений (более 108 тыс., или почти 80%) пришлась на обращения к веб-сервису ФМС (он у службы всего один, но воспринимает запросы от всех ведомств по всем видам информации, которую отдает наружу ФМС). За отметку в 1 тыс. запросов вместе с ФМС перешагнули еще 4 ведомства: ФНС – 10+ тыс., Казначейство – около 6 тыс., ФМБА – 4,7 тыс., Росприроднадзор – 2,8 тыс.
Таким образом, на 5 ведомств из 45-ти пришлось более 132 тыс. (около 97%) всех МВ-запросов. 11 ведомств не получили ни одного МВ-запроса (перечислять ведомства не буду, ибо неинтересно и ведомства не виноваты в том, что их данные никому не понадобились).

Честно говоря, данные статистики оказались совсем не наглыми совсем не впечатлили. Ведь МКС обещало, что продуктивная СМЭВ уже готова к тому, чтобы перемалывать по несколько сотен тысяч запросов в день, а тут - с грехом пополам наскребли по сусекам набрали всего лишь сотню с небольшим тысяч за три недели, т.е. менее 7 тыс. запросов в день.
Правда, столь скромные результаты не помешали министру Щеголеву на заседании Правительства РФ 27.10.2011 доложить о достижениях в своем традиционном нагло-лингвистическом стиле:
По данным, которые привел Игорь Щёголев, с 1 октября было совершено около 136 000 запросов для обмена информацией. «Это значит примерно следующее – в октябре 136 000 тысяч раз наши граждане сэкономили свое время и не пошли за справками», - уточнил министр. Наиболее востребованными были сервисы Россреестра, Федерального казначейства, Налоговой службы, Миграционной службы.

Не беда, что Росреестр, названный министром первым из всех ведомств-«отличников», в реальности оказался на 9-ом месте с весьма скромным результатом в 314 запросов, а ФМС, ставшая по статистике чемпионом, была упомянута самой последней из удостоившихся внимания. Зато министр сумел донести до премьера еще более впечатляющую цифру успехов.
Вот что сам Путин сказал во вступительном слове на том же заседании правительства (понятно, что цитируемую ВВП цифру ему никто иной, как министр Щеголев и доложил):
Уже можно подвести первые итоги. Раньше людям приходилось самим собирать справки, выписки всякие из документов и так далее, в среднем по четыре-пять раз оббегать по кругу всевозможные конторы, фактически делать работу за чиновников. Теперь все необходимые сведения должны передаваться по межведомственным каналам – должны, я подчеркну это. Так это или нет, это ещё надо посмотреть. Кстати, уже сейчас ежедневно фиксируется до 10 тыс. таких информационных запросов. Это число, конечно же, будет увеличиваться и должно увеличиваться. И потому прошу всех руководителей ведомств держать вопрос на личном контроле, постоянно настраивать и повышать эффективность этой системы.
(Стенограмма вступительного слова Путина с сайта Правительства РФ)

Вот оно – мастерское сочетание наглой статистики, наглой лингвистики и наглого самопиара! Ведь нельзя же спорить с арифметикой: 7 тысяч – это же, действительно, «до 10 тысяч». И не соврал министр премьеру, и свои достижения нагло скромно так оттенил цифрой с лишним нулем. Помните «коэффициент наглости», который я открыл, разбираясь со статистикой по загранпаспортам? Думаю, его уже смело можно переименовывать в «коэффициент наглоЩи» (где буква «Щ» совсем не случайно совпадает с первой буквой фамилии министра).
Кстати, не премину отметить, что коэффициент-мультипликатор госмытарств, который раньше равнялся 6-7 теперь уже (по крайней мере, в речах премьера) установился на уровне 4-5. Вспоминается анекдот про урок арифметики в грузинской школе...

Естественно, первый вопрос, который меня заинтересовал – действительно ли советские люди стали жить лучше, жить веселее сэкономили свое время и не пошли за справками? Посмотрим на сервисы ведомства-чемпиона – ФМС. Но сначала, думаю, нелишним будет напомнить одну тонкость, которую могут упустить из виду не слишком погруженные в тему читатели: в таблице указано количество обращений за информацией ведомства со стороны других ведомств, т.е. чемпионство ФМС – оно опосредованное. Это не ФМС так хорошо по СМЭВ работает, а просто в ее информации сейчас нуждаются больше, чем в какой-либо иной.

Итак, имеем 108+ тыс. МВ-запросов к ФМС. Для того, чтобы понять, к каким конкретно сервисам относятся эти запросы, идем на МЭРовский портал 210fz.ru, в раздел «Реестр МВ» и там выбираем в фильтре «ФОИВ поставщик данных» нужную нам ФМС, ссылка вот такая получается - http://210fz.ru/mdx/index.php?id=36&mode=request&foiv_id=8&status_id=&ffes=.
Видим, что ФМС отдает данные по 8-ми видам запросов (номера запросов я тоже привожу – они сквозные в реестре СМЭВ, и по ним легко ориентироваться):
11. Сведения о действительности документа,  удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (паспорт)
18. Запрос о выданных паспортах граждан РФ, об утраченных, похищенных и недействительных паспортах граждан РФ
146. Запрос сведений о регистрации по месту жительства гражданина РФ
147. Запрос сведений о регистрации по месту пребывания гражданина РФ
148. Запрос сведений о виде на жительство или сведений о разрешении на временное проживание иностранного гражданина
149. Запрос сведений о регистрации иностранного гражданина по месту жительства
150. Запрос сведений о постановке на учет иностранного гражданина по месту пребывания
280. Подтверждение права трудовой деятельности

Не премину здесь отметить, что 4 запроса из 8-ми, относятся к услугам, предоставляемым иностранным гражданам и лицам без гражданства, так что «наши граждане», о которых так печется министр Щеголев, все-таки сэкономили свое время не 136 тыс. раз, а сильно несколько меньше, ибо почему-то мне кажется, что в рамках разных госуслуг и госфункций документы иностранцев проверяют почаще, чем у российских граждан (возможно, я заблуждаюсь – из-за эффекта масштаба).

Жаль, конечно, что вся статистика на Интерфаксе приведена к «средней температуре по дурдому» - ведь технически совсем несложно было дать данные в разбивке по конкретным услугам и ведомствам-потребителям. Но кому нужны такие детали? Уж точно, не МКС.
Ну раз таких данных нет, придется действовать методом Шерлока Х.

Если посмотреть на описание каждого МВ-запроса (скриншот ниже), то можно в нем увидеть ссылку «Потребители данных». Нажатие на эту ссылку дает нам перечень конкретных госуслуг других ведомств, при оказании которых используется соответствующий МВ-запрос (на скрине эта ссылка нажата для запроса с номером 146 – видно, что эти данные используются в госуслугах МИДа и ФНС).


И далее – в описании потребителя услуги есть ссылка на ТКМВ (технологическую карту межведомственного взаимодействия – если кто не в курсе), статус ТКМВ и ссылка на файл ТКМВ (это таблица Excel). Так что, при желании можно вполне такой приличный дрилл-даун по СМЭВу провести.

Давайте не очень глубоко, но все же забуримся, для начала – по МВ-сервису с номером 11. Кстати, обращаю внимание, что функционирование данного сервиса ни в коей мере не экономит время получателей госуслуг и не уменьшает для них число межведомственных походов – ибо ни одно ведомство никогда не требовало и не требует с гражданина вместе с предъявлением паспорта предъявлять также и справку о его действительности. Понятно, что проверки действительности паспорта в большинстве случаев осуществляются, но это происходит в фоновом для гражданина режиме – и так было всегда. Возможно, СМЭВ в данном случае как-то экономит время чиновников, выполняющих рутинные операции при оказании госуслуги или осуществлении функции, но, по-моему, у соответствующих ведомств и раньше был онлайновый доступ к базе паспортов, так что, и эта экономия под вопросом (оговорюсь – возможно, я ошибаюсь, и раньше такого доступа не было; при возможности я уточню этот аспект).

Я столь подробно пишу обо всем этом, потому что далеко не для всех очевидно, что СМЭВ призван решать не только вопросы оптимизации госуслуг, но и межведомственной функциональной бюрократии - это когда ведомства взаимодействуют друг с другом не в интересах граждан (госуслуги), а в интересах выполнения госфункций, не распространяющихся на граждан.
Не спорю, это взаимодействие тоже нужно автоматизировать, и если СМЭВ помогает в этом, то честь ей и хвала. Вот только не надо пересылку межведомственных госфункциональных «электронных бумажек» учитывать в наглой статистике как заботу о гражданах. Помните классическую фразу из «Кавказской пленницы»: «А ты свою личную шерсть с государственной не путай!»? :)

Возвращаюсь к МВ-сервису с номером 11.
Посмотрим на потребителей данных этого сервиса и оказываемые ими госуслуги, в которых эти данные требуются:
  1. МВД:
  • Выдача удостоверения частного охранника
  • Выдача индивидуальному предпринимателю лицензии на частную детективную (сыскную) деятельность и удостоверения частного детектива
  1. ФНС:
  • Постановка на учет физических лиц в налоговых органах по месту жительства
  1. ФССП (две услуги с очень большим количеством букв – сразу видно серьезную контору):
  • Подача заявления в рамках исполнительного производства об исправлении допущенных в постановлении судебного пристава описок или явных арифметических ошибок, о продлении сроков или о восстановлении пропущенных сроков в исполнительном производстве, о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения, о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения, об отложении исполнительных действий и об отложении применения мер принудительного исполнения, о приостановлении или прекращении исполнительного производства, об отмене постановления судебного пристава об окончании судебного производства, о проведении проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, о принятии постановления о розыске должника или о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, о взыскании с должника денежных средств, а также о погашении задолженности по исполнительному производству
  • Предоставление информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического или юридического лица, включая сведения о наличии исполнительного производства, сведения о наложенных ограничениях (запретах) в отношении физического или юридического лица, а также сведения о ходе исполнительного производства, в том числе сведения о наличии неурегулированных претензий к заявителю со стороны ФССП России
Ну и как вам кажется – много ли запросов из тех 108 тыс., которые обработала ФМС, приходятся на перечисленные 5 услуг? Я не буду выдвигать статистических гипотез на этот счет, но почему-то мне кажется, что все-таки в октябре совсем не наблюдался бурный всплеск численности желающих пойти в частные охранники или в частные детективы. Хотя, кто знает? Осень, время обострений...

Для полноты анализа пройдусь и по остальным запросам, потребителям информации и оказываемым услугам.
18. Запрос о выданных паспортах граждан РФ, об утраченных, похищенных и недействительных паспортах граждан РФ
МВД:
  • Регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России
146. Запрос сведений о регистрации по месту жительства гражданина РФ
МИД:
  • Государственная услуга по оформлению изменения гражданства
ФНС:
  • Постановка на учет физических лиц в налоговых органах по месту жительства
147. Запрос сведений о регистрации по месту пребывания гражданина РФ
ФНС:
  • Постановка на учет физических лиц в налоговых органах по месту жительства
148. Запрос сведений о виде на жительство или сведений о разрешении на временное проживание иностранного гражданина
ФНС:
  • Постановка на учет физических лиц в налоговых органах по месту жительства
149. Запрос сведений о регистрации иностранного гражданина по месту жительства
ФНС:
  • Постановка на учет физических лиц в налоговых органах по месту жительства
150. Запрос сведений о постановке на учет иностранного гражданина по месту пребывания
ФНС:
  • Постановка на учет физических лиц в налоговых органах по месту жительства
280. Подтверждение права трудовой деятельности
МИД:
  • Регистрация в МИД России организаций в целях оказания им консульских услуг

Ну вот теперь некая закономерность просматривается. Можно назвать, по крайней мере, две госуслуги, которые могут генерировать достаточно большой поток запросов к сервису ФМС:
  • Услуга МВД по регистрации ТС
  • Услуга ФНС по постановке физлиц на учет в налоговых органах по месту жительства
Ну и что? Стало ли легче жить получателям этих двух услуг от того, что в октябре СМЭВ активно задействовалась при их оказании? Думаю, что сильно вряд ли.
Я вот относительно недавно, в сентябре, сам получал первую их названных услуг (и подробно описал весь процесс в блоге) и, естественно, в пакете документов в ГИБДД представлял и свой паспорт. Никто, понятное дело, при этом не требовал с меня справки о том, что мой паспорт не входит в перечни утраченных, похищенных или недействительных – слава богу, МВД само умеет «пробивать» документы по своим и «соседским» базам.
Поскольку действо происходило до запуска СМЭВ в эксплуатацию, «пробивали» мой паспорт по старинке. И вот могу сказать абсолютно уверенно – если бы в тот момент СМЭВ уже работала, быстрее я бы услугу все равно не получил – ни на секунду. Потому что «пробивка» паспорта при снятии с учета автомобиля измеряется исчезающе малым количеством времени, практически незаметным на фоне тех совокупных временных затрат, которые приходится нести получателю услуги.
Выражусь глубоконаукообразно: в бизнес-процессе оказания госуслуги «Регистрационный учет ТС» функция проверки паспорта получателя услуги находится на некритическом пути, и использование СМЭВ для реализации этой функции не дает видимого положительного эффекта.

Так, чего-то я разошелся… Пора закругляться. Собственно, сухой остаток от всего написанного:
  1. Якобы статистика использования СМЭВ, публикуемая на Интерфаксе – высокобессмысленный набор цифр, пригодный на сегодняшний день исключительно для пиара министра Щеголева и его министерства. Увидеть по этой статистике реальный эффект от запуска СМЭВ невозможно.
  2. При желании (и изрядной доле занудства) вышеназванную «статистику» можно все-таки проанализировать. Но на фига прилагать такие усилия для того, чтобы «восстанавливать вчерашний череп по сегодняшнему лицу»? (цы) А.Арканов.
А ведь можно было все по-людски сделать...
  1. И не надо путать свою шерсть с государственной! (цы) Известно, откуда.
Говоря по простому – не нужно цифирки по госфункциям к цифиркам по госуслугам приписывать.
  1. Все!

А да, совсем напоследок – мне еще тут понравился (почти) изобретенный мною термин «госмытарства». Так что, я его тоже теперь буду в теги включать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий