- По утверждениям Минкомсвязи, к апрелю 2011 (т.е. за год работы портала) через портал было оформлено 350 тыс. паспортов
- На середину октября 2011 (т.е. через полгода после обнародования предыдущих цифр), министерство насчитало уже почти 675 тыс. счастливых порталопользователей с новыми заграничными «корочкками»
- А вот к середине ноября, т.е. всего через месяц, - уже около 1 млн!
20 ноября 2011 г.
Зри в корень. S01E01. Hate! P10. СМЭВ в СМИ: Критическая массуха
Этот пост является
моей реакцией сразу на несколько публикаций про успехи МКС и РТК на ниве
электронизации и СМЭВизации всего и вся, реагировать на которые я не собирался.
Ибо – надоело. Одно и то же – наглая статистика, наглая лингвистика,
передергивание фактов или банальное лажание в цифрах и утверждениях. Даже
стебаться над очередными перлами г-на Массуха в Тюмени не хотелось – а простебнуться
там таки было над чем (и раз уж начал писать, то теперь простебусь непременно).
Но есть в ядерной
физике (а теперь и не только там) понятие «критическая масса». Вот, собственно,
и для меня эта критическая масса (я даже более точное определение нашел –
критическая массуха) накопилась. Так что, кто не спрятался – я предупредил :).
Все
началось вот с этой не очень заметной публикации на Интерфаксе 17.11.2011 – «Большинство
регионов РФ к марту подключится к электронному взаимодействию ведомств –
Минкомсвязи». Я-то и сам углядел ее только потому, что она расположилась в разделе самопиара Минкомсвязи МВ-мониторинга,
в который я регулярно захожу, чтобы взять там очередную еженедельную порцию наглой
статистики про то, как у нас, оказывается, замечательно функционирует
федеральный сегмент СМЭВ. Публикация почти целиком посвящена изложению
выступления замминистра Минкомсвязи (того, который главный по тарелочкам
всему, что на «Э-») на каком-то региональном мероприятии по э-правительству в
Тюмени – по крайней мере, три четверти являются прямыми цитатами или пересказом
слов Массуха.
На
следующий день появилась заметка «Электронное
правительство спешит в народ» - на этот раз на сайте ComNews. Поскольку обе
заметки текстуально (а местами и буквенно-кавычненно) совпадали процентов на
60, и при этом вторая заметка никоим образом не ссылалась на первую, стало
понятно, что у обеих имеются общие первоисточники – пресс-«рыбы» министерства и
Ростелекома. Причем, на существование именно двух «рыб» указывали явные ссылки
на пресс-службы МКС и РТК в тексте заметки ComNews (все-таки, в Интерфаксе
редакторы поопытнее и умеют пересказать текст «рыбы» своими словами, не
ссылаясь на заказчика).
Но
даже сам факт очередной «дуплетной» заказухи МКС-РТК (предыдущий «залп», если
кто не в курсе, был ровно за неделю до этого – в виде откровений трех
политологов, явно проявивших интерес к предмету э-правительства за приличные, а,
возможно, и неприличные, гонорары) все еще не сподвигал меня на очередной «хейтовый»
пост. А вот когда я вчитался в кое-какие цифирки, приведенные в обеих заметках,
и сопоставил их с еще одной, на этот раз Синусовой публикацией
недельной давности, мне стало ясно - без очередного нетленки мне не обойтись. Вот и
ваяю...
Ну
начну все таки с перлов г-на Массуха. Вот первый:
Тюменская
область создала свою систему межведомственного электронного взаимодействия,
подключив ее к федеральной, и сейчас в
регионе существует замкнутый цикл по оказанию услуг гражданам.
Вообще,
любовь Ильи Иссовича к инженерным «красивостям» в речи проявилась еще в те
далекие времена, когда он был не маститым замом министра по э-правительству, а
еще только подающим надежды советником по интернет-технологиям. С его легкой
руки легкого языка госуслуги у нас и механизировались, и оцифровывались, и
даже – электрифицировались (кто не верит – почитайте интервью г-на Массуха на
«Эхе Москвы» уже почти двухлетней давности). А теперь вот - замкнутый цикл по оказанию услуг гражданам!
Ну да, для ушей гуманитариев, к которым у нас относятся и чиновники, возможно,
это звучит впечатляюще.
Но
если бы при подготовке текста «рыбы» кто-нибудь из пресс-службы министерства
взял на себя труд проверить слова «замкнутый цикл» в интернетах, то он бы
увидел, что существуют два наиболее часто употребляемых выражения с ними – «замкнутый
цикл водоснабжения» и «замкнутый цикл производства». Первое – это то, что
присходит, например, с водой и всеми
вытекающими последствиями на космических кораблях и орбитальных станциях.
Ну там – фильтрация, перегонка, очистка, повторное употребление... Короче, вы
поняли, да? Второе – это почти то же самое, что и первое, только не про воду, а
про всякие разные вредные отходы произодства. В замкнутом цикле их не выпускают
наружу, в нетронутую природу, а всякими разными хитрыми способами повторно и
многократно задействуют в технологической цепочке.
А
теперь я напишу отдельно и крупными буквами, а вы включите воображение и представьте
себе это – ЗАМКНУТЫЙ ЦИКЛ ПО
ОКАЗАНИЮ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ. Представили?..
А
вот то, что имел в виду замминистра, называется по правильному вертикальная интеграция. Кстати, если в
будущем, в каком-нибудь из текстов г-на Массуха, вы встретите эти два слова, то
вспомните, пожалуйста, где вы их прочитали в первый раз. :)
А
вот еще один перл, который я даже комментировать не стану, только болдом
отмечу:
Он
также отметил, что портал госуслуг имеет
две версии, одна из которых предназначена для продвинутых пользователей, а
другая адаптирована для менее опытных пользователей интернета.
Я
сказал в начале, что главным драйвером (я тоже умею красивые слова
употреблять), сподвигнувшим меня на этот текст, были все-таки цифры. Так что, к
ним и перехожу.
И
снова буду цитировать главного «перловика»:
"Когда мы запускали портал, мы столкнулись с
беспрецедентным спросом - там было более 1,6 млн кликов в час. Скажу честно,
на такое мы не рассчитывали. Сейчас
портал посещает около 10 млн человек в месяц, это достаточно серьезная
цифра. Количество же зарегистрированных пользователей около 1,5 млн - это люди,
которые почувствовали вкус к электронным услугам и получают их уже на
регулярной основе", - сказал Илья Массух.
Я
не буду комментировать первую цифру сам – за меня это сделает министр Щеголев,
причем двухлетней давности (Синус,
16.12.2009):
В
первые часы работы портала количество обращений пользователей превысило отметку
1000 в секунду. За первую же ночь
существования портала его посетители произвели свыше миллиона кликов, отметил
министр: «Мало кто ожидал, что с первых минут портал выйдет на уровень
наиболее популярных информационных ресурсов в мировом интернете».
Ну
известно же – большое видится на расстоянии. Когда запустили портал, думали –
миллион кликов за ночь набежал. Сейчас, по прошествии двух лет, присмотрелись к
той статистике – оказывается, было 1,6 млн кликов в час. Сами понимаете –
инфляция-девальвация, дисконтирование-рефинансирование... Или это уже что-то из
эйнштейновских теорий – эффект «сжатия» времени, E=mc2 и т.п.?
А
насчет 10-ти миллионов человек, посещающих портал за месяц – так тут
замминистра даже вождя народов переплюнул. Тот хоть людей за винтиков считал, а
г-н Массух их просто к кликам приравнивает. Я уже устал бороться с наглой
министерской статистикой и лингвистикой, повторяя раз за разом, что 10
миллионов – это число просмотров страниц
портала за месяц. Т.е., кликов, а не людей. Кликов!
Еще
цитата из г-на Массуха:
Как
объяснил замминистра, благодаря порталу
госуслуг около 1 млн жителей России получили заграничные паспорта.
Я
только напомню, даже не буду ссылок давать на свои октябрьские посты (их можно
по тегу «НаглоСтат» найти), в которых я разбирался с наглой министерской
статистикой:
Конечно,
понятие «около 1 млн» - очень и очень растяжимое, но не до такой же наглости
степени. Или это просто такие правила округления в наглой министерской (или
замминистерской) арифметике: 500 тыс. это еще все-таки 500 тыс., а 500 тыс.
плюс еще немного – это уже около 1 млн?
Но,
вообще-то, основные цифры, из-за которых я начал эту писанину – про успехи МКС
и РТК в деле СМЭВизации всей страны. Вот посмотрим для начала на публикацию
Синуса от 11.11.2011:
Как
рассказывали CNews в операторе федерального СМЭВ – «Ростелекоме», всего к
системе сейчас подключено более 86 федеральных органов исполнительной власти и
организаций.
«На
8 ноября с использованием СМЭВ предоставлялось 126 услуг, - говорят в
операторе. - Интенсивность
взаимодействия в СМЭВ составляет 150 тыс. запросов в сутки при имеющемся
15-кратном запасе по производительности используемого
программно-аппаратного комплекса и возможностью масштабирования. Общее количество обработанных запросов с
момента запуска СМЭВ по начало ноября - более 2 млн».
А
теперь – на текст ComNews по состоянию на 18.11.2011:
В
настоящее время к СМЭВ подключено более 86 федеральных органов исполнительной
власти и организаций. На 16 ноября с использованием СМЭВ предоставлялось 139
услуг. Сегодня в СМЭВ составляет
направляется около 230 тыс. запросов в сутки. Общее количество обработанных запросов с момента запуска СМЭВ по начало
ноября - более 65 млн
Вот
этот неуклюжий оборот «составляет направляется» во втором фрагменте видите – я его
еще подчеркнул? «Направляется» вставили, а «составляет» вычеркнуть забыли. Я же
говорил уже, что редакторы в Интерфаксе более опытные, чем в ComNews – они, когда
«рыбу» заказчиковую как бы от себя переписывают, таких косяков не допускают.
А
смысл, который цифрам и буквам во втором случае неумехи-редакторы хотели
придать, вам понятен? Ведь «интенсивность взаимодействия составляет...» - это
такой проектно-расчетный параметр СМЭВ, про него минимум в десятке презентаций
и пресс-релизов сказано. А вот «сегодня в СМЭВ направляется...» - это как бы
актуальный показатель. Типа – вот видите, как круто уже СМЭВ работает.
Вернемся
к цифрам про СМЭВ. Те, кто читает мои «записки
постороннего» или заходит на интерфаксовский «мониторинг»
знают, что за 1,5 месяца (с 1-го октября по середину ноября) там с грехом
пополам набралось около (узнаете
наглую лингвистику?) 550 тыс. запросов. Откуда же те 2 млн, о которых пишет
Синус и – тем более – 65 млн, которые вдруг появились у ComNews?
С
двумя миллионами все понятно – это классическая наглая лингвистика. Там же
фраза начинается со слов «Общее количество обработанных запросов с момента запуска СМЭВ...», что создает
впечатление, будто бы счетчик включили 1-го октября 2011. На самом же деле,
эксперименты со СМЭВ шли чуть ли не с начала года – ведь первоначально датой
запуска в штатную эксплуатацию было 1 июля 2011. Так что, 2 млн – это число всех запросов, прошедших через СМЭВ, в том числе, при
отладке, тестировании производительности и т.п. Прекрасная пиар-находка
МКС-РТК! Ведь эти запросы действительно проходили через СМЭВ – кому какое дело,
что они были игрушечными.
Кстати,
я в процессе написания поста нашел таки первоисточник информации про 2 млн
запросов – пресс-релиз
Минкомсвязи еще аж от 21.06.2011, т.е. за 3 месяца до 1-го октября!
Представляете, осетриной какой свежести информацией какой актуальности
потчуют публику пиарщики МКС и лично г-н Массух (ибо в релизе на него как раз
все стрелки указывают)?!
А
вот про цифры из ComNews-овской новости – 230 тыс. и 65 млн – у меня никаких
рациональных объяснений нет. Есть две версии. Первая банальна – пиарщики налажали.
Но это уж как-то слишком банально. Вторая версия более хитрожо
изощренная. Под видом все той же «лажи пиарщиков» намеренно запущена
дезинформация. Помните (автора не указываю, кому надо будет – найдет): «Чтобы в
ложь поверили, она должна быть чудовищной»?
Я
сейчас специально проверил: за два дня после первого появления на ComNews-е
новость растиражирована уже по нескольким достаточно серьезным сайтам: Комиссии при Президенте
по модернизации и технологическому развитию, Совет при Президенте по развитию
информационного общества, spbIT.ru, RosInvest.Com... И уже,
кстати, началось «перекрестное опыление», т.е. ссылки на вторичные и третичные
источники. Будет интересно понаблюдать за дальнейшим распространением этой «дезы»
в течение пары-тройки недель.
Ну
ладно, на этом остановлюсь. А то в этом посте суммарная массуха букв, цифр и ссылок скоро тоже может стать критической.
Теги:
Госуслуги,
Массух,
Минкомсвязь,
НагЛинг,
НаглоСтат,
Поубывавбы,
Ростелеком,
СМЭВ,
Цитаты,
Э-Правительство
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий