20 ноября 2011 г.

Зри в корень. S01E01. Hate! P10. СМЭВ в СМИ: Критическая массуха

Этот пост является моей реакцией сразу на несколько публикаций про успехи МКС и РТК на ниве электронизации и СМЭВизации всего и вся, реагировать на которые я не собирался. Ибо – надоело. Одно и то же – наглая статистика, наглая лингвистика, передергивание фактов или банальное лажание в цифрах и утверждениях. Даже стебаться над очередными перлами г-на Массуха в Тюмени не хотелось – а простебнуться там таки было над чем (и раз уж начал писать, то теперь простебусь непременно).
Но есть в ядерной физике (а теперь и не только там) понятие «критическая масса». Вот, собственно, и для меня эта критическая масса (я даже более точное определение нашел – критическая массуха) накопилась. Так что, кто не спрятался – я предупредил :).

Все началось вот с этой не очень заметной публикации на Интерфаксе 17.11.2011 – «Большинство регионов РФ к марту подключится к электронному взаимодействию ведомств – Минкомсвязи». Я-то и сам углядел ее только потому, что она расположилась в разделе самопиара Минкомсвязи МВ-мониторинга, в который я регулярно захожу, чтобы взять там очередную еженедельную порцию наглой статистики про то, как у нас, оказывается, замечательно функционирует федеральный сегмент СМЭВ. Публикация почти целиком посвящена изложению выступления замминистра Минкомсвязи (того, который главный по тарелочкам всему, что на «Э-») на каком-то региональном мероприятии по э-правительству в Тюмени – по крайней мере, три четверти являются прямыми цитатами или пересказом слов Массуха.

На следующий день появилась заметка «Электронное правительство спешит в народ» - на этот раз на сайте ComNews. Поскольку обе заметки текстуально (а местами и буквенно-кавычненно) совпадали процентов на 60, и при этом вторая заметка никоим образом не ссылалась на первую, стало понятно, что у обеих имеются общие первоисточники – пресс-«рыбы» министерства и Ростелекома. Причем, на существование именно двух «рыб» указывали явные ссылки на пресс-службы МКС и РТК в тексте заметки ComNews (все-таки, в Интерфаксе редакторы поопытнее и умеют пересказать текст «рыбы» своими словами, не ссылаясь на заказчика).

Но даже сам факт очередной «дуплетной» заказухи МКС-РТК (предыдущий «залп», если кто не в курсе, был ровно за неделю до этого – в виде откровений трех политологов, явно проявивших интерес к предмету э-правительства за приличные, а, возможно, и неприличные, гонорары) все еще не сподвигал меня на очередной «хейтовый» пост. А вот когда я вчитался в кое-какие цифирки, приведенные в обеих заметках, и сопоставил их с еще одной, на этот раз Синусовой публикацией недельной давности, мне стало ясно -  без очередного нетленки мне не обойтись. Вот и ваяю...

Ну начну все таки с перлов г-на Массуха. Вот первый:
Тюменская область создала свою систему межведомственного электронного взаимодействия, подключив ее к федеральной, и сейчас в регионе существует замкнутый цикл по оказанию услуг гражданам.

Вообще, любовь Ильи Иссовича к инженерным «красивостям» в речи проявилась еще в те далекие времена, когда он был не маститым замом министра по э-правительству, а еще только подающим надежды советником по интернет-технологиям. С его легкой руки легкого языка госуслуги у нас и механизировались, и оцифровывались, и даже – электрифицировались (кто не верит – почитайте интервью г-на Массуха на «Эхе Москвы» уже почти двухлетней давности). А теперь вот - замкнутый цикл по оказанию услуг гражданам! Ну да, для ушей гуманитариев, к которым у нас относятся и чиновники, возможно, это звучит впечатляюще.

Но если бы при подготовке текста «рыбы» кто-нибудь из пресс-службы министерства взял на себя труд проверить слова «замкнутый цикл» в интернетах, то он бы увидел, что существуют два наиболее часто употребляемых выражения с ними – «замкнутый цикл водоснабжения» и «замкнутый цикл производства». Первое – это то, что присходит, например, с водой и всеми вытекающими последствиями на космических кораблях и орбитальных станциях. Ну там – фильтрация, перегонка, очистка, повторное употребление... Короче, вы поняли, да? Второе – это почти то же самое, что и первое, только не про воду, а про всякие разные вредные отходы произодства. В замкнутом цикле их не выпускают наружу, в нетронутую природу, а всякими разными хитрыми способами повторно и многократно задействуют в технологической цепочке.

А теперь я напишу отдельно и крупными буквами, а вы включите воображение и представьте себе это – ЗАМКНУТЫЙ ЦИКЛ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ. Представили?..

А вот то, что имел в виду замминистра, называется по правильному вертикальная интеграция. Кстати, если в будущем, в каком-нибудь из текстов г-на Массуха, вы встретите эти два слова, то вспомните, пожалуйста, где вы их прочитали в первый раз. :)

А вот еще один перл, который я даже комментировать не стану, только болдом отмечу:
Он также отметил, что портал госуслуг имеет две версии, одна из которых предназначена для продвинутых пользователей, а другая адаптирована для менее опытных пользователей интернета.

Я сказал в начале, что главным драйвером (я тоже умею красивые слова употреблять), сподвигнувшим меня на этот текст, были все-таки цифры. Так что, к ним и перехожу.

И снова буду цитировать главного «перловика»:
"Когда мы запускали портал, мы столкнулись с беспрецедентным спросом - там было более 1,6 млн кликов в час. Скажу честно, на такое мы не рассчитывали. Сейчас портал посещает около 10 млн человек в месяц, это достаточно серьезная цифра. Количество же зарегистрированных пользователей около 1,5 млн - это люди, которые почувствовали вкус к электронным услугам и получают их уже на регулярной основе", - сказал Илья Массух.

Я не буду комментировать первую цифру сам – за меня это сделает министр Щеголев, причем двухлетней давности (Синус, 16.12.2009):
В первые часы работы портала количество обращений пользователей превысило отметку 1000 в секунду. За первую же ночь существования портала его посетители произвели свыше миллиона кликов, отметил министр: «Мало кто ожидал, что с первых минут портал выйдет на уровень наиболее популярных информационных ресурсов в мировом интернете».

Ну известно же – большое видится на расстоянии. Когда запустили портал, думали – миллион кликов за ночь набежал. Сейчас, по прошествии двух лет, присмотрелись к той статистике – оказывается, было 1,6 млн кликов в час. Сами понимаете – инфляция-девальвация, дисконтирование-рефинансирование... Или это уже что-то из эйнштейновских теорий – эффект «сжатия» времени, E=mc2 и т.п.?

А насчет 10-ти миллионов человек, посещающих портал за месяц – так тут замминистра даже вождя народов переплюнул. Тот хоть людей за винтиков считал, а г-н Массух их просто к кликам приравнивает. Я уже устал бороться с наглой министерской статистикой и лингвистикой, повторяя раз за разом, что 10 миллионов – это число просмотров страниц портала за месяц. Т.е., кликов, а не людей. Кликов!

Еще цитата из г-на Массуха:
Как объяснил замминистра, благодаря порталу госуслуг около 1 млн жителей России получили заграничные паспорта.

Я только напомню, даже не буду ссылок давать на свои октябрьские посты (их можно по тегу «НаглоСтат» найти), в которых я разбирался с наглой министерской статистикой:
  • По утверждениям Минкомсвязи, к апрелю 2011 (т.е. за год работы портала) через портал было оформлено 350 тыс. паспортов
  • На середину октября 2011 (т.е. через полгода после обнародования предыдущих цифр), министерство насчитало уже почти 675 тыс. счастливых порталопользователей с новыми заграничными «корочкками»
  • А вот к середине ноября, т.е. всего через месяц, - уже около 1 млн!
Конечно, понятие «около 1 млн» - очень и очень растяжимое, но не до такой же наглости степени. Или это просто такие правила округления в наглой министерской (или замминистерской) арифметике: 500 тыс. это еще все-таки 500 тыс., а 500 тыс. плюс еще немного – это уже около 1 млн?

Но, вообще-то, основные цифры, из-за которых я начал эту писанину – про успехи МКС и РТК в деле СМЭВизации всей страны. Вот посмотрим для начала на публикацию Синуса от 11.11.2011:
Как рассказывали CNews в операторе федерального СМЭВ – «Ростелекоме», всего к системе сейчас подключено более 86 федеральных органов исполнительной власти и организаций.
«На 8 ноября с использованием СМЭВ предоставлялось 126 услуг, - говорят в операторе. - Интенсивность взаимодействия в СМЭВ составляет 150 тыс. запросов в сутки при имеющемся 15-кратном запасе по производительности используемого программно-аппаратного комплекса и возможностью масштабирования. Общее количество обработанных запросов с момента запуска СМЭВ по начало ноября - более 2 млн».

А теперь – на текст ComNews по состоянию на 18.11.2011:
В настоящее время к СМЭВ подключено более 86 федеральных органов исполнительной власти и организаций. На 16 ноября с использованием СМЭВ предоставлялось 139 услуг. Сегодня в СМЭВ составляет направляется около 230 тыс. запросов в сутки. Общее количество обработанных запросов с момента запуска СМЭВ по начало ноября - более 65 млн

Вот этот неуклюжий оборот «составляет направляется» во втором фрагменте видите – я его еще подчеркнул? «Направляется» вставили, а «составляет» вычеркнуть забыли. Я же говорил уже, что редакторы в Интерфаксе более опытные, чем в ComNews – они, когда «рыбу» заказчиковую как бы от себя переписывают, таких косяков не допускают.

А смысл, который цифрам и буквам во втором случае неумехи-редакторы хотели придать, вам понятен? Ведь «интенсивность взаимодействия составляет...» - это такой проектно-расчетный параметр СМЭВ, про него минимум в десятке презентаций и пресс-релизов сказано. А вот «сегодня в СМЭВ направляется...» - это как бы актуальный показатель. Типа – вот видите, как круто уже СМЭВ работает.

Вернемся к цифрам про СМЭВ. Те, кто читает мои «записки постороннего» или заходит на интерфаксовский «мониторинг» знают, что за 1,5 месяца (с 1-го октября по середину ноября) там с грехом пополам набралось около (узнаете наглую лингвистику?) 550 тыс. запросов. Откуда же те 2 млн, о которых пишет Синус и – тем более – 65 млн, которые вдруг появились у ComNews?

С двумя миллионами все понятно – это классическая наглая лингвистика. Там же фраза начинается со слов «Общее количество обработанных запросов с момента запуска СМЭВ...», что создает впечатление, будто бы счетчик включили 1-го октября 2011. На самом же деле, эксперименты со СМЭВ шли чуть ли не с начала года – ведь первоначально датой запуска в штатную эксплуатацию было 1 июля 2011. Так что, 2 млн – это число всех запросов, прошедших через СМЭВ, в том числе, при отладке, тестировании производительности и т.п. Прекрасная пиар-находка МКС-РТК! Ведь эти запросы действительно проходили через СМЭВ – кому какое дело, что они были игрушечными.

Кстати, я в процессе написания поста нашел таки первоисточник информации про 2 млн запросов – пресс-релиз Минкомсвязи еще аж от 21.06.2011, т.е. за 3 месяца до 1-го октября! Представляете, осетриной какой свежести информацией какой актуальности потчуют публику пиарщики МКС и лично г-н Массух (ибо в релизе на него как раз все стрелки указывают)?!

А вот про цифры из ComNews-овской новости – 230 тыс. и 65 млн – у меня никаких рациональных объяснений нет. Есть две версии. Первая банальна – пиарщики налажали. Но это уж как-то слишком банально. Вторая версия более хитрожо изощренная. Под видом все той же «лажи пиарщиков» намеренно запущена дезинформация. Помните (автора не указываю, кому надо будет – найдет): «Чтобы в ложь поверили, она должна быть чудовищной»?

Я сейчас специально проверил: за два дня после первого появления на ComNews-е новость растиражирована уже по нескольким достаточно серьезным сайтам: Комиссии при Президенте по модернизации и технологическому развитию, Совет при Президенте по развитию информационного общества, spbIT.ru, RosInvest.Com... И уже, кстати, началось «перекрестное опыление», т.е. ссылки на вторичные и третичные источники. Будет интересно понаблюдать за дальнейшим распространением этой «дезы» в течение пары-тройки недель.

Ну ладно, на этом остановлюсь. А то в этом посте суммарная массуха букв, цифр и ссылок скоро тоже может стать критической.

Комментариев нет:

Отправить комментарий