Я
открываю новый эпизод сериала «Э-Правительство» – «СМЭВ: Боевые будни».
Возможно, название несколько пафосное и с большой претензией на графоманию, но
не в нем суть. А суть в том, что я совершенно неожиданно наткнулся в интернете
на реальные «боевые» записки участников разработки СМЭВ, региональных и
муниципальных порталов госуслуг и другого софта, относящегося к инфраструктуре электронного
правительства. Нет, это не инсайд и не закрытая информация. Все материалы лежат
в открытом доступе на специальном сайте, созданном компанией-разработчиком - «КСК»
(адрес сайта - http://gosuslugi.kck.ru).
Все права, естественно, защищены и принадлежат компании «КСК».
Я
выражаю свои благодарность и искреннее уважение авторам исходных материалов –
уже давно мне не встречалось столь емкое по смыслу и компактное по объему
описание будней и проблем разработчиков.
Конечно,
по правильному надо было бы запросить разрешения на перепечатку материалов у
владельцев, но на сайте есть только телефон и адрес офиса, а электронной почты
нет (я по честному искал). Надеюсь, у авторов этих материалов не возникнет ко
мне претензий, т.к. я не буду их изменять и комментировать. Единственное, что я
собираюсь сделать, - это оформить своеобразный дайджест из исходных текстов,
т.е. выборочно (без потери смысла и контекста) их процитировать – в виде
хронологически-дневниковых записок. Каждый цитируемый фрагмент будет снабжен
ссылкой на исходный полный текст.
Все
цитируемые материалы будут напечатаны курсивом. Я только кое-где подчеркну
отдельные моменты, выделив их жирным шрифтом. Мои комментарии по событиям,
описываемым в записках, я буду обозначать своими инициалами. Повторяю –
комментировать текст я не буду, только события. Для придания структуры
изложению и удобства чтения я (возможно, но не обязательно) добавлю в текст
технические заголовки. Больше никаких вольностей с моей стороны не будет.
Начинаю.
20-го июля
начались работы по консультированию сотрудников одного из федеральных органов
власти по подготовке Технологических карт межведомственного взаимодействия.
На первом
этапом существующие Методические рекомендации были доработаны, чтобы ими можно
было воспользоваться. […]
Следует
отметить безобразную работу Министерства экономического развития РФ, которое
готовит исходную Методику:
- Так по состоянию на середину дня
21-го июля не открыт реестр межведомственного взаимодействия (210fz.ru).
- Вечером
20-го июля была опубликована новая версия методики. При этом изменен
порядок согласования ТКМВ (с правильного на неправильный).
- Вопросы, решающиеся в «пожарном
порядке», нужно было заранее продумать и внести в методику разработки
административных регламентов. Фактически ТКМВ является очередной «заплаткой»
административного регламента.
- Заложенная
в Методике идея о необходимости изменения нормативно-правовых актов,
административных регламентов безусловно верная. Только реализовать ее до
1-го октября невозможно. Поэтому межведомственное взаимодействие не будет
иметь юридической основы - физически утвердить изменные Административные
регламенты не возможно.
Второй и
третий день подготовки Технологических карт межведомственного взаимодействия
Перечислим с
какими проблемами мы сталкиваемся.
- Проблемы
с формализацией услуги «Обращения граждан».
Проблема состоит в том, что
невозможно определить необходимые взаимодействия - запросы граждан могут
потребовать самых разнообразных запросов в другие органы власти. Ищем варианты:
- Пишем
запросы на все случаи жизни в виде текстового запроса - нереально;
- Указываем
в ТКМВ что невозможно определить межведомственное взаимодействие;
- Структурируем
услугу, вычленяем формализуемую процедуру (работа с архивами).
Очевидно,
что необходимо решение Минэка и /или Минкомсвязи.
А.Б.:
Позволю себе здесь немного прокомментировать проблему. Строго говоря, «Обращения
граждан» - это не госуслуга. Работа с письмами и обращениями граждан –
госфункция, которая регулируется не столько 210-ФЗ, сколько 59-ФЗ «О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Там другие сроки, другие
процедуры, другие требования. «Зашивать» обработку обращений граждан в систему
оказания госуслуг и СМЭВ – неправильно. Это нужно решать средствами BPM- или (в
идеале) ECM-системы (которая, конечно, должна быть интегрированы с порталом и
СМЭВ). По-моему, задача автоматизации обработки обращений граждан идеально
ложится на набирающую популярность концепцию кейс-менеджмента. Но это уже тема
для отдельного поста или целой серии.
- Наткнулись
на задачу вычленения информации при получении выписки из ЕГРЮЛ.
А
что собственно нужно для принятия решения? Какая совокупность информации дает
нам ответ на вопрос - предоставляем этому заявителю информацию или нет?
Очевидно, что для ответа нужно совсем небольшое количество полей. Если мы сейчас будем требовать весь
документ (именно документ, а не сведения), то автоматически мы его потом не
обработаем. Потребуется работа человека, что неудобно.
А.Б.:
Еще одна проблема, решаемая средствами ECM-системы
– там есть средства, позволяющие вычленить нужную информацию из документа,
принять решение на основе этой информации, запустить бизнес-процесс и т.п. Но
снова повторю – это уже совсем другая история.
- По
итогам работы этих дней определили объем работ для последующей
автоматизации
Удалось
отсеять несколько услуг (треть от общего количества), которые не требуют
межведомственного взаимодействия. Объем
последующих работ (автоматизация к 1 октября) уменьшается, что очень важно в
условиях дефицита времени.
Посчитали
количество запросов в другие органы власти - уникальных запросов получается
около 20-ти. Соответственно столько вызовов web-сервисов
нужно будет разработать.
- Получили
опыт оперативного взаимодействия с Минэком.
В
ответ на просьбу заказчика объяснить противоречия в Методике межведомственного
взаимодействия пришел ответ, в котором вложены уже имеющиеся файлы с Методикой.
Очевидно, что в учетной системе Минэка
теперь стоит пометка «отвечено вовремя». Вспоминается Аркадий Райкин с его
шаблоном ответа на разные вопросы: «Горцы
раскатали колеса по аулам».
- Возникла
ожидавшаяся проблема - «поплыл»
перечень услуг
Наш заказчик готовится к работе
по изменению реестра услуг. Cделать
это будет сложно, так Минэк только что отчитался о завершении работ по реестру:
«На
прошедшей комиссии главным событием стало сообщение Минэкономразвития России о
завершении формирования Федерального реестра государственных услуг в части
федеральных органов исполнительной власти. […]»
- Реестр
межведомственного взаимодействия пока так и не открыт.
В результате в ведомстве
проводится бессмысленная работа по описанию взаимодействий, которые уже описаны
и (некоторые) автоматизированы.
Кое-какую информацию берем с технологического портала СМЭВ (из описания готовых
web-сервисов), но часть работы явно делается повторно.
Итоги проекта
по подготовке технологических карт межведомственного взаимодействия
[…] Проект
заканчивается, заканчиваем и его освещение. Какая-то классификация итогов
представляется сложной, поэтому просто перечислим результаты работы в порядке
убывания важности:
- Технологические
карты отправлены на согласование, часть карт уже согласована.
- Явные
передовики в межведомственном взаимодействии – ФНС, Росреестр,
Казначейство,
огромная им благодарность. Они единственные (по состоянию на 29 июля) дали
описание данных, которые они готовы предоставить. Мало того они же
предоставляют описание своих web-сервисов. Наш предварительный анализ
показал, что по этим документам можно начать писать вызовы web-сервисов,
что мы и планируем начать делать с 1 августа. […]
- Некоторые
ведомства, как нам кажется, не планируют предоставлять данные по
межведомственному взаимодействию:
- одно из ведомств попросило официальный
запрос по обычной почте;
- другое проводит в эти дни тендер на
установку локальной сети, до услуг дело дойдет совсем не скоро;
- третье не учитывает требуемые данные в
электронной форме, а объем запросов не позволяет обрабатывать их в ручном
режиме;
- четвертые готовы предоставлять данные
в течение 10-ти дней, только на основании оригинала запроса, подписанного
заявителем.
Как
будет организовано межведомственное взаимодействие в таких случаях не понятно.
- Отсутствует
система сбора сведений о результатах разработки и согласования ТКМВ на
уровне ФОИВ.
В нашем проекте мы разработали такую таблицу для заказчика. Как собирают общую отчетность Минэк
и/или Минкомсвязь – не понятно. Если смотреть только по итогам на
210fz.ru, то картина будет не понятна – отсутствующие там ТКМВ могут
находиться в стадии завершения согласования или отсутствия какой бы то ни
было работы.
- Процедура
согласования ТКМВ в режиме аврала вынуждает решать некоторые вопросы не
оптимально – не всегда есть время согласовывать решения в случае
разногласия ведомств.
Нам, в основном, повезло – удалось опереться на нескольких сильных
профессионалов Заказчика.
- Общее
впечатление в конце проекта так и осталось – времени на проект выделено
недостаточно, методическое обеспечение не достаточное. При этом сама
постановка задачи – описать межведомственные взаимодействия и согласовать
их, безусловно, правильная.
[…]
TBC…
Комментариев нет:
Отправить комментарий