На двух
прошедших неделях я не публиковал начавшие становиться уже регулярными «дежурные»
посты про статистику СМЭВ. Тому было две причины:
- Во-первых,
вместо «дежурных» я опубликовал сразу два «боевых» поста о реалиях
разработки СМЭВ. И надеюсь, эти посты были небесполезными.
- Во-вторых,
статистика недели 08-15.11.2011 выглядела несколько странно, и я
сознательно решил дождаться очередной порции данных – чтобы подтвердить или
опровергнуть тенденции, которые стали выявляться в прошлый раз. Забегая
совсем чуть-чуть вперед, могу сказать, что наметившиеся тенденции
подтвердились. Но это не спасло новый дежурный пост от недонаписания – я
приступил к нему, но банально не хватило времени.
Зато,
пока я писал, но так и не дописал, скучно-дежурный текст с нудными цифирками
появилась гораздо более веселая (в плане потенциального комментирования)
новость на Интерфаксе «Ведомства
обработали первые полмиллиона запросов по межведомственному обмену». Вот с
разбора этой новости я и начну. А табличку с текущими данными потом, ближе к
концу поста размещу – может, кому-то она все еще и интересна.
Москва.
22 ноября. ИНТЕРФАКС - Электронные
сервисы федеральных ведомств обработали по состоянию на 21 ноября почти 580
тысяч запросов при предоставлении госуслуг, однако при этом 9 из 45 ведомств, участвующих в
межведомственном электронном документообороте, не получили ни одного запроса.
В
процитированном выше абзаце присутствуют сразу две фактических ошибки и одно
намеренное искажение фактов. Начну с ошибок. Во-первых, «почти 580 тысяч» (если
допустить, что эта цифра корректна) – это не вообще запросы при предоставлении
услуг, а межведомственные запросы. Т.е., такой информационный обмен, когда
основное ведомство, оказывающее услугу, обращается за необходимой информацией,
в другие ведомства, освобождая от излишних хождений за справками (госмытарств,
как я их назвал) гражданина-заявителя. Именно этому виду взаимодействия
посвящен мониторинг Интерфакса – выпадение определения «межведомственное» здесь
существенно.
Во-вторых,
упомянутый ближе к концу абзаца «межведомственный электронный документооборот»,
также известный под абрревиатурой «МЭДО», это совсем не то же самое, что
«система межведомственного электронного взаимодействия», для которой есть свое
сокращение – «СМЭВ». МЭДО не имеет практически никакого отношения к госуслугам
– это система обращения «электронных бумаг», которая используется во внутренних
бюрократических процессах правительства.
Ну,
в общем-то, когда в названиях двух систем, состоящих из четырех слов каждое,
используется по два одинаковых термина – «межведомственный» и «электронный» -
запутаться немудрено. И если новость писалась журналистом (т.е., по определению
- профессиональным дилетантом) самостоятельно, а не по «рыбе» заказчика пиара,
то обе фактические ошибки простительны.
А
вот с намеренным искажением фактов все серьезнее. Я имею в виду основной факт
новости – что якобы через СМЭВ передано уже почти 580 тыс. МВ-запросов.
Собственные выкладки на эту тему я, скорее всего, приведу в ближайшем отдельном
посте (иначе здесь слишком много букв и цифр получится). Пока же просто
процитирую слова одного ответственного товарища – Алексея Попова, главы
департамента информационных технологий и связи правительства РФ
В
то же время на веб-сервисы Федерального казначейства пришлась почти половина от
общего числа запросов, которыми обмениваются ведомства. Так, как следует из
оперативного мониторинга, на
Казначейство приходится 44% из 577 тысяч запросов, обработанных ведомственными
системами электронного взаимодействия. […]
Как
сказал Алексей Попов, такое увеличение
количества обращений к веб-сервисам Казначейства - "скорее всего, разовый
всплеск", связанный с выгрузкой в базу Казначейства всех неоплаченных
штрафов ГИБДД по Москве. Подключение ГИБДД к электронной системе платежей
происходит не сразу по всей стране, а по мере готовности ГИБДД в каждом
регионе.
"Как
только регион разово выгрузил базу в Казначейство, далее выгружаются только
изменения, которых, конечно, меньше. Поэтому, я думаю, что по Казначейству
такой всплеск носит разовый характер", - отметил он. По словам А.Попова, в
дальнейшем первые места по статистике обращений будут делить ФМС и ФНС.
Г-н
Попов, конечно же, знает, о чем говорит – ведь до прихода на свою нынешнюю
должность он как раз работал в Казначействе и был там заместителем руководителя
ведомства по ИТ. Так что, он, скорее всего, имеет представление о том, какая именно
информация могла быть выгружена в базу Казначейства. Но имеет ли эта информация отношение к госуслугам вообще и СМЭВ в
частности? Я утверждаю, что – нет, не имеет, и, следовательно, почти 240 тыс. запросов, показанных в
«мониторинге», т.е. более 40% от общего количества, являются
нагло-статистической припиской и искажением реальной картины. Которая
(реальная картина) состоит в том, что СМЭВ
все еще работает только номинально, пропуская через себя крайне незначительные
объемы настоящих МВ-запросов.
Давайте
разберемся.
- Г-н Попов
утверждает, что происходила выгрузка в базу Казначейства информации по
неоплаченным штрафам ГИБДД в Москве. Уже само это утверждение выглядит
несколько странным – ибо, если
информация загружается в базу какого-то ведомства, то это ведомство в
терминах СМЭВ является потребителем информации. Поскольку речь идет о
штрафах ГИБДД, то логично предположить, что поставщиком информации
являлось МВД. Т.е., речь должна идти о некоей госуслуге, предусматривающей
МВ-обмен, в которой (услуге) ведомством первичного обращения заявителя (и
одновременно – ведомством-потребителем МВ-данных) является Казначейство, а
ведомством-поставщиком – МВД. Если мы попробуем найти подходящую госуслугу
в реестре
МВ, то будем разочарованы – за Казначейством не числится ни одной
услуги с МВ-запросами, и оно вообще отсутствует в перечне
ФОИВ-потребителей данных в рамках СМЭВ.
- Ладно,
допустим, что слова г-на Попова были неверно истолкованы журналистом, и на
самом деле происходила не выгрузка неоплаченных штрафов ГИБДД в базу
Казначейства, а наоборот – МВД получало информацию из Казначейства по
фактам оплаты ранее выписанных штрафов. Т.е., МВД осуществляло МВ-запрос,
передавая в Казначейство перечень всех штрафов и получая обратно
информацию о фактах оплаты некоторых из них. Таким образом, МВД являлось исполнителем некоей
госуслуги и потребителем МВ-данных, а Казначейство, соответственно, было
поставщиком данных. Эта модель представляется более правильной и с
точки зрения мониторинга Интерфакса – ведь все эти почти 240 тыс. запросов
засчитаны Казначейству.
Попробуем
найти в реестре МВ госуслугу под такую модель – «МВД – потребитель,
Казначейство – поставщик», и чтобы еще в качестве передаваемых-получаемых данных
выступала информация по штрафам. Сразу скажу: запросов по штрафам мы там не
найдем, зато найдем некую более общую категорию, в которую, очевидно, входят и
штрафы – «Запрос сведений о подтверждении уплаты пошлины». Такой МВ-запрос со
стороны МВД в сторону Казначейства присутствует в 8-ми из 11-ти госуслуг МВД,
включенных в реестр МВ. Но только для двух услуг («Регистрация
автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России» и «Государственный
технический осмотр транспортных средств») логично предположить, что под
«пошлинами» (или в терминологии Казначейства – «начислениями») могут иметься в
виду, в том числе, и штрафы.
Вернемся
к словам г-на Попова о разовой выгрузке
данных по региону в базу Казначейства. Они вполне конкретно намекают на то,
что речь все-таки шла не об МВ-обмене при оказании госуслуг (иначе следовало бы
предположить, что за одну неделю ГИБДД было осуществлено более 200 тыс.
регистраций и техосмотров ТС, что абсолютно нереально), а об односторонней
загрузке информации одного ведомства (МВД) в базу другого ведомства
(Казначейства). Я даже готов допустить, что при выполнении этой загрузки
реально были использованы те же самые веб-сервисы, которые написаны для
приема-передачи информации в рамках СМЭВ, но ведь факта оказания госуслуг не
было!
Значит,
включение этого объема запросов в
статистику СМЭВ, по меньшей мере, некорректно, а по максимуму – может
рассматриваться как сознательное искажение фактов. Выполненное,
естественно, в целях улучшения имиджа СМЭВ (и всех причастных чиновников) в
глазах верховных электронизаторов и информатизаторов нашей страны.
Продолжу
цитирование и разбор интерфаксовской новости:
На
федеральном уровне на принцип межведомственного взаимодействия переведены около
340 госуслуг, для предоставления которых ведомства наладили обмен примерно 900
документами. Основная "нагрузка" легла на пять ведомств: ФНС,
Федеральное казначейство, Росреестр, ФМС и Пенсионный фонд России. Сведения,
предоставляемые этими ведомствами, используются для оказания 304 госуслуг.
Ну
это вообще – из разряда «мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Цифры,
многократно распиаренные перед 01.10.2011 в качестве плановых для федеральной
СМЭВ, через полтора месяца после «запуска» СМЭВ преподносятся уже как некие
сбывшиеся факты – причем, в новости, основное содержание которой эти самые
«факты» напрочь опровергает.
Система
межведомственного электронного взаимодействия выдерживает 2 млн обращений в
сутки, то есть превосходит годовые потребности, которые составляют 560 млн
обращений в год. По данным министерства
связи и массовых коммуникаций, в короткий срок ее мощность может быть доведена
до 2 млрд обращений в день.
Про
2 млн ежедневно и 560 млн в год даже уже ничего говорить не буду – читающие
меня и так все знают и понимают (тех, кто не совсем в теме, отправляю к этому
посту). Анекдотично выглядит цифра «2 млрд обращений в день», появление
которой на свет, конечно же, обусловлено самопиарской оговоркой министра Щеголева
на совещании у Путина в
конце сентября 2011. Да и то, министр тогда был вдвое менее наглым, чем
Интерфакс сейчас – он говорил всего лишь об 1 млрд обращений в сутки (можете
почитать предпоследний абзац в стенограмме по приведенной выше ссылке). Интересно,
анонимный автор новости сам умножил министерский ляп на 2 или это все-таки
сделала пиар-служба МКС? Ну а почему бы и нет – пипл же схавал байку про 1 млрд
обращений в день (хотя, скорее всего, просто не заметил...), отчего бы не
обнаглеть еще больше? Так глядишь – в следующий раз напишут уже про 3 или 4
млрд обращений в день.
Кстати,
«разовый всплеск» по сервисам Казначейства, весьма существенно улучшивший
статистику СМЭВ на обозримое будущее, случился на неделе 01-08.11.2011. А
неделей раньше (25-31.10.2011) аналогичные «разовые всплески» случились по
сервисам ФНС (почти 60 тыс.) и МВД (более 30 тыс.), дав более 90% объема
еженедельной статистики.
Я
позволю себе процитировать самого себя из предыдущего «дежурного» поста про
СМЭВ, несколько изменив в тексте только выделения жирным шрифтом:
- Из
более, чем 518 тыс. запросов, насчитанных за весь период мониторинга,
489,5 тыс., т.е. 94%, приходится на 4 ведомства – Казначейство, ФМС, ФНС и
МВД. Причем, три из этих четырех
ведомств (ФМС, ФНС и МВД) задолго до запуска СМЭВ (по крайней мере, с 2009
года) вполне успешно осуществляли межведомственное электронное
взаимодействие между собой в рамках ГИСМУ (Государственной
информационной системы миграционного учета, оператором которой является
ФМС). Я предполагаю, что львиная доля тех 243+ тыс. МВ-запросов, которые
сейчас числятся в статистике СМЭВ за «триадой» ФМС-ФНС-МВД:
a) либо в реальности проведены через
ГИСМУ, а в статистике СМЭВ просто учтены «руками» (отсюда, кстати, необъяснимые
скачки нагрузки от недели к неделе),
b) либо теперь попадают в ГИСМУ, сначала
пройдя через СМЭВ (с единственной целью
– для «улучшения» статистики).
Лично я склоняюсь к первой из
двух версий (главное правило ИТ: не трогай то, что работает!), но не очень
сильно удивлюсь, если когда-нибудь станет известно, что верной была вторая.
Через
две недели после написанного я склонен поменять свою точку зрения – теперь я
считаю, что происходит намеренное «улучшение»
статистики СМЭВ путем зачета в результаты ее работы тех МВ-запросов, которые
осуществлялись и раньше, до ввода СМЭВ в эксплуатацию, через другие шлюзы
взаимодействия ведомственных информационных систем.
Это
– главный мой вывод относительно СМЭВ на данный момент.
Ну
а дальше скучные цифры для зануд - препарируемая мной статистика «мониторинга»
Интерфакса. Продолжаю «дежурство по СМЭВ». На последнюю отчетную дату
(21.11.2011) таблица выглядит так:
И
кстати, это последний раз, когда я публикую все порции данных, начиная с самой
первой, датированной 24.10.2011. Со следующего раза я просто буду вынужден
скрывать колонки с самыми старыми данными – иначе просто таблицу невозможно
будет показать в посте.
Чтобы
не заставлять читателей возвращаться к моим предыдущим «дежурно-статистическим»
постам, напоминаю обозначения колонок и смысл цветовой раскраски строк таблицы.
Наблюдаемые
и рассчитываемые значения:
- Σ – общая
сумма отработанных МВ-запросов по каждому ведомству, начиная с 01.10.2011
(берется из еженедельного
мониторинга, публикуемого на сайте Интерфакса)
- Δнед
– объем МВ-запросов, обработанных в ведомстве за неделю (начал вычисляться
с 31.10.2011, когда статистика стала публиковаться еженедельно)
- σ1дн
– среднедневная нагрузка, рассчитанная по еженедельному объему МВ-запросов
(Δнед), полученному за последний отчетный интервал
- σ0дн
– среднедневная нагрузка, рассчитанная по общему объему МВ-запросов за
весь период функционирования СМЭВ, начиная с 01.10.2011
Самые нижние значения в каждой
колонке, выделенные жирным шрифтом и находящиеся в ячейках с толстыми рамками,
являются суммарными значениями по всем ведомствам.
Три
цвета маркировки (зеленый, голубой и серый) имеют положительный смысл - выделяют
ведомства-лидеры по числу обработанных МВ-запросов за весь период
функционирования СМЭВ (с 01.10.2011):
- Зеленый –
объем обработанных МВ-запросов ведомства более 100 тыс. (на данный момент
– Казначейство, ФМС и ФНС)
- Голубой –
объем обработанных МВ-запросов ведомства более 10 тыс. (на данный момент –
МВД и Минздравсоцразвития)
- Серый –
объем обработанных МВ-запросов ведомства более 1 тыс. (на данный момент - МЧС,
Росводресурсы, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Росреестр и ФМБА)
Два
других цвета (розовый и коричневый) несут негативную окраску:
- Розовым
маркером выделены ведомства, по которым зафиксирована отрицательная
динамика МВ-запросов – т.е., данные на каую-то текущую дату меньше, чем
данные на предыдущую дату. Я уже писал ранее, что мне непонятно, почему
так происходило – то ли из статистики выбрасывались какие-то забракованные
МВ-запросы, то ли это банальная «информационная грязь». Правда, учитывая,
что такие ситуации в статистике, начиная с 15.11.2011, пока больше не
встречаются, скорее всего, действительно имела место выбраковка
некорректных МВ-запросов (т.е. ведомство передало запрос в СМЭВ,
отчиталось по статистике, а запрос не прошел на обработку и был
отвергнут).
- Коричневым
маркером выделены ведомства, имеющие нулевую динамику МВ-запросов по
сравнению с предыдущим отчетным периодом. По таблице видно, что некоторые
из ведомств просто имеют нули с самого начала, а некоторые вышли на
«стабильно-нулевой» уровень в последние пару недель.
И
еще я с этого раза открыл две ранее скрытые колонки – «WS IF» и «WS Реестр».
Обе колонки содержат количество веб-сервисов, числящихся за каждым
ведомством-поставщиком данных:
- В колонке
«WS IF» указано число «официально запланированных» сервисов, отображенных
в мониторинге
Интерфакса, т.е. цифры, которые звучали во всяких выступлениях и
отчетах представителей МКС, РТК и причастных к СМЭВ ведомств накануне
запуска СМЭВ 1-го октября. Сейчас для каждого ведомства доля разработанных веб-сервисов (вторая
колонка в этой
таблице) и доля веб-сервисов,
одобренных для промышленной эксплуатации (третья колонка в этой таблице), от
общего количества веб-сервисов, которые было необходимо реализовать в
рамках организации межведомственного взаимодействия, установлены на 100%.
Т.е. считается, что все запланированные МВ-сервисы (общим числом 106) успешно
разработаны и одобрены для промышленной эксплуатации.
- В колонке
«WS Реестр» указано число веб-сервисов, числящихся за каждым ведомством в Реестре
межведомственного взаимодействия на Портале методической поддержки
реализации 210-ФЗ. Эти цифры значительно выше тех, что показаны на
интерфаксовском сайте, и они ближе к жизни – отображают ситуацию
более-менее в реальном времени. Правда, в это число входят и еще только
запроектированные к разработке сервисы, и разрабатываемые, и тестируемые,
т.е. если посмотреть только на те, что имеют статус «Утвержден», то их
будет меньше (на сегодняшний день – 127 из 252).
Эти
две колонки я намерен использовать в дальнейшем для своего собственного (и
более реального, чем интерфаксовский) мониторинга ситуации с разработкой и
вводом в эксплуатации веб-сервисов. Начну, скорее всего, со следующей недели.
Глубокобессмысленный
разбор цифр в таблице проводить не буду – кому надо, может сам это сделать. А
по раскраске и так все видно – никакого СМЭВа нет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий