16 ноября 2011 г.

Э-Правительство. S02E02. «СМЭВ: Боевые будни». P02. Разработка веб-сервисов

Кратко повторю то, что написано во вступлении к предыдущему посту. Основное содержание данного поста (все, что набрано курсивом) принадлежит не мне. Это - реальные «боевые» записки участников разработки СМЭВ. Все материалы лежат в открытом доступе на специальном сайте, созданном компанией-разработчиком - «КСК» (адрес сайта - http://gosuslugi.kck.ru). Все права, естественно, защищены и принадлежат компании «КСК». Я только сделал из исходных текстов хронологический дайджест.

Я выражаю свои благодарность и искреннее уважение авторам исходных материалов – уже давно мне не встречалось столь емкое по смыслу и компактное по объему описание будней и проблем разработчиков.

4-го августа специалисты КСК приняли участие в семинаре Министерства связи и массовых коммуникаций РФ для федеральных органов исполнительной власти и разработчиков систем по теме «Разработка и регистрация электронных сервисов в СМЭВ. Требования к доработке ведомственных информационных систем». На следующий день стал доступен «Протокол заседания Подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по внедрению ИТ в деятельность государственных органов и ОМСУ» от 29 июля 2011 года. Рассмотрим результаты этих двух взаимосвязанных этих событий.
  1. Ключевой документ по разработке web-сервисов и вызова web-сервисов «Методические рекомендации по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии» претерпел существенные изменения (вместо версии 1.7 вводится версия 2.33). В результате согласно п. 3 раздела III Протокола до 19 августа ФМС, ФНС, Росреестр, Федеральное Казначейство и Пенсионный фонд должны доработать свои «электронные сервисы». Соответственно, подлежат переработке и вызовы web-сервисов.
Новые Методические рекомендации значительно повышают требования к квалификации разработчиков web-сервисов и вызовов web-сервисов.
Как стало понятно на семинаре, стандарт будет модифицироваться и дальше. Пока механизм приведения web-сервисов и вызовов web-сервисов к новым версиям стандарта выглядит не до конца продуманным.
  1. Модель взаимодействия подачи заявления на оказание услуги с ЕПГУ (gosuslugi.ru) в информационную систему органа власти также претерпела доработки. Пока описание параметров, участвующих в обмене данными со стороны ЕПГУ не предоставлено. Очень надеемся, что 10 августа техническая документация будет опубликована. Без нее реализация проектов по интеграции с ЕПГУ приостанавливается.

07.09.2011
В настоящее время компания КСК работает с четырьмя федеральными ведомствами по обеспечению межведомственного взаимодействия. В рамках наших проектов разрабатывается 10 web-сервисов (наши заказчики – Поставщики) и 8 вызовов web-сервисов (наши заказчики – Потребители). […]
Последний месяц обеспечил нас богатым материалом, но он уже стал историей. Укажем более-менее свежие данные.
  1. Наиболее важным фактом последних дней является признание важнейших сервисов (согласно протоколу 14 заседания Подкомиссии по использованию ИТ от 2 сентября) соответствующими новой версии Методики написания сервисов:
Очень ждем утверждения новой версии сервиса Казначейства «Электронный сервис системы учета начислений и фактов оплаты государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов».
  1. В ходе реального проектирования web-сервисов оказывается, что во многих случаях состав сведений в запросе и ответе отличается от состава, указанного в ТКМВ. Поэтому правильный порядок должен быть следующий: Разработка ТКМВ - Разработка сервиса - Опубликование формата электронного сервиса - Пересогласование ТКМВ с потребителями.
  2. Регистрация web-сервисов, выдача электронных подписей - эти действия Минкомсвязи занимают до двух недель каждое. Этот срок необходимо учитывать при планировании работ.
  1. Отданный 31-го августа на регистрацию в Минкомсвязь РФ web-сервис одного из заказчиков до сих пор не зарегистрирован. Прошло уже 9 рабочих дней. Никакой информации о правильности / неправильности не поступало.
  2. Задача по разработке асинхронного web-сервиса для Росводресурсов, поступившая после 1-го сентября, сегодня закончена (удалось использовать наработанные шаблоны). Сервис передан на регистрацию.
  3. Одна из ТКМВ поступила в Росводресурсы на согласование после 1-го сентября (Росводресурсы - Поставщик). Оказана помощь в анализе ТКМВ и проверке отдаваемых данных.
  4. Для одного из заказчиков необходимо разработать вызов web-сервиса «Запрос справки из МВД, подтверждающей отсутствие неснятых или непогашенных судимостей у сотрудников юридического лица» (МВД). Полная информация о web-сервисе МВД не опубликована, тем не менее мы посоветовали подать заявку на подключение. Такой подход мы рекомендуем использовать и в других случаях. В случае отказа из-за неготовности Потребитель ничего не теряет - заявка будет проигнорирована. Время сейчас - самый дефицитный ресурс.
  5. Разработан клиент для тестирования межведомственного взаимодействия с Росреестром.
  6. Сотрудники КСК, работающие по проектам межведомственного взаимодействия, перешли на 10-ти часовой рабочий день.
Продолжаем делиться нашим опытом реализации межведомственного взаимодействия.
Общая информация. По состоянию на утро 12-го сентября зарегистрировано 38 web-сервисов межведомственного взаимодействия. Зарегистрированными считаются те сервисы, которым присвоен SID. Более глубокое знакомство с этими сервисами выявило интересную картину - некоторые из них еще не написаны! И так небольшое количество готового материала сократилось примерно на треть.
Наша работа
  1. Мы начали разрабатывать еще один web-сервис для Росводресурсов.
  2. У Казначейства не хватает описания контрольного примера. Сагитировали одного из наших заказчиков отправить запрос в Минкомсвязь с просьбой опубликовать контрольный пример.
  3. В Росстандарте и Росрыболовстве развернуты сервера для функционирования системы исполнения услуг. Начали разворачивание системы в Росводресурсах. На этой неделе настраиваем сервер и у четвертого клиента (завтра агентство получает сервер).
Прошедшая неделя была одной из самых продуктивных в проекте.
  1. У всех четырех наших федеральных заказчиков установлена система исполнения услуг, развернуты web-сервисы. Казалось бы такой привычный этап обернулся огромной головной болью:
  • сервера закуплены в последний момент;
  • электронные подписи готовы в последний момент (мы использовали удостоверяющий центр Минкомсвязи);
  • установленный в этих ведомствах кусок СМЭВа (vpn) фактически является частью СМЭВовской сети. Поэтому наш системный администратор совместно с системными администраторами этих ведомств провели нетривиальные работы по доступу к этим серверам.
  1. Разработанные и переданные в Минкомсвязь наши web-сервисы так и не опубликованы (прошло 20-ть дней!), обратной связи нет никакой. Как мы понимаем, все или почти все новые web-сервисы разных ведомств постигла та же участь. С точки зрения отчетности Минкомсвязи впервые может быть признан виновником провала работы – тестирование должно было быть закончено сегодня, 19 сентября.
  2. Приступили к тестированию чужих web-сервисов. Ситуация очень неоднозначная. Даже сервисы, входящие в число базовых, не полностью готовы. Типичный результат отчета о тестировании:
 «1.     Несоответствие Методическим рекомендациями по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии версии 2.3.3 и версии 2.3.4.
1.1     Электронный сервис не поддерживает необходимые служебные блоки (smev:Header, smev:Message, smev:MessageData, smev:AppData, smev:AppDocument), что нарушает структуру сообщений и не соответствует требованиям.
1.2     Используется служебный блок «Электронная подпись», формат которой не соответствует формату, указанному в методических рекомендациях.»

Начали складываться «горизонтальные» связи – проводятся попытки начать тестирование сервисов «в обход СМЭВ». Мы не готовы участвовать в таких экспериментах, так как конечный web-сервис наверняка будет отличаться по составу информации, существует общая проблема использования электронной подписи согласно методике 2.3.4. Зная об этой проблеме, некоторые коллеги предлагают на время «забыть» о новой версии методики. Мы не поддерживаем эти взгляды, так как методика признана стандартом. Тем не менее, следует согласиться, что введение версии 2.3.3 (2.3.4) явилось сильным дестабилизирующим фактором всего проекта.
Движемся дальше - планируем начать с завтрашнего дня тестирование готовых web-сервисов (в частности, Росреестра).

Как и ожидалось, написание web-сервиса или вызова web-сервиса - не самая сложная задача в проекте по обеспечению межведомственного взаимодействия. Трудоемкость написания мы оцениваем в 5-10% от всех работ по проекту.
  1. Очень много времени и сил пришлось потратить на подключение к СМЭВ. Из четырех наших заказчиков vpn (доступ к СМЭВ) изначально правильно был настроен Ростелекомом только у одного. При этом формальные пути решения проблемы («Пишите запрос, мы его рассмотрим и ответим в установленном порядке») мы старались обойти из-за крайнего дефицита времени. Нам удалось выйти на конкретных инженеров, конкретных ответственнных за проект людей и решить вопросы донастройки, проверки сервисов и т.д. Практически у всех участников проекта по подключению к СМЭВ оказались конкретные исполнители, которые «вытаскивают» проект.
  2. Публикация наших web-сервисов. Похоже, что дело сдвинулось с мёртвой точки. Минкомсвязь запросил у всех Поставщиков дополнительные параметры по адресам сервисов, похоже что в ближайшее время основная масса web-сервисов станет доступной для тестирования.
  3. Тестирование чужих web-сервисов. Есть первый положительный результат - тестирование сервисов Росреестра завершилось удачно.
Немного сюрреализма накануне запуска СМЭВ
28-го сентября компания КСК приняла участие в повторном семинаре Минкомсвязи «Разработка и регистрация электронных сервисов в СМЭВ. Требования к доработке ведомственных информационных систем».
Так как содержание семинара не изменилось, остановимся на наших впечатлениях.
Более всего удивляет дата проведения мероприятия - за 3 дня до начала эксплуатации СМЭВ разработчиков учили как подавать web-сервисы на регистрацию. Напомним, нормативная дата окончания этого процесса - 1 сентября; тестирование должно было закончиться 19-го сентября.
Как мы и писали, реализация web-сервисов согласно версии 2.3.4. Методики оказалась «не по зубам» большинству разработчиков. В связи с этим было объявлено, что сервисы, написанные по Методике версии 1.5 также признаны временно работающими. За 1,5 месяца до конца проекта это было бы правильное решение, за 3 дня до конца проекта - очень плохое, хотя и понятное решение.

Оптимизм покинул нас.
Большинство электронных сервисов (web-сервисов), разработанных КСК, зарегистрированы в СМЭВ, получены SID. Подписаны первые протоколы по итогам тестирования. Надеемся, что завтра будут зарегистрированы оставшиеся. При этом почти 20-ть дней наши сервисы «отлеживались» в Минкомсвязи, никакой работы по ним не проводилось.
Второе направление - создание вызовов web-сервисов (интерфейс Потребителей). Последние дни мы интенсивно тестировали чужие электронные сервисы. Вариантов неработы очень много - несоответствие Методике версии 2.3.4., несоответствие ТКМВ, передача «мусора» (получаем какие-то данные, не имеющие отношения к запросу), отсутствие последнего варианта сервиса в продуктивной среде, ответственный сотрудник в отпуске, .... Вариантов работы почти нет.
Для исправления ситуации полуготовые («старые») сервисы признаны Минкомсвязью 28-го сентября временно готовыми - разрешено использовать сервисы, соответствующие Методике версии 1.5, а не 2.3.4. Правда «старые» сервисы зачастую разработчиками признаны неработающими и заброшены, как их использовать в текущей ситуации не очень понятно (завтра-послезавтра мы будем искать решения в наших проектах). По нашим оценкам в течение месяца разработчики будут приводить сервисы в соответствие требованиям 2.3.4, что безусловно добавит ошибок и неразберихи.
В результате на сегодняшний день картина очень пестрая. Как созданная таким образом система может эксплуатироваться непонятно. Очевидно, что в ближайшие дни будут победные реляции, но пока (вечером 28-го сентября) большая часть работы в федеральных ведомствах не завершена, на исправление ситуации нужно не меньше месяца интенсивной работы всех участников.
Мы, конечно, рады за наших заказчиков, у которых их часть системы будет работать. Но общая ситуация является провальной.

Закончился последний рабочий день перед запуском СМЭВ. Подведем промежуточные итоги (проект не закончен, по оценкам наших коллег во вторник Володин добавит пару недель на доработку систем).
Во-первых, проект, безусловно, полезный. Фактически за 2,5 месяца выполнены работы года за три. Многие фирмы показали, что они из себя представляют. Часть фирм, традиционных победителей различных конкурсов Минэка и Минкомсвязи, вдруг оказались незаметными. Многие разработчики показали себя профессионалами, умеющими работать в сжатые сроки, добиваться работающих решений. Мы рады, что наша работа в проекте по СМЭВ позволила нам сотрудничать с десятком таких компаний. Многие представители ведомств показали, что они могут эффективно работать под сильным давлением дефицита времени и окружающего бардака. Правда, скорее всего их заслуги будут не замечены. Скорее всего, состоится награждение непричастных и наказание невиновных. Проблема с интеллектуальными ресурсами в ведомствах стоит очень остро – чиновники, сумевшие «вытянуть» проект, в настоящее время также испытывают на себе странное отношение прессы – «ничего не делают», «гнать их надо».

Во-вторых, организаторы проекта сделали многое, но очень многое не было сделано или сделано неправильно. Например, сервисы, размещенные в тестовом СМЭВе, оказались не доступными. При этом проблема не в сервисах, а в настройках тестового СМЭВа. По состоянию на вечер 30-го сентября доступ к сервисам в тестовой зоне не обеспечен, тестирование сорвано. К сожалению, в эту ловушку попали такие востребованные поставщики как ФНС (как мы поняли – не по своей воле). Почему сервисы не были перенесены на «боевой» сервер не понятно. В большую проблему превратился «простой» Минкомсвязи 1-20 сентября – причины в задержке регистрации готовых сервисов непонятны, результатом явилось скомканное тестирование в последние дни сентября. В целом, скорость принятия решений в Минкомсвязи и Ростелекоме понижалась с ростом должности (в отличие от других участников проекта).

Третье, а что собственно было проверено к 30-му сентября, что признано работающим. Проверку проходила инфраструктура СМЭВ – сервера, настройка vip-net, отчасти инфраструктура электронной подписи и контрольный пример. Именно прохождение контрольного примера фиксируется в протоколах. Проверка возможности получения реальных данных – это задача первой-второй недели октября. По нашим оценкам и оценкам наших коллег, в том числе не являющихся нашими клиентами, на 30-е сентября реально работает 10-20% web-сервисов. При этом наиболее востребованные сервисы не работают (по сервисам ФМС и ПФР у КСК информации нет, мы с ними пока не работали).

Четвертое, про КСК. Мы написали и протестировали десяток сервисов и десяток вызовов web-сервисов, обкатали и доработали свою систему исполнения услуг. Как мы поняли, многие проблемы мы увидели первые, сейчас совместно с разработчиками ряда сервисов занимаемся тестированием. Мы готовы помочь ведомствам, которые не смогли пока реализовать свои электронные сервисы или вызовы сервисов реализовать задачу в кратчайшие сроки.
Мы заканчиваем публикацию информацию о проекте, хотя работы еще не закончены – перерабатываем электронные формы, ждем доработки сервисов от поставщиков, занимаемся внутренней интеграцией системы исполнения услуг и ведомственных систем, будем дописывать работу со справочниками в вызовах web-сервисов (эта часть работы выглядит необъятной).

Комментариев нет:

Отправить комментарий