Этому
сюжету в э-инвентаризационном эпизоде появиться сам бог министр Щеголев велел.
Ну, не так чтобы напрямую велел – я все-таки пока, слава Щеголеву богу,
не его подчиненный. Опосредованно так велел, к моему чувству прекрасного воззвав,
можно даже сказать - возопив. Ибо, как же можно с развитым чувством прекрасного
пройти мимо такой прекрасной темы, как стоимость всего, что у нас на «Э-»
начинается и «Э» в середине имеет, после
того, как министр монументально отлил в Женеве (в смысле – отлил
в граните, находясь в Женеве):
На
сегодняшний день создание "электронного правительства", включая
портал госуслуг и систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
обошлось в 150 миллионов долларов, 60 миллионов долларов из которых были
бюджетные, остальное - средства "Ростелекома".
Я
вот эту фразу теперь во все посты сюжета про «сколько стоит» буду в качестве
эпиграфа вставлять – чтобы она была немым укором мне, сочиняющему всякие гадости
и пасквили про МКС, РТК и лично целый ряд выдающихся э-деятелей.
Ну,
собственно, вступление вступлено – начинаю очередное очернительство.
Для
удобства читателей, все-таки привыкших считать в рублях (да и бюджет у нас в
рублях планируется – это, может, при его исполнении доллары где-то образуются),
я вышеприведенные эталонные цифры все-таки переведу в российскую валюту. По
курсу 30 руб/USD получаем 4,5 млрд всего и 1,8 млрд бюджетных. Вот только у
меня сразу несколько вопросов возникает:
- Первый
(многосерийный такой вопрос – практически вопросительный сериал). Вот это нагло-лингвистическое
выражение «на сегодняшний день» как расшифровать? Откуда мерять
начинать? От начала этого года? От начала министерствования г-на Щеголева?
От утверждения РТК
любимым единственным исполнителем работ? От
запуска первой версии портала госуслуг? Или его уже не нужно считать –
практически же похоронили уже?
- Второй. 1,8 млрд – это только бюджет МКС или
по всем федеральным ведомствам? Вот нашумевший в конце прошлого,
2010-го, и в августе-сентябре нынешнего контракт с РТК на
1,152 млрд – он в эти 1,8 млрд вошел или таки нет? Или эти 1,8 из тех
3,1 млрд, которые по ГП «Информационное общество 2011-2020» на 2011 год
приходятся?
- Третий. А на что еще, кроме портала госуслуг и
СМЭВ, тратились эти 4,5 млрд? Ростелекомовский УЭК (который совсем не
то же самое, что ОАО УЭК) тоже от этих денег чего-то получил? Не, про УЭК
я пока не собираюсь писать – вроде бы, не моя тема. Мне просто таки
интересно, где деньги ушли – как говорят в Одессе.
Честно
говоря, вот прямо сейчас шариться по той же ГП «ИО 2011-2020» (которая вот
таким сокращенным своим названием как бы намекает, что будет у нас Игорь
Олегович министром аж по самое некуда) или порталу закупок гов
zakupki.gov.ru мне лениво – в одном из будущих постов этим займусь. Поэтому,
для начала я попробую оценить затраты на «Э-», методом «Э-Э», то есть,
экспертно-эмпирическим. Эмпирика будет моя, а экспертиза – коллег из компании «КСК»,
материалы которых я уже использовал в двух предыдущих своих постах.
И
уж совсем для начала начну с того, что поближе, т.е. со СМЭВ. Тема на слуху – и
чем дальше, тем больше. Правда, регионального сегмента СМЭВ я касаться не буду,
ибо региональные бюджеты интересуют МКС и РТК только как источники доходов, и
их министр Щеголев точно не считал в своих расходах.
- Первоначальная
стоимость работ – 14,5 млн руб. На конкурс поступила одна заявка – от компании
«ОТР-2000». Цена госконтракта – 13,5 млн руб. Срок выполнения работ – 30 дней
(если считать только рабочие дни, то получается 1,5 месяца).
- Госконтракт
заключен 26.09.2011. Срок исполнения по контракту – декабрь 2011. Контракт
исполнен и закрыт 24.10.2011.
Кстати,
характерно, что конкурс объявлен управлением Россельхознадзора по Ростовской
области, но в качестве мест выполнения работ указаны центральный аппарат РСХН и
управления по Ростовской, Владимирской и Иркутской областям. Понятно, что
работы делаются в интересах, прежде всего, федерального ведомства, но бюджет-то
– региональный. И, по всей видимости, эти 13,5 млн никак не будут учтены
министром Щеголевым в общих затратах на «Э-».
Что
нужно сделать (пересказываю своими словами, любители деталей могут почитать ТЗ):
- Определение
состава госуслуг ведомства, требующих межведомственного взаимодействия
- Актуализация
ТКМВ (видимо, какой-то предварительный вариант уже имеется)
- Обследование
ИС и БД Россельхознадзора на предмет готовности к МВ (кстати, в качестве
БД имеются в виду и бумажные тоже)
- Разработка
веб-сервисов ведомства для МВ (РСХН – поставщик данных). Необходимое
количество веб-сервисов определяется по ТКМВ, размещенным в Реестре МВ. Если
смотреть на сегодняшнее состояние Реестра МВ, ни одного активного
веб-сервиса от РСХН пока так и не зарегистрировано (ну и в мониторинге МВ РСХН
пока никак не обозначился)
- Разработка
вызовов веб-сервисов сторонних ведомств. Объем работы также определяется
по ТКМВ. На сегодняшний день в реестре МВ за Россельхознадзором числится 6
госуслуг, предполагающих МВ-обмен. Перечислять их не буду, скажу только,
что для этих 6-ти услуг требуется, в общей сложности, 7 разных обращений к
сторонним веб-сервисам (по 2-3 обращения в каждой услуге, но в разных
услугах могут вызываться одни и те же веб-сервисы).
13,5
млн за все вышеперечисленное – это адекватная цена или деревообработка
нет?
Для
справки дадим финансовую оценкам работам по межведомственному взаимодействию на
федеральном уровне (обобщим работу по созданию web-сервисов и вызовов
web-сервисов). Работы первой очереди
(без использования справочников) стоят примерно 10 млн руб на одно федеральное
ведомство, вторая очередь (с использованием справочников) потребуют еще около
10 млн руб.
Цифра,
в принципе, неплохо согласуется с приведенной выше конкретикой по конкурсу
Россельхознадзора. Понятно, что оценка «20 млн на ведомство» - это как средняя
температура по дурдому. Ведомство ведомству рознь, и объем работ по СМЭВ
зависит, прежде всего, от того, какое количество своих веб-сервисов и вызовов
сторонних веб-сервисов нужно разработать и внедрить каждому ведомству.
По
первоначальным планам развертывания федеральной СМЭВ (честно – не помню какое
постановление правительства, а искать лениво) система должна охватить 45
ведомств. Если мы просто тупо возьмем
обозначенную выше цифру 20 млн на ведомство и умножим на 45, то получим 900
млн. Это ровно половина от объявленных министром Щеголевым федеральных
расходов на э-правительство «на сегодняшний день». А если мы посчитаем все
федеральные ведомства (круглым счетом 80 – уточню как-нибудь потом), то и вовсе
получим 1,6 млрд. Но все считать как раз и не надо пока – нам же нужно «на
сегодняшний день».
На федеральном уровне заявлено
о создании 106 сервисов. Написано порядка 600-т запросов
web-сервисов (мы отдельно учитываем сервисы всех Потребителей, так как
работы проводились разными исполнителями). По оценкам КСК в проекте участвовало примерно 35 фирм-разработчиков. Во многих
случаях web-сервисы к системам писали авторы этих систем (будем считать, что
это произошло более чем в половине случаев). Как минимум, половина
разработчиков – это квалифицированные команды. Хуже обстоят дела с вызовами
web-сервисов. Как показала практика, разобраться с написанными web-сервисами
зачастую сложно, иногда спасает только помощь разработчика этого сервиса.
Причин несколько – существование двух версий стандарта написания сервиса (1.5 и
2.3.4), низкая квалификация разработчика web-сервиса, нежелание нормально
документировать свою систему (это реально так!), проблемы с настройкой тестовой
среды СМЭВ, смена версии конкретного сервиса, отсутствие документации на
210fz.ru (портал «заброшен» уже две недели). Наша оценка разработки одного web-сервиса составляет 20 человеко-дней
для простых сервисов (ведомство – Поставщик информации), разработка вызова одного web-сервиса
составляет 15-30 человеко-дней (ведомство – Потребитель информации). При этом трудозатраты на вызов тяжёлых
web-сервисов (например, Росреестра) при отсутствии помощи со стороны
разработчиков самих web-сервисов превращаются в исследовательские работы с
неуправляемыми сроками и результатами.
Общий вывод следующий:
трудозатраты на разработку вызовов «чужих» web-сервисов оказались заметно выше
разработки «собственных», что в самом начале было совсем не очевидным.
В
оценку по трудозатратам мы включаем аналитику, разработку собственно
web-сервиса или «клиента» web-сервиса, маршрута исполнения услуги и форм работы
с данными на каждом этапе маршрута, тестирование. Оценка произведена из нашего
опыта разработки 10-ти web-сервисов (это 9% от общего числа разработанных
web-сервисов на федеральном уровне) и 10-ти вызовов web-сервисов для
федерального СМЭВ, а также опыта разработки сервисов в региональных проектах.
Необходимо отметить, что
сделана только часть работы! Причём совсем небольшая. Большую часть
web-сервисов и вызовов web-сервисов необходимо существенно дописывать для
работы с внутренними системами ведомств.
Итак,
на федеральном уровне потрачено порядка
2 100 человеко-дней для разработки web-сервисов (мы не учитываем случаи
значительной переделки систем для крупных ведомств – Росреестр, ФНС, МВД и
т.д.) и порядка 13 500 человеко-дней для
разработки вызовов web-сервисов и их встраивания в приложения.
Дописывание сервисов до
«правильного» состояния может повлечь катастрофические по объему работы (прежде
всего, на стороне Поставщика) – работа с внутренними системами в части
реализация бизнес-логики проверки запроса на стороне информационной системы
Поставщика.
Кстати,
обращаю внимание. Помимо собственно цифр, ради которых я цитировал текст «КСК»,
там обозначен еще огромный ворох проблем, имеющих место быть в разработке СМЭВ.
И весь этот ворох только умножится в разы и на порядки, когда дело дойдет до
реальной работы по региональным СМЭВ. Так что, скоро будет совсем весело...
Переведем
обозначенные выше трудоемкости в человеко-днях в интересующие нас рубли. Для
перевода я буду использовать стоимость одного человеко-месяца (21
человеко-день) разработки в 200 тыс. рублей (эту цифру я недавно видел,
по-моему, у «КСК» же, но искать сейчас не стану – она вроде бы соответствует
рыночной ситуации). Арифметические выкладки не привожу, в итоге получаем (округленно) 150 млн руб.
Честно
скажу, я обескуражен и не очень склонен доверять этой цифре (это мое чувство «правильных
цифр» работает). Потому что выше есть пример только одного ведомства, и этот
пример стоит 13,5 млн руб. Причем, судя по специфике ведомства – это далеко не
самый сложный проект по СМЭВ.
Поэтому
я продолжу свои изыскания. Не то чтобы я очень хотел уесть министра и насчитать
больше, чем ему помощники насчитали – просто хочется приблизиться к истине.
Которая, как известно, то ли где-то там, то ли совсем рядом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий