16 ноября 2011 г.

Э-Реалити. S01E03. «Э-Инвентаризация». P02-1. Сколько стоит «Э-»? Глава I. СМЭВ

Этому сюжету в э-инвентаризационном эпизоде появиться сам бог министр Щеголев велел. Ну, не так чтобы напрямую велел – я все-таки пока, слава Щеголеву богу, не его подчиненный. Опосредованно так велел, к моему чувству прекрасного воззвав, можно даже сказать - возопив. Ибо, как же можно с развитым чувством прекрасного пройти мимо такой прекрасной темы, как стоимость всего, что у нас на «Э-» начинается и «Э» в середине имеет,  после того, как министр монументально отлил в Женеве (в смысле – отлил в граните, находясь в Женеве):
На сегодняшний день создание "электронного правительства", включая портал госуслуг и систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) обошлось в 150 миллионов долларов, 60 миллионов долларов из которых были бюджетные, остальное - средства "Ростелекома".

Я вот эту фразу теперь во все посты сюжета про «сколько стоит» буду в качестве эпиграфа вставлять – чтобы она была немым укором мне, сочиняющему всякие гадости и пасквили про МКС, РТК и лично целый ряд выдающихся э-деятелей.
Ну, собственно, вступление вступлено – начинаю очередное очернительство.

Для удобства читателей, все-таки привыкших считать в рублях (да и бюджет у нас в рублях планируется – это, может, при его исполнении доллары где-то образуются), я вышеприведенные эталонные цифры все-таки переведу в российскую валюту. По курсу 30 руб/USD получаем 4,5 млрд всего и 1,8 млрд бюджетных. Вот только у меня сразу несколько вопросов возникает:
  • Первый (многосерийный такой вопрос – практически вопросительный сериал). Вот это нагло-лингвистическое выражение «на сегодняшний день» как расшифровать? Откуда мерять начинать? От начала этого года? От начала министерствования г-на Щеголева? От утверждения РТК любимым единственным исполнителем работ? От запуска первой версии портала госуслуг? Или его уже не нужно считать – практически же похоронили уже?
  • Второй. 1,8 млрд – это только бюджет МКС или по всем федеральным ведомствам? Вот нашумевший в конце прошлого, 2010-го, и в августе-сентябре нынешнего контракт с РТК на 1,152 млрд – он в эти 1,8 млрд вошел или таки нет? Или эти 1,8 из тех 3,1 млрд, которые по ГП «Информационное общество 2011-2020» на 2011 год приходятся?
  • Третий. А на что еще, кроме портала госуслуг и СМЭВ, тратились эти 4,5 млрд? Ростелекомовский УЭК (который совсем не то же самое, что ОАО УЭК) тоже от этих денег чего-то получил? Не, про УЭК я пока не собираюсь писать – вроде бы, не моя тема. Мне просто таки интересно, где деньги ушли – как говорят в Одессе.
Честно говоря, вот прямо сейчас шариться по той же ГП «ИО 2011-2020» (которая вот таким сокращенным своим названием как бы намекает, что будет у нас Игорь Олегович министром аж по самое некуда) или порталу закупок гов zakupki.gov.ru мне лениво – в одном из будущих постов этим займусь. Поэтому, для начала я попробую оценить затраты на «Э-», методом «Э-Э», то есть, экспертно-эмпирическим. Эмпирика будет моя, а экспертиза – коллег из компании «КСК», материалы которых я уже использовал в двух предыдущих своих постах.

И уж совсем для начала начну с того, что поближе, т.е. со СМЭВ. Тема на слуху – и чем дальше, тем больше. Правда, регионального сегмента СМЭВ я касаться не буду, ибо региональные бюджеты интересуют МКС и РТК только как источники доходов, и их министр Щеголев точно не считал в своих расходах.

Вот давайте посмотрим – Конкурс на межведомственное взаимодействие от Россельхознадзора (ссылку даю на сайт госзакупок, но наводка была от «КСК»).
  • Первоначальная стоимость работ – 14,5 млн руб. На конкурс поступила одна заявка – от компании «ОТР-2000». Цена госконтракта – 13,5 млн руб. Срок выполнения работ – 30 дней (если считать только рабочие дни, то получается 1,5 месяца).
  • Госконтракт заключен 26.09.2011. Срок исполнения по контракту – декабрь 2011. Контракт исполнен и закрыт 24.10.2011.
Кстати, характерно, что конкурс объявлен управлением Россельхознадзора по Ростовской области, но в качестве мест выполнения работ указаны центральный аппарат РСХН и управления по Ростовской, Владимирской и Иркутской областям. Понятно, что работы делаются в интересах, прежде всего, федерального ведомства, но бюджет-то – региональный. И, по всей видимости, эти 13,5 млн никак не будут учтены министром Щеголевым в общих затратах на «Э-».

Что нужно сделать (пересказываю своими словами, любители деталей могут почитать ТЗ):
  • Определение состава госуслуг ведомства, требующих межведомственного взаимодействия
  • Актуализация ТКМВ (видимо, какой-то предварительный вариант уже имеется)
  • Обследование ИС и БД Россельхознадзора на предмет готовности к МВ (кстати, в качестве БД имеются в виду и бумажные тоже)
  • Разработка веб-сервисов ведомства для МВ (РСХН – поставщик данных). Необходимое количество веб-сервисов определяется по ТКМВ, размещенным в Реестре МВ. Если смотреть на сегодняшнее состояние Реестра МВ, ни одного активного веб-сервиса от РСХН пока так и не зарегистрировано (ну и в мониторинге МВ РСХН пока никак не обозначился)
  • Разработка вызовов веб-сервисов сторонних ведомств. Объем работы также определяется по ТКМВ. На сегодняшний день в реестре МВ за Россельхознадзором числится 6 госуслуг, предполагающих МВ-обмен. Перечислять их не буду, скажу только, что для этих 6-ти услуг требуется, в общей сложности, 7 разных обращений к сторонним веб-сервисам (по 2-3 обращения в каждой услуге, но в разных услугах могут вызываться одни и те же веб-сервисы).
13,5 млн за все вышеперечисленное – это адекватная цена или деревообработка нет?

Вот оценка «КСК» - на основании их собственного опыта:
Для справки дадим финансовую оценкам работам по межведомственному взаимодействию на федеральном уровне (обобщим работу по созданию web-сервисов и вызовов web-сервисов). Работы первой очереди (без использования справочников) стоят примерно 10 млн руб на одно федеральное ведомство, вторая очередь (с использованием справочников) потребуют еще около 10 млн руб.

Цифра, в принципе, неплохо согласуется с приведенной выше конкретикой по конкурсу Россельхознадзора. Понятно, что оценка «20 млн на ведомство» - это как средняя температура по дурдому. Ведомство ведомству рознь, и объем работ по СМЭВ зависит, прежде всего, от того, какое количество своих веб-сервисов и вызовов сторонних веб-сервисов нужно разработать и внедрить каждому ведомству.

По первоначальным планам развертывания федеральной СМЭВ (честно – не помню какое постановление правительства, а искать лениво) система должна охватить 45 ведомств. Если мы просто тупо возьмем обозначенную выше цифру 20 млн на ведомство и умножим на 45, то получим 900 млн. Это ровно половина от объявленных министром Щеголевым федеральных расходов на э-правительство «на сегодняшний день». А если мы посчитаем все федеральные ведомства (круглым счетом 80 – уточню как-нибудь потом), то и вовсе получим 1,6 млрд. Но все считать как раз и не надо пока – нам же нужно «на сегодняшний день».

Но давайте еще почитаем и посчитаем. Вот более развернутые оценки «КСК» - весьма актуальные, дата публикации 27.10.2011:
На федеральном уровне заявлено о создании 106 сервисов. Написано порядка 600-т запросов web-сервисов (мы отдельно учитываем сервисы всех Потребителей, так как работы проводились разными исполнителями). По оценкам КСК в проекте участвовало примерно 35 фирм-разработчиков. Во многих случаях web-сервисы к системам писали авторы этих систем (будем считать, что это произошло более чем в половине случаев). Как минимум, половина разработчиков – это квалифицированные команды. Хуже обстоят дела с вызовами web-сервисов. Как показала практика, разобраться с написанными web-сервисами зачастую сложно, иногда спасает только помощь разработчика этого сервиса. Причин несколько – существование двух версий стандарта написания сервиса (1.5 и 2.3.4), низкая квалификация разработчика web-сервиса, нежелание нормально документировать свою систему (это реально так!), проблемы с настройкой тестовой среды СМЭВ, смена версии конкретного сервиса, отсутствие документации на 210fz.ru (портал «заброшен» уже две недели). Наша оценка разработки одного web-сервиса составляет 20 человеко-дней для простых сервисов (ведомство – Поставщик информации), разработка вызова одного web-сервиса составляет 15-30 человеко-дней (ведомство – Потребитель информации). При этом трудозатраты на вызов тяжёлых web-сервисов (например, Росреестра) при отсутствии помощи со стороны разработчиков самих web-сервисов превращаются в исследовательские работы с неуправляемыми сроками и результатами.

Общий вывод следующий: трудозатраты на разработку вызовов «чужих» web-сервисов оказались заметно выше разработки «собственных», что в самом начале было совсем не очевидным.

В оценку по трудозатратам мы включаем аналитику, разработку собственно web-сервиса или «клиента» web-сервиса, маршрута исполнения услуги и форм работы с данными на каждом этапе маршрута, тестирование. Оценка произведена из нашего опыта разработки 10-ти web-сервисов (это 9% от общего числа разработанных web-сервисов на федеральном уровне) и 10-ти вызовов web-сервисов для федерального СМЭВ, а также опыта разработки сервисов в региональных проектах.

Необходимо отметить, что сделана только часть работы! Причём совсем небольшая. Большую часть web-сервисов и вызовов web-сервисов необходимо существенно дописывать для работы с внутренними системами ведомств.

Итак, на федеральном уровне потрачено порядка 2 100 человеко-дней для разработки web-сервисов (мы не учитываем случаи значительной переделки систем для крупных ведомств – Росреестр, ФНС, МВД и т.д.) и порядка 13 500 человеко-дней для разработки вызовов web-сервисов и их встраивания в приложения.

Дописывание сервисов до «правильного» состояния может повлечь катастрофические по объему работы (прежде всего, на стороне Поставщика) – работа с внутренними системами в части реализация бизнес-логики проверки запроса на стороне информационной системы Поставщика.

Кстати, обращаю внимание. Помимо собственно цифр, ради которых я цитировал текст «КСК», там обозначен еще огромный ворох проблем, имеющих место быть в разработке СМЭВ. И весь этот ворох только умножится в разы и на порядки, когда дело дойдет до реальной работы по региональным СМЭВ. Так что, скоро будет совсем весело...

Переведем обозначенные выше трудоемкости в человеко-днях в интересующие нас рубли. Для перевода я буду использовать стоимость одного человеко-месяца (21 человеко-день) разработки в 200 тыс. рублей (эту цифру я недавно видел, по-моему, у «КСК» же, но искать сейчас не стану – она вроде бы соответствует рыночной ситуации). Арифметические выкладки не привожу, в итоге получаем (округленно) 150 млн руб.

Честно скажу, я обескуражен и не очень склонен доверять этой цифре (это мое чувство «правильных цифр» работает). Потому что выше есть пример только одного ведомства, и этот пример стоит 13,5 млн руб. Причем, судя по специфике ведомства – это далеко не самый сложный проект по СМЭВ.

Поэтому я продолжу свои изыскания. Не то чтобы я очень хотел уесть министра и насчитать больше, чем ему помощники насчитали – просто хочется приблизиться к истине. Которая, как известно, то ли где-то там, то ли совсем рядом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий