1 апреля 2010 г.

Портал госуслуг. S01E02. «Тест-драйв». P05. Регистрационный квест

Общеизвестная истина – кто ищет приключений на свою задницу, тот всегда найдет…
Итак, как я уже успел сообщить в предыдущем посте, я сделал ЭТО. Я прошел первый уровень квеста «Зарегистрируйся на портале госуслуг»! Полученное «наградное письмо» от портала я уже публиковал, но похвастаюсь еще раз:


В принципе, поскольку повторить героический путь регистрации на «портале» удалось, как минимум, еще паре человек, пишущих в ЖЖ неподалеку, я не буду рассказывать все уж слишком подробно и картинок покажу немного (хотя скриншотил каждый свой шаг).

Теперь обо всем по порядку.

  1. Ситуацию в первой половине дня те, кто пытался пройти квест, хорошо помнят – намеки на возможность регистрации то появлялись, то исчезали. Если ссылка «Зарегистрироваться» присутствовала на экране, то следующий экран оказывался старой картонной дурилкой, которую мы наблюдали предыдущие три с половиной месяца. Когда же «морда» портала время от времени обновлялась (демонстрируя, что кодеры не зря свои штаны протирают где-то в недрах Оператора портала), система начинала тупо требовать СНИЛС и пароль, не давая ни малейшего намека на то, как же все-таки пройти регистрацию.
  2. Примерно около 4-х часов дня на просторах ЖЖ появилась секретная прямая ссылка - http://www.gosuslugi.ru/ru/clients/reg/, пройдя по которой можно было реально начать процедуру регистрации. Ссылка была нарыта где-то в Гугле. Стало ясно, что это такой специальный стелс-режим у «портала» имеется – чтобы врагов обманывать.
  3. И пошел я, куда меня ссылка послала… А, чуть не забыл! Во-время одной из неудачных попыток начать регистрацию мне на комп загрузился сертификат Ростелекома для установления SSL-соединения. Ну, не сам, конечно, загрузился – я ему помог (я давно уже бездумно на «ОК» не жму, когда мне это браузер предлагает – сначала проверяю, что и к чему). А вот уж потом я пошел по той самой стелс-ссылке. Пришел на страницу с предварительной объяснялкой. Вот она на картинке, на ней все шаги процедуры регистрации перечислены:

  1. Дальше был шаг 1 – заполнение анкеты. В верхней половине анкеты нужно было ввести: ФИО, дату рождения, СНИЛС, ИНН, номер мобильного и адрес E-Mail. Все поля обязательные. В нижней половине нужно было ввести почтовый адрес, на который будет доставлено заказное письмо с кодом активации. Вот, кстати, ответ на вопрос, который интересовал многих – вводить можно любой адрес, не обязательно адрес официальной регистрации.
В самом низу анкеты – поля для ввода пароля (стандартный вариант – нужно придумать пароль самому и подтвердить его повторным вводом; есть подсказка насчет повышения стойкости пароля, но есть ли процедура, которая тестирует пароль на стойкость, я не проверял) и поля для задания контрольного вопроса, используемого процедурой восстановления забытого пароля. Стандартно предусмотрены 3 варианта вопроса: девичья фамилия матери, школьное прозвище и любимое блюдо; можно также придумать свой вопрос и задать ответ для него – я именно так и поступил. А, опять чуть не забыл – в самом низу была каптча, знакомая всем, кто уже пытался поинтерактивничать с «порталом» (например, через форму отправки сообщения). Уже зная, что каптча на «портале» обычно срабатывает со второй попытки, я, тем не менее, очень аккуратно ввел все цифры и страшно удивился, что система не сообщила, по своему обыкновению, об ошибке, а вывела мне новую страничку (см. п.5).
  1. После заполнения анкеты и ввода каптчи система вывела страничку сгенерированного персонального заявления о моем согласии на обработку персональных данных и принятии условий пользовательского соглашения (само соглашение можно было прочитать, нажав на ссылку). Внизу заявления были две ссылки – «Подтверждаю» и «Не подтверждаю». Я нажал на «Подтверждаю» и… Правильно, получил сообщение об ошибке при вводе каптчи :)


С третьей попытки (видимо, это усиленная процедура, с дополнительной защитой) я все-таки каптчу одолел. После этого система сообщила мне, что я успешно прошел шаг заполнения анкеты, и что на адрес моей электронной почты отправлено письмо с описанием дальнейших необходимых действий.
  1. Шаг 2 – подтверждение адреса электронной почты. Письмо было стандартным вариантом подтверждения – в нем была ссылка, по которой нужно было пройти на «портал», и код подтверждения, который нужно было там ввести в специальной форме. Форма простая, однострочная, код из 6 буквенно-цифровых символов.
  2. Дальше был шаг 3 – подтверждение номера мобильного телефона. Форма содержала строку с номером телефона, введенным при заполнении анкеты (в этот момент номер можно было изменить) и кнопку «Получить код». После нажатия кнопки на телефон пришла СМС-ка с телефонным кодом подтверждения (6 цифр), одновременно на портале появилась форма, куда этот код нужно было ввести. Я ввел – и попал на шаг 4.
  3. Шаг 4 – онлайновая проверка СНИЛС и ИНН. Этот шаг был самым трудным. После нажатия на кнопку «Проверить» система выдала уже вполне традиционное сообщение об ошибке (правда, немножко не по-русски написанное, но это мелочи):

Как выяснилось впоследствии, этот шаг оказался самым сложным. С виду-то в нем ничего сложного не было – нужно было просто тупо раз за разом нажимать на кнопку «Проверить» и раз за разом получать от системы сообщение «Сервис проверки достоверность СНИЛС на данный момент недоступен…» У меня эти попытки продолжались около 12-ти минут (я это определил позднее по времени формирования скриншотов). Наконец, после одного из нажатий система вздохнула, сдалась и выдала мне финальную страницу, на которой я должен был подтвердить адрес почтовой доставки заказного письма с кодом активации сервиса «Личный кабинет».


С русским языком на этой страничке тоже была небольшая беда, но я уже привычно не обратил на это внимание.

  1. Наконец, после подтверждения адреса почтовой доставки система вывела финальную страницу с благодарностью за регистрацию. Одновременно в мой почтовый ящик упало письмо, которое подтверждало завершение процесса подачи заявки на регистрацию. Это письмо понадобится, когда придет код активации «Личного кабинета» - в нем есть ссылка на форму ввода кода активации. Кстати, сама эта форма уже есть на портале.
Ну вот, собственно, и все. Теперь будем ждать, как свою часть процесса отработает Почта России. По любому, раньше середины апреля письмо с кодом ждать не приходится. Хотя – кто знает…

А, да. К вечеру, наконец, ссылка на начало регистрации вышла из стелс-режима и заняла, вроде бы, постоянное и логичное место – на странице авторизации при входе в личный кабинет.


Но один вопрос у меня все-таки после сегодняшней чехарды остался. Какого х Почему то, что было сделано к сегодняшнему вечеру, нельзя было отладить и настроить накануне??

Комментариев нет:

Отправить комментарий