14 мая 2010 г.

Беззащитность персональных данных

У меня есть любимая машина. Конечно, не такая, как на КДПВ :), но ненамного хуже – почти новая, скоро год исполнится, как я на ней рассекаю. И вот именно потому, что «скоро год», и появился этот пост.


Когда я год назад покупал машину, то, естественно, застраховал ее по КАСКО. Ведь жить моей машинке, как и большинству московских автомобилей, предстояло практически под забором, без надежды на гараж. Помните фразу за кадром в гениальном фильме «Берегись автомобиля», относящуюся к владельцу «Волги»: «Мысль о том, что пять с половиной тысяч попросту брошены на мостовой и к тому же снабжены колесами, не давала ему покоя»? Вот и мне предстояло ежедневно и еженощно бросать на мостовой снабженные колесами куда как больше, чем пять с половиной тысяч (и заметьте – не рублей!). А с КАСКО я был спокоен и днем, и ночью. Идиллия продолжалась почти год и закончилась около месяца назад.

Нет, с машиной все в порядке (тьфу-тьфу…). Но примерно месяц назад на моем телефоне раздался звонок (номер опознался, но был мне незнаком), и когда я ответил, звонивший голосом судебного пристава произнес:
- Альберт Владимирович, мы хотим напомнить, что у вас страховка на машину заканчивается. Что думаете делать?
Сначала я слегка прифигел, но быстро пришел в себя, вспомнил все, что к этому времени успел прочитать про страховых брокеров и задал встречный вопрос:
- А вы, собственно, из каких будете?
- Национальный брокерско-разброкерский страховой-перестраховой супер-пупер-центр, бла-бла-бла…
- Ну и чего вы от меня хотите?
- Хотим предложить вам свои услуги…
Естественно, товарищ был послан – быстро и далеко.
Про то, что мои персональные данные были «слиты» страховым брокерам, я, конечно же, догадался, но тогда не придал этому факту особого значения. А зря…

На следующий день позвонила девушка с приятным голосом (хотя по телефону, наверное, у всех девушек приятные голоса). Она усыпила мою антистрахоброкерскую бдительность тем, что сказала, что она якобы из салона, где я покупал машину. В салоне, действительно, сидят страховые брокеры, и мой годичной давности опыт общения с ними был вполне положителен – предложенный тогда вариант страховки оказался приемлемым по стоимости и достаточно надежным (довелось проверить на практике). Поэтому я расслабился, и позволил себя разболтать – т.е., сам бездарно «слил» всю информацию, необходимую для расчета стоимости страхового полиса. Девушка попрощалась, пообещав назавтра перезвонить с вариантами расчетов – и исчезла из моей жизни навсегда. Видимо, посчитав, поняла, что счастья у меня с ее вариантами не будет.

Потом позвонила другая девушка (вообще, по моим наблюдениям, среди страховых брокеров девушковый пол преобладает) и сказала, что моя страховая компания «УжасСтрах» (название было, конечно, не такое, но правильное) сама не справляется (sic!) с продлением страховых полисов и поэтому передала информацию по клиентам им – самым лучшим страховым брокерам во Вселенной. Со всей моей вежливостью и приятностью в голосе была послана – не люблю дешевых разводок.

Позвонил мальчик, сказал, что он таки из самой компании «УжасСтрах». И следующая же его фраза была: «Скажите, а вы точно хотите остаться на обслуживании в компании «Ингосстрах» (это название реальное – А.Б.)?». Я переспросил (хотя и так уже все было ясно): «А вы точно из «УжасСтраха»?» Мальчик покраснел – это было слышно даже по телефону, и, заикаясь признался, что он нетрадиционной брокер.

За почти месяц, прошедший после первого звонка, не было дня, чтобы меня не доставали брокеры (вот, кстати, а сегодня никто не звонил – странно даже…). В какой-то из дней у брокеров, видимо, было обострение – позвонили около десяти раз. Я терпеливо дожидался, когда мне скажут: «Здравствуйте, мы из страх…» - и говорил «До свиданья!».

Однажды я сам, по собственной воле, заполнил заявку на расчет вариантов на сайте одного из брокеров. На следующий день позвонил мальчик, сказал, что он из этих самых брокеров и захотел в разговоре со мной уточнить информацию по каждому пункту заявки – типа, действительно ли я родился тогда-то, действительно ли буду вписывать в полис только себя и т.д. Когда я сказал ему, что, заполняя заявку, находился в здравом уме и полной памяти (или как там формулируется в завещаниях?), что к заполнению каждого пункта отнесся очень ответственно, что сам все перепроверил перед отправкой, он смог ответить мне только, что заботился о том, чтобы не тратить мое время понапрасну, присылая неадекватные расчеты. Пришлось ему объяснить, что его переспрос пунктов заявки как раз таки и есть трата моего времени и неадекват.

Ну, пожалуй, хватит… Хотя до окончания действия текущего полиса у меня еще есть почти две недели, и шансы пополнить коллекцию брокерских перлов достаточно высоки. Если попадется что-то интересное, опубликую. Ведь сейчас я и сам веду разговоры с ними гораздо более агрессивно – интересуюсь, где взяли номер моего телефона, обвиняю в хищении персональных данных, пугаю уголовной ответственностью.

Конечно, где-то посреди всей этой эпопеи мне стало интересно – а реально ли вчинить иск за несанкционированную передачу моих персональных данных брокерам? В том, что передача была несанкционированная (а не на основании какой-то незаметной галочки мелким шрифтом в подписанном мной заявлении), я абсолютно уверен – перепроверил копии всех имеющихся у меня страховых бумаг. И источник «утечки» совершенно очевиден – те самые приятные девушки в автосалоне, где я покупал машину. Но… Погуглил Яндекс, почитал форумы – и понял, что шансов практически нет. А если даже и удалось бы подать иск и выиграть в суде (хотя это – уже из области абсолютно ненаучной фантастики), то овчинка точно не стоит выделки – штрафные санкции там совсем смешные.

5 комментариев:

  1. ...шансов практически нет

    Не совсем так! К тому же лучше обращаться не в суд, а в контролирующий орган или прокуратуру.

    ...штрафные санкции там совсем смешные

    Это так, но контролирующий орган вправе также приостановить деятельность компании-нарушителя - и вот такое наказание уже совсем не смешное.

    ОтветитьУдалить
  2. "Что знают двое, знает и свинья" (немецкая послоаица об информационной безопасности).

    В моем случае любая идея подачи заявления куда угодно (хоть в Лигу Сексуальных Реформ, как в свое время советовал Михаиду Самуэлевичу Остап Ибрагимович) абсолютно бесперспективна. На кого жаловаться? На страховую компанию или страховых брокеров?
    СК скажет, что у них с персоанльными данными все ОК - мышь носа не подточит, комар не проскользнет незамеченным. А в салоне, где сидят брокеры, компы "колхозные", за ними по 4-5 человек посменно работают. Что - контролирующий орган будет проводить расследование об утечке? Не думаю.

    ОтветитьУдалить
  3. Жаловаться можно и на тех, и на других - СК незаконно передала Ваши ПД, а брокеры незаконно их обрабатывают. Естественно, хорошо бы иметь какие-то доказательства - на слово никто не поверит, а расследования проводить, как Вы правильно заметили, никто не станет.

    Обращаться лучше в Роскомнадзор (http://www.rsoc.ru/). Можно, кстати, по базе на этом сайте "пробить" СК, и если она не зарегистрировалась как оператор ПД - то будет повод на неё "наехать", и никакое расследование тут уже не понадобится! :))

    ОтветитьУдалить
  4. Дело в том, что СК не передавала мои ПД брокерам - изначально я как раз и страховался через брокера, сидящего в салоне. И канал утечки, думаю, именно из салона начинается.
    Кстати, за неделю, что у меня осталась до истечения срока полиса (т.е. пока мне еще будут названивать брокеры), я постараюсь этот канал все-таки определить.
    А СК, в которой сейчас застрахован, достаточно большая и с соблюдением закона о ПД у нее все в порядке - как оператор ПД она зарекгистрирована.

    ОтветитьУдалить
  5. В продолжение брокерских приколов...
    В прошедшую пятницу очередной звонок по телефону. Звонит мальчик, представляется, что он из "отдела пролонгации" банка, где у меня оформлен автокредит. Ну, думаю, сейчас будет грузить на тему, что я должен предоставить полис на следующий год. Но вместо этого он изъявляет желание сам помочь мне этот полис просчитать-оформить. И начинается знакомая песня:
    - Не могли бы мы с вами уточнить данные по вашей машинке?
    - Не могли бы, т.к. если вы из отдела пролонгации банка, то как раз таки у вас в банке находится в залоге ПТС моей машины, где все данные уже есть
    - Ну-у-у, ПТС в другом отделе, его нужно искать, время тратить...
    - А тратить мое время вы считаете нормальным?

    В конце концов, я решил проверить, что это за "отдел пролонгации". Спросил у мальчика, могу ли я перезвонить по опознавшемуся у меня на мобильном номеру телефона (кстати, не мобильному, а городскому). Он сказал, что, конечно же... Я перезваниваю и попадаю на автоответчик Правительства Москвы, причем, никакого выхода на ресепшен не происходит - либо я должен ввести внутренний номер, либо - до свиданья.

    Сегодня (в понедельник) еще один звонок из "отдела пролонгации". Я, уже не стесняясь, "спускаю собак" на очередного "Игоря" и сообщаю ему, что не понимаю, как "отдел пролонгации" связан с Правительством Москвы. Мальчик пожелал мне удачи на дорогах, на что я мысленно ответил ему. что не дождется :)...

    ОтветитьУдалить