21 февраля 2010 г.

Э-Правительство. S01E01. «Системный проект». P01. Нарышкин сердится…

Безусловно, «системному проекту» уготована одна из главных ролей в римейке действа, называемого «Электронное правительство» (почему употреблен термин «римейк», думаю, объяснять не надо).
Со школьных времен я помню триадную формулу изготовления правильного сочинения по литературе - «завязка – кульминация – развязка». Ну что там еще будет с кульминацией и развязкой – это, как говорится, доживем-увидим. А вот завязка с «системным проектом» очень даже ничего такая получается. Да и с сериальной точки зрения, по-моему, вполне логично и общепринято делать серьезный сюжетный акцент в первом же эпизоде. Так что, начну с «системного проекта». В один пост первый эпизод, судя по всему, не уложится, поэтому я введу дополнительную нумерацию постов в рамках эпизода, как уже делал раньше.

За неполных полторы недели (если считать с момента опубликования текста «системного проекта» в блоге Ильи Пономарева – 12 февраля) и менее, чем за неделю (если считать с даты проведения президентского Совета по информационному обществу – 16 февраля) «системный проект» и ситуация вокруг него стали весьма обсуждаемыми темами в интернете – как в официальных изданиях, так и в блогосфере.

Вслед за постом И.Пономарева появилась публикация на сайте «ВебПланета» под весьма красноречивым названием – «"Электронное правительство" исследовали за 70 миллионов»:
Министерство связи и массовых коммуникаций потратило 70 с лишним миллионов рублей на исследование для программы «Электронного правительства». Эксперты отмечают, что вышедший из под пера исследователей текст устарел на несколько лет. […]
Что же касается текста документа, то в нем говорится о целях создания «инфраструктуры электронного правительства», а также о терминах и определениях, касающихся электронного правительства, направлениях работы по осуществлению программы, предоставлению госуслуг в электронном виде, о межведомственном взаимодействии, о информационно-технологических инфраструктурах и других чрезвычайно важным вопросах.
Даже удивительно, что такой важный документ был утвержден в 2010 году, когда, казалось бы, т.н. «электронное правительство» должно вот-вот заработать – как минимум портал госуслуг был запущен несколько месяцев назад, а высокопоставленные чиновники активно говорят о том, как их (услуги) теперь предоставлять гражданам. […]
Отметим, что фундаментом для «Системного проекта на создание и эксплуатацию инфраструктуры электронного правительства» стал в том числе и опрос населения из нескольких десятков субъектов РФ по вопросам получения ими госуслуг (как отдельными гражданами, так и юридическими лицами). Этот факт выглядит почти трогательным, если ещё раз вспомнить, что строительство «электронного правительства» ведется не первый год. […]
Впрочем, примерно в середине текста (с. 158) исследователи сами объясняют причину появления такого документа: «На конец 2009 г. в России отсутствует нормативное определение понятие «государственной услуги» и полностью не преодолен даже информационный этап, заключающийся в размещении в открытом доступе в сети Интернет информации о порядке предоставления государственных услуг и выполнения государственных функций, а также иной информации, подлежащей публикации на официальных сайтах ведомств».
Таким образом, нормативные понятия отсутствуют, зато работа ведется.

Я не случайно выделил в процитированном тексте цифру расходов на «системный проект». Поскольку в разных публикациях (в том числе, и в тех, что я буду цитировать далее) эта цифра достаточно сильно варьируется, приведу первоисточник размера бюджета - Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 721. Указанное постановление утвердило изменения в программе «Электронная Россия» на период 2009-2010 годов. Формально изменения вносились в программу, рассчитанную на 2002-2010 годы, но понятно, что изменять что-то в части текста, относящейся к периоду до 2009 года, не было никакого смысла. А вот изменения на 2009-2010 год – вещь весьма интересная и актуальная, особенно в части распила распределения бюджетов на различные нужные проекты. В приложении № 5 к федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010)» как раз и содержится план мероприятий на 2009-2010 годы – со сроками и бюджетами каждого мероприятия. Раздел I в этом плане называется «Проектирование инфраструктуры электронного правительства» и содержит 2 (два) мероприятия:
  1. Анализ уровня развития информационных и телекоммуникационных технологий и их использования гражданами, организациями и органами государственной власти.
  2. Анализ информационных процессов межведомственного взаимодействия, а также подготовка системного и технического проекта на создание и эксплуатацию на территории Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства.
Бюджет первого мероприятия – 65 млн рублей, бюджет второго – 75,38 млн рублей. Потратить эти 140 с «хвостиком» миллионов предполагается в следующие сроки (это уже в приложении № 6):
  • По мероприятию 1 (65 млн) – 50 млн в 2009 году, 15 млн в 2010 году.
  • По мероприятию 2 (75,38 млн) – 70,38 млн в 2009 году, 5 млн в 2010 году.
Напомню, что постановление № 721 принято в сентябре 2009 года, т.е. на растрату 120 миллионов выполнение основного объема аналитических работ оставалось чуть более 3-х месяцев. Но чиновников сжатые сроки не пугают – тратить бюджетные деньги быстро и без следа выполнять работы качественно и своевременно они умеют очень хорошо…

Возвращаюсь к хронологии публикаций о «системном проекте». В день заседания президентского Совета заметка об этом событии появилась на портале РБК (точнее, в технологическом блоке этого портала – Cnews). Название у нее было достаточно неординарным - «Проект «Электронного правительства» обсудят с народом»:
Сегодня, 16 февраля, в Москве состоялось заседания совета при Президенте РФ по развитию информационного общества. Сам Дмитрий Медведев на заседании не присутствовал, проводил совет глава его администрации Сергей Нарышкин. Собравшиеся чиновники обсуждали программу «Электронное правительство», рассказал CNews Андрей Свириденко, председатель правления группы компаний Spirit, также присутствовавший на совещании.
В ходе заседания прозвучало много критики от участников – в частности, о том, что в текущей редакции системного проекта «Электронное правительство» (объем документа - 460 страниц) не прописаны ни архитектура системы, ни ответственное ведомство (ведь «Ростелеком» - только исполнитель), говорит Свириденко.
Юрий Лужков, по словам главы Spirit, «эмоционально настаивал, что нужна единая архитектура и жесткие требования "сверху" к региональным и муниципальным системам для их интеграции с федеральным уровнем». Руководитель департамента информатизации Минздравсоцразвития Олег Симаков отвечал, что за последние 10 лет много ПО и оборудования уже и закуплены и внедрены, многие ведомственные системы работают, приводил многочисленные примеры и призывал к тому, что будет разумно использовать существующий задел. […]
По информации CNews, разработкой системного проекта «Электронного правительства» занимались Высшая школа экономики и Академия народного хозяйства. Представитель ВШЭ сообщил CNews, что обсуждаемый на совете документ – "это не системный проект, а некая аналитика, часть которой будет включена в системный проект". Сам документ, по его словам, будет готов на этой неделе и отправлен в Минкомсвязи.
Советник министра связи Илья Массух заявил CNews, что не считает правильным обсуждать системный проект «Электронного правительства» на президентском совете. По его мнению, документ должен обсуждаться публично в среде специалистов. Как сообщили CNews в Минкомсвязи, проект в скором времени будет обнародован для обсуждения всеми заинтересованными участниками процесса. […]

Все выделения текста жирным шрифтом в вышеприведенных цитатах – мои. Прокомментирую эти выделенные фрагменты:
  • РБК – весьма политкорректный сайт. Почти каждая фраза в любой публикуемой заметке тщательно взвешивается и шлифуется. Поэтому, если РБК пишет, что «прозвучало много критики», можно представить, что реально происходило на Совете.
  • Цитирование Лужкова – из серии «Умри, Денис – лучше не скажешь». Всемирно известный пчеловод, разгонятель туч и разрушитель незаконно возведенных построек предстает перед нами в новой ипостаси – системного архитектора и интегратора (два в одном – как шампунь «Head & Shoulders»).
  • ВШЭ и АНХ, похоже, попали… И, похоже, что они сами это поняли – не зря же появился пассаж про «некую аналитику».
  • Давненько г-н Массух не «светился» в СМИ – почти два месяца, с достопамятной PR-карусели по поводу запуска «портала госуслуг» о нем ничего не было слышно (я специально периодически проверял). Но в этот раз г-ну Массуху уже не до пиара – надо прикрывать и свой собственный зад, и филейную часть шефа… Кстати, на следующий день более развернутая версия высказывания советника министра появилась и на сайте Минкомсвязи (я ее процитирую и прокомментирую позже, в отдельном посте).
В следующие 2-3 дня после заседания Совета  изложение отдельных фрагментов происходившего там появлялись в различных СМИ. К сожалению, до настоящего времени ни стенограммы, ни хотя бы сколько-нибудь подробного и целостного изложения заседания не появилось нигде. Краткий пересказ повестки заседания удалось найти только в максимально официальной и благопристойной новости с сайта ИРИО (Институт Развития Информационного Общества):
16 февраля 2010 года состоялось заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации.
Вел заседание руководитель Администрации Президента Российской Федерации, первый заместитель председателя Совета, председатель президиума Совета С.Е. Нарышкин.
Доклад Министерства связи и массовых коммуникаций РФ  "О системном проекте создания инфраструктуры электронного правительства в Российской Федерации" представил заместитель Министра А.А. Солдатов.
На основе системного проекта в течение 2010 года будет разработан технический проект, описывающий функциональные и технические требования к составу, структуре и характеристикам программных и технических средств автоматизации информационных процессов оказания государственных услуг и обеспечивающий реализацию единых методологических и технологических подходов к формированию электронного правительства в России.
Советник Президента и секретарь Совета Л.Д. Рейман выступил с докладом "Об организации мониторинга и контроля исполнения плана реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года, а также подготовки и утверждения планов мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в субъектах Российской Федерации".
Мэр Москвы, член Совета, руководитель Межведомственной рабочей группы по вопросам сокращения различий между субъектами РФ по уровню информационного развития Ю.М. Лужков рассказал о направлениях методического обеспечения создания электронного правительства в субъектах Российской Федерации.
В заседании президиума принял участие председатель Совета директоров Института развития информационного общества, заместитель руководителя экспертно-консультативной группы Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в РФ  Ю.Е. Хохлов.  

Похоже, что новость публиковали исключительно ради освещения того факта, что в заседании принимал участие любимый председатель Мао председатель Совета директоров ИРИО г-н Хохлов (вообще, занятная контора этот ИРИО. Сейчас ничего о нем писать не буду, но, как говорится, «возьму на карандаш»). Ну, по крайней мере, из этой новости стали понятны основные действующие лица – замминистра Минкомсвязи А.А.Солдатов, мэр Москвы Ю.М.Лужков и экс-министр Мининформсвязи, а ныне советник Президента Л.Д.Рейман. Кстати, на активность г-на Реймана в направлении «электронного правительства» в ближайшее время тоже нужно будет обратить внимание. Не зря же он выступал с докладом «Об организации мониторинга и контроля исполнения…». Похоже, именно г-н Рейман станет (если уже не стал) «государевым оком», призванным присматривать за деятельностью Минкомсвязи, вновь созданной комиссии Собянина и прочих «электронно-правительственных строителей». А почему бы и нет? Ведь первую реинкарнацию «Электронной России» г-н Рейман успешно завалил – т.е., как не надо делать, он очень хорошо знает :).

18 февраля в онлайновой версии газеты «РБК Daily» появился комментарий А.Дементьева «Незачет министру связи» с подзаголовком «Работу Минкомсвязи над электронным правительством признали «неудовлетворительной»»:
Заседание президиума Совета при президенте по развитию информационного общества признало «неудовлетворительной» работу министра связи Игоря Щеголева. Так глава администрации президента Сергей Нарышкин отозвался о проекте Минкомсвязи по созданию инфраструктуры электронного правительства. Заинтересованные ведомства получили документ только 12 февраля, не все смогли его прочитать, но даже беглого анализа хватило, чтобы отправить проект на доработку. […]
Вчера на президиуме Совета при президенте по развитию информационного общества рассматривались два основных вопроса. Первый как раз был посвящен электронному правительству. Проект, предоставленный Минкомсвязи, был признан неудовлетворительным и вызвал много вопросов у ведомств, которым его направили на согласование, сообщил один из участников президиума. «Проект не одобрили в ФСБ, Росинформтехнологиях, Казначействе и ФСО», — добавил источник. Другие ведомства не успели ознакомиться с проектом, так как Минкомсвязи прислало его только 12 февраля. «Проект состоит из 460 страниц, и не все успели его детально изучить», — пояснил источник.
По словам советника президента Леонида Реймана, «проект был недавно внесен и вызвал дискуссии». Речь шла о мероприятиях, которые необходимо провести, чтобы «граждане получали услуги в новом качестве». Руководитель администрации президента Сергей Нарышкин вчера назвал результат работы над проектом «неудовлетворительным». От критики проект Минкомсвязи не спасло даже замечание замглавы ведомства Алексея Солдатова о том, что на проект потратили в три-четыре раза меньше запланированного (изначально заложили 120 млн руб.).
Одна из проблем, с которой столкнулось Минкомсвязи, — неопределенность с понятиями, рассказал председатель совета директоров Института развития информационного общества, академик Российской инженерной академии Юрий Хохлов. «Во-первых, министерство не смогло убедить участников заседания, что материал представляет собой системный проект, а у участников заседания президиума были разные точки зрения по этому вопросу. Также в документе не было ясно сформулировано, что же такое инфраструктура электронного правительства. Да и сам представленный текст требует дополнительного структурирования и шлифовки», — пояснил он.
Исполнителем проекта выступает «Ростелеком»: оператор получает средства. «Ростелеком» в свою очередь заказал работу Высшей школе экономики и Академии народного хозяйства.
«Участники заседания также вели речь о том, что нужно соотнести представленный проект с техническим заданием, чтобы разобраться, почему возникли нарекания. Или заказчик невнятно сформулировал задание для исполнителя, либо исполнитель не разобрался в вопросе, но тогда заказчик не должен был принимать и оплачивать такую работу», — сообщил Юрий Хохлов. В итоге президиум решил, что «сейчас это не тот документ, который можно принять как руководство к действию». Проект также был направлен Минкомсвязи на согласование в три ключевых ведомства — Минобрнауки, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития. После их замечаний и рекомендаций Минкомсвязи займется доработкой проекта.
Возможно, что при работе над ошибками учтут и мнение граждан. «Электронное правительство реализуется прежде всего для людей, и нелогично, что им занимаются исключительно органы власти. Стоит развернуть общественную дискуссию, ответив на ключевые вопросы: что собой должно представлять электронное правительство, зачем оно нужно и что в итоге мы ожидаем получить», — пояснил г-н Хохлов.
«Системный проект содержит результаты анализа всех важнейших компонентов электронного правительства, включая нормативно-правовую основу, информационно-технологическую инфраструктуру, организационно-управленческий и финансово-экономический аспекты. После разработки проекта предполагается его широкое обсуждение всеми заинтересованными участниками процесса формирования электронного правительства. Участники заседания высказали конструктивные замечания и предложения по совершенствованию проекта, которые будут учтены при его доработке, если не противоречат концепции электронного правительства», — сообщили в пресс-службе Минкомсвязи.

В августе 2009 года премьер-министр Владимир Путин поручил Минкомсвязи разработать проект «Электронное правительство» на 2011—2015 годы еще к 1 ноября прошлого года. Но министерство попросило перенести сроки в связи с тем, что занято также разработкой плана по строительству информационного общества. 23 декабря на заседании Госсовета Игорь Щеголев озвучил основные тезисы программы. Планировалось, что к 16 февраля проект будет представлен на президиуме Совета при президенте по развитию информационного общества.

Как обычно, прокомментирую выделенные места:
  • Неодобрение «системного проекта» со стороны ФСБ и ФСО – это, по-моему, окончательный приговор. Не думаю, что разработчикам удастся снять все претензии этих двух ведомств и представить вариант, устраивающий «силовиков» - скорее можно предположить, что новую версию системного проекта будут писать именно эти две «конторы». А почему бы и нет? Ведь за проект межведомственного электронного документооборота отвечает именно ФСО. Ну это, в общем-то, и не удивительно. А вот то, что против «документа», заказанного Минкомсвязи, выступили Росинформтехнологии (агентство, подчиненное Минкомсвязи) выглядит достаточно забавно.
  • Как я и говорил выше, в разных изданиях назывались разные величины сумм, потраченных на «системный проект». 120 млн – это весь бюджет, выделенный по разделу I плана мероприятий обновленной ФЦП «Электронная Россия» на 2009 год. То, что на «системный проект» потратили (как утверждал г-н Солдатов) в три-четыре раза меньше запланированного, совершенно не означает, что чиновники экономили. Банально – не успели потратить все (акты не подписали или еще что-нибудь подобное). Кстати, точность оценок поражает. «В 3-4 раза меньше», т.е. то ли 30 миллионов, то ли 40 – не важно… Нормально, да?
  • Ростелеком дал денег ВШЭ и АНХ (ну и себе оставил, конечно), ВШЭ и АНХ дали денег XXX и YYY (ну и себе оставили, конечно), XXX и YYY дали денег еще кому-то (ну и себе оставили, конечно)… А в итоге «системный проект» копипастили какие-нибудь студенты (на мысль, что примерно так и было, настойчиво наводит перечень замечаний к «системному проекту», который я опубликую в следующем посте).
  • Перл про «общественную дискуссию», призванную объяснить чиновникам, что же они хотят построить под вывеской «электронное правительство» - это ШЕДЕВР! Вот интересно, почему у нас до идеи проектировать самолеты и космические станции на основании результатов референдумов еще никто не додумался? Хотя, похоже, все же додумались. Ведь был же год назад митинг с лозунгами «Научи Путина строить «Жигули» лучше «Мерседесов»».
В «Живом Журнале» отыскалось несколько записей пользователя ahnen_erbe , в которых происходившее на Совете было изложено весьма неформально, но, судя по всему, со знанием излагаемого предмета. Комментировать не буду – подобные тексты не нуждаются в комментариях (только две вставки уточняюще-ссылочные сделаю – на свои следующие посты).
Вчера президиум президентского совета по развитию информационного общества увидел, наконец, системный проект инфрасруктуры Электронного правительства, разработанный его ответственным оператором - "Ростелекомом". Я уже говорил как-то, что "Ростелеком" уже слегка нервничает из-за понимания своей полной некомпететности в порученном деле. А вчера занервничал и президентский совет. Представители ФСБ, ФСО и других уважаемых организаций обозвали это проект ерундой. А Нарышкин из президентской администрации сильно огорчился и неоднократно поимел всех причастных в виде министра всея коммуникаций Щеголева и ростелекомской братии. Он периодически вставлял реплики про то, что работу нужно оценить неудовлетворительно. Для Нарышкина такое поведение все равно, как еcли бы другой человек начал прямо там нецензурно выражаться. Подробности позже

...и поимел пожурил Щеголева три раза.
Я собиралься написать продолжение вчерашнего поста, но тут и без меня продолжили.
На сайте министерства всея коммуникаций размещены размышлизмы советника Щеголева некоего Ильи Массуха о том, что нечего всяким там советам при президенте РФ касаться своими грязными лапами святого и лезть с немытой рожой в айтишный ряд. Это святое - системный проект Электронного правительства - должны рассматривать прфессионалы, и нечего насаждать это проект сверху разным президентам всякой РФ.
(Мое уточнение: О демарше г-на Массуха будет отдельный пост. - А.Б.)
ИМХО, это круто.
Не говоря о том уже, что этот Масук Массух соврал вчера в RBC DAILY, что этот чудесный проект склепали не за 120 миилионов рублей, а сильно дешевле. На самом деле в отчетности провели эти 120 миллионов так: на проект около 40 миллионов, остальное - оплата аналитических исследований для подготовки проекта. Самое смешное, что в проекте есть ссылка на исследование ЕДИНСТВЕННОЙ аналитической компании.
Если интересно, под катом заключение по этому проекту, которое было оглашено на заседании президентского совета.
[…] (Мое уточнение: Упомянутое в тексте заключение по «системному проекту» я опубликую в следующем своем посте. Во-первых, оно очень длинное, а во-вторых, я хотел там отдельные места от себя прокомментировать – А.Б.) […]
Такие дела - простенький там вывод такой "Проект в существующем виде не может быть использован при создании и эксплуатации инфраструктуры Электронного правительства"
То есть Масуки Массухи министерские и Ростелекомовские потратили неизвестно на что государственные бабки. То-то они сегодня запрыгали. Дело в том, что в Минкомсвязи сейчас идет проверка Контрольного управления президента РФ. Посмотрим, чем закончится.

Под катом - близкое к дословному изложение того, что сказал министру Щеголеву и его заму Солдатову на заседании президиума президентского совета по развитию информационного общества презренный непрофессионал, по мнению советника Щеголева Массуха, и вообще земляной червяк - руководитель администрации президента РФ Дмитрия Медведева Сергей Нарышкин.

НАРЫШКИН.: А почему министра нет (Щеголева)?
СОЛДАТОВ: Он в отъезде (В Барселоне, чтобы вы понимали)

Потом был доклад Солдатова про системный проект инфраструктуры Электронного правительства и ругань по его поводу от Росинформтехнологий, ФСБ, Минэкономразвития
Потом Нарышкин говорит
НАРЫШКИН.: у нас в решении обычно не ставится оценка того, что мы слушаем, но, кроме как неудовлетворительно, мы бы не могли ничего поставить. Вообще, все, что связано с подготовкой этого документа, вызывает как минимум удивление, а подчас и возмущение.

И в заключение всего этого цирка Нарышкин говорит:
Алексей Анатольевич (Солдатов), пока этот документ (системный проект), по общему суждению, бесполезный. Передайте, министру (Щеголеву) эту оценку президиума: документ бесполезный и оценка только неудовлетворительная.
Я Леонида Дододжоновича (Реймана) попрошу вернуться к вопросу обсуждения системного проекта. Коррективы в решение по системному проекту надо  внести жесткие.

Вообще-то фигурантов такой порки критики принято считать политическими трупами лузерами. Но не знаю, не знаю. Что-то президент нынче стал долготерпелив

На этом остановлюсь – и так очень длинно получилось.
To be continued…

1 комментарий:

  1. Рынок системной интеграции в России на сегодняшний день значительно отстает от европейского и американского, причем в первую очередь не объемами, а своей спецификой. Если в Европе говоря «системная интеграция» мы в первую очередь подразумеваем работу над комплексными проектами IT инфраструктуры, то в России системная интеграция, к сожалению, пока не ушла от банального ресейла, то есть перепродажи программного обеспечения и оборудования. Российские руководители пока не готовы платить за проекты, потому стоимость разработки IT инфраструктуры зачастую включают в стоимость ПО и оборудования. Кроме того, на рынке системной интеграции очевидно ощущается острый недостаток рабочей силы — в первую очередь квалифицированных инженеров и руководителей проектов.
    В настоящее время рынок постепенно стремится к уравниванию с европейским, если не по объемам, то по качественным показателям.А вот мой сайт возможно вас за интересует это - очередной островок любви и нежности - buy viagra ;);)...Большое спасибо вам и я очень благадарна вам за визит на мой сайт ...удачи...С Уважением Лариса

    ОтветитьУдалить