27 февраля 2010 г.
Э-Правительство. S01E03. «ГосЗакупки». P01. Барин нас рассудит…
Начну с новости, которая хронологически является одной из последних, но логически именно она как раз является завязкой одной из сюжетных линий нового эпизода.
Дмитрию Медведеву рассказали о том, что для проведения электронных госзакупок по всей стране Федеральной антимонопольной службой были «назначены» площадки, которые либо не существуют, либо созданы по распоряжению самого ФАС. А работающие площадки отсекаются от рынка госзаказа. Президент пообещал разобраться в ситуации.
Дальше цитировать не буду – желающие могут прочитать весь текст по ссылке. Сам же скандал с электронными торговыми площадками (ЭТП) начал развиваться еще месяц назад, сразу после официального объявления результатов конкурса Минэкономразвития, в ходе которого отбирались ЭТП для проведения открытых аукционов, на которых федеральные и региональные госструктуры уже с 1 января 2010 года должны закупать товары и услуги для собственных нужд.
CNews, 26.01 – «Электронные госзакупки в России: начинается передел рынка»
[…]
Минэкономразвития официально объявило победителей конкурса среди электронных торговых площадок для проведения открытых аукционов федеральными и региональными госструктурами. Из 18 претендентов, подавших заявки осенью 2009 г., были выбраны пять: «Единая электронная торговая площадка» (ЕЭТП), «ММВБ-Информационные технологии», площадка Республики Татарстан, «Сбербанк-АТС» и «Индексное агентство РТС». […]
«Выбранные площадки созданы специально под данный конкурс и совершенно не имеют опыта работы с электронными госзакупками, - считает Михаил Бородовский, генеральный директор ЕТС, также принимавшей участие в конкурсе. – Кроме как переделом рынка это назвать нельзя». […]
«Основной целью данного отбора было провозглашено скорейшее достижение прозрачности государственных закупок, уход от сговоров, борьба с коррупцией и снижение издержек заказчиков. Однако, боюсь, что эти цели не будут достигнуты», - говорит Александр Бойко, председатель совета директоров «Центра развития экономики» (B2B-Center). По его словам, в пятерку попали площадки, одна из которых имеет непрозрачную структуру, две площадки – с функционалом, развитым весьма слабо, и еще две, вообще не имеющие опыта работы в сфере электронных торгов и существующие только в проекте.
«То есть получается, для того, чтобы госзаказчики начали работать и достигать поставленных целей по прозрачности и выходу на новый уровень, - должно пройти еще N-ное количество времени, пока механизмы площадок будут реализованы, обкатаны и доведены до совершенства, - удивляется Бойко. - При этом в числе участников отбора были компании, имеющие многолетний опыт работы в электронной коммерции и уже показавшие результат. Но выбрали того, кого выбрали».
Главным аргументом недовольных итогами конкурса было то, что якобы глава ФАС Игорь Артемьев еще до объявления результатов отбора публично назвал будущих победителей. Сейчас во многих СМИ цитируется публикация «Российской Газеты» от 27 ноября 2009 г.:
Если судить по следующему году, то из 5 триллионов бюджетных рублей, выделяемых на госзакупки, 3 триллиона могли проходить именно через электронные торги. Игорь Артемьев сообщил, что правительство намерено из списка товаров и услуг, проходящих только через аукционы, вывести некоторую часть для торговли исключительно на электронных торгах. Правда, называть эти товары и услуги Игорь Артемьев не стал. Кроме того, глава ФАС сообщил, что в середине декабря правительство в ходе конкурса отберет пять электронных площадок, на которых и будут проводиться эти аукционы. Самыми вероятными "кандидатами" могут стать, по мнению Артемьева, площадки Татарстана и Москвы.
Правда, в появившихся уже сегодня публикациях, излагающих точку зрения второй стороны конфликта, высказывание главы ФАС г-на Артемьева не рассматривается как нарушающее какие-то законы, регламенты и инструкции:
«Приведенное высказывание не является нарушением, - заявила CNews руководитель пресс-службы ведомства Ирина Кашунина. – Все было сказано в сослагательном наклонении и выражало не более чем личное мнение руководителя службы. Из цитаты следует, что две названные площадки могли как стать победителями конкурса, так и проиграть его. Упоминание именно этих двух игроков логично, учитывая их опыт работы». Каких-то официальных запросов после вчерашней встречи президента с предпринимателями в ФАС не получали, добавила она. (CNews, 27.02.10)
Ставший широко известным после вчерашней встречи президента Д.Медведева с предпринимателями Сергей Габестро (президент компании «Триумвират», разработавшей торговую систему «Фабрикант.Ру», не вошедшую в число площадок, отобранных Минэкономразвития), и раньше упоминался в публикациях СМИ. В той же статье «Российской Газеты» от 27 ноября 2009 года вслед за абзацем, цитирующим г-на Артемьева, следует абзац, в котором изложена точка зрения г-на Габестро:
Однако не все согласны с тем, что количество площадок для госзаказа нужно ограничивать. Председатель совета директоров межотраслевой торговой системы "Фабрикант" Сергей Габестро считает, что надо разрешить конкуренцию между ними, не ограничивая их количество. Не секрет, что каждая отрасль была бы не против создания своей электронной торговой системы. Поэтому надо разрешить их деятельность без ограничений, а дальше рынок сам разберется, кто лучший. Оператор торговой площадки сможет работать только в том случае, если он будет окупаться. Если его работа не принесет ему прибыли, то в итоге электронная система сама отомрет за ненадобностью. Но зато у нас выживут, кто достоин, поэтому надо дать возможность конкуренции между площадками, не ограничивая их количество. Надо дать возможность операторам конкурировать между собой. Правительство не должно отбирать операторов. Оно должно дать на рынок критерии, которым эти операторы должны соответствовать. 5 отобранных площадок превратятся в пять госкорпораций и снова будет нужно вмешательство президента, чтобы остановить беспредел, который начнет твориться на площадках, контролируемых чиновниками.
Как в воду глядел г-н Габестро… От этого его прогноза до вмешательства президента (пускай пока и чисто номинального обещания дать поручение своей администрации) прошло всего три месяца. Но в приведенном высказывании интересна не только высокая точность предсказания - в конце концов, некоторые вещи в нашем отечестве нетрудно предсказать не только на три месяца, но и на 200-300 лет вперед (помните Карамзина с его «Воруют…»?). Интересно другое – начало выделенного мной текста: «…снова будет нужно вмешательство президента…». Вот в этом «снова» вся соль - президент УЖЕ вмешивался в вопросы госзакупок, причем неоднократно. Об этом будет один из следующих моих постов в рамках эпизода «Госзакупки».
Этот же пост я закончу всего лишь одним маленьким штрихом, который имеет непосредственное отношение к ECM-направлению, называвшемуся мной среди прочих в «превью к эпизоду» - Records Management. Документы о проведении конкурсов, безусловно, являются записями (records) в классическом толковании этого понятия в рамках ECM. Так вот, на «Протоколе о результатах отбора…», вывешенном на сайте Минэкономразвития, нет (!) даты – одного из обязательных реквизитов любого документа…
Да, и уж совсем под завершение поста. Видели там вверху цифру бюджетных средств, выделяемых на госзакупки? 5 триллионов рублей. В цифирках это выглядит вот так – 5*1012 (это если по-научному записывать), или вот так – 5 000 000 000 000 (это если по-бухгалтерски). А средний процент откатов по госзакупкам знаете? Ну даже если не знаете – вот вам цитата из г-на Артемьева аж из 2006 года – «Откаты при госзакупках – 150 миллиардов рублей в год».
Теги:
Власть,
Госзакупки,
Политика,
Сериал,
Цитаты,
Э-Правительство
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий