18 января 2010 г.

И снова – «боевой PowerPoint»…

В прошлом посте о «боевом PowerPoint’е» я уже писал, что, заинтересовавшсь проблемой, обнаружил большое количество публикаций по теме. Среди них мне попалась одна запись в серьезном блоге «Combined Arms Center Blog», которая называлась «Победа в войне с помощью PowerPoint: Дилберт руководит действиями COIN?» («Winning The War Through PowerPoint: Dilbert Leads The COIN Fight?»).

Презентация, которая упоминалась в посте (и вокруг которой, собственно, и была выстроена вся полемика автора), называлась «Dynamic Planning for COIN in Afghanistan» («Динамическое планирование контрповстанческих операций в Афганистане»), и она была доступна в интернете. Естественно, я не преминул ее скачать.
Сказать, что я был потрясен – значит, не сказать почти ничего. Мне приходилось видеть много разных консалтинговых материалов, содержащих различные концептуальные схемы, карты «мозговых штурмов» и т.п. Но ТАКОЕ я видел впервые! Больше всего это напоминало последовательно запечатленный скоростной фотокамерой взрыв на макаронной фабрике…



Похожие чувства, по-видимому, испытал и автор поста, благодаря которому я нашел эту презентацию. Но в отличие от меня, для которого все это переплетение стрелок было не более, чем аналитическим курьезом, человек, написавший пост, занимал очень серьезную должность и имел непосредственное отношение к тому, что пытались проанализировать «макаронные» аналитики.

Я перевел этот пост с незначительными сокращениями. Должность автора (она под заголовком поста) я переводить не стал, опасаясь исказить ее смысл – надеюсь, она будет понятна читателям.

Победа в войне с помощью PowerPoint: Дилберт руководит действиями COIN?
LCol JJ Malevich, Canadian Exchange Officer, Director of COIN US Army/ USMC Counter Insurgency Center

В 2001 году я сидел в совещательной комнате в штаб-квартире НАТО в Сараево. Мой босс пытался убедить сербов в радостях и преимуществах от присоединения к боснийской армии. В качестве инструмента убеждения он использовал презентацию PowerPoint. Эта презентация была произведением искусства. В ней были анимированные изображения, цвета, стрелки, календарные графики, фазы. Логика была безупречной, а выступление докладчика очень эмоциональным. Старший сербский офицер позволил моему боссу завершить проповедь, после чего произнес устало: «Полковник, вы сделали замечательную презентацию. Цвета великолепны. Только мы никогда не сделаем это». Мой босс онемел от изумления. Он не мог поверить в услышанное. Его логика и презентация перевернулись с ног на голову. Он упустил из виду, что война – сложная человеческая деятельность, которая по своей природе не поддается нормальному логическому осмыслению. Сербы не будут сотрудничать с хорватами и мусульманами, потому что они их ненавидят. Это была единственная логика, которая имела значение.

Несколько недель назад мне прислали презентацию PowerPoint «Dynamic Planning for COIN in Afghanistan» («Динамическое планирование контрповстанческих операций в Афганистане»). Я быстро просмотрел ее, но подумал, что это чья-то шутка, и сразу ее удалил. Через некоторое время я получил эту же презентацию из другого источника. Так что, похоже, смеяться нужно надо мной.

Быстрый взгляд на это концептуальное «птичье гнездо» позволяет предположить, что планированием контрповстанческих операций в Афганистане теперь занимается Дилберт или кто-то, сбежавший из Института Управления Проектами (Project Management Institute). То, что я увидел, было очередной попыткой преобразования сложнейшей человеческой деятельности в диаграмму управления проектами в стиле MBA. Я даже мог видеть главную мысль авторов презентации: «Теперь, когда у нас есть правильная презентация в PowerPoint, мы уверены, что выиграем войну в Афганистане!». Фактически, я уверен в том. что если бы мы показали эту презентацию повстанцам, они сразу же выкинули бы белый флаг, убежденные в том, что наша суперквалификация в PowerPoint демонстрирует, что нас нельзя победить. Действительно, я не представляю, как мы сражались в войнах до изобретения PowerPoint?

Глядя на эту презентацию, я вспомнил кутерьму с концепцией «Операций, основанных на влиянии» (Effect Based Operations), которая охватила нас в конце 90-х годов. Наши попытки приложения аккуратной логики к войне - деятельности, по природе своей являющейся сложной и запутанной, управляемой алогичной человеческой динамикой, - приведут нас к гибели. В очередной раз мы мечемся от фон Клаузевица к Жомини. […]

Я думаю, что автору этого плана, как будто нарисованного коньками фигуриста Роберта Макнамары, нужно провести немного времени в Афганистане. Если есть офицеры, которым нравятся эти фантазии, они должны выйти из-за защитного проволочного заграждения и попробовать поговорить с афганцами вживую.

Лично я расположил эту презентацию на некотором расстоянии от себя. Круги и цвета служат великолепной мишенью.

5 комментариев:

  1. Спасибо за ещё один интересный пост по этой теме, прочитала с большим удовольствием!

    Сразу, правда, вспомнились презентации вендоров на Docflow и других конференциях. Редко у кого не обнаружится таких же по красочности и непонятности картинок :))

    ОтветитьУдалить
  2. Наташа, ну я не случайно дал ссылку на полный файл презентации. Скачайте обязательно - получите еще большее удовольствие :)

    ОтветитьУдалить
  3. А насчет вендоров, мне кажется. Вы все-таки неправы. Подобные картинки - все-таки епархия аналитиков и консультантов, а не вендоров.
    Если только презентации к Docflow некоторым вендорам не готовят именно аналитики :)

    ОтветитьУдалить
  4. Наташа, спасибо за ссылку.
    Постараюсь в ближайшее время перевести и пересказать у себя. Тема актуальна и для нас - правда, не для военных, а для госов и всех, кто сейчас вращается вблизи Э-Правительства.
    Я вот тут недавно новый термин прочитал - "нелинейная презентация". Вы знаете, что это такое? Я раньше не знал, пришлось гуглить. А вот Минкомсвязи тендеры объявляет на изготовление нелинейных презентаций о себе любимом :)

    ОтветитьУдалить