Не стану здесь пересказывать все подробности – кому интересно, могут посмотреть на Википедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/Шпионский_скандал_в_Формуле-1) или на сайте F1News.ru (http://www.f1news.ru/memuar/2007/espionage). Это была настоящая детективная история – с пропажей секретных документов, тайной перепиской, слежкой, высокотехнологичными расследованиями…
- Уже на самом старте сезона 2007 года в Ferrari стали подозревать, что их главные конкуренты каким-то образом получили доступ к строго конфиденциальной технической информации «красной конюшни». Никак иначе нельзя было объяснить тот факт, что FIA по «наводке» шефа McLaren Рона Денниса целенаправленно искала и нашла нарушения технического регламента в болиде Ferrari.
- В марте-апреле 2007 года главный механик Ferrari Найджел Степни и главный конструктор McLaren Майк Кофлэн обмениваются двумя десятками писем по электронной почте, из которых Кофлэну становятся известны подробности конструкции и детали гоночной стратегии Ferrari. Об этой переписке стало известно гораздо позже, в ходе расследования, инициированного FIA.
- В апреле Кофлэн почему-то жалуется управляющему директору McLaren Джонатану Нилу на то, что ему приходят по электронной почте письма от Степни, обиженного на руководство Ferrari. Дж.Нил дает команду на установку файрвола в офисе McLaren, который блокирует переписку между Степни и Кофлэном (так события описаны в прессе; скорее всего имела место не установка файрвола, а настройка на установленном файрволе специальных правил, блокирующих переписку – А.Б.).
- В конце апреля Степни и Кофлэн встречаются в небольшом испанском городке Port Ginesta, где, по версии следователей, Степни передает Кофлэну папку с технической документацией Ferrari объемом в 780 (!) страниц. Что конкретно было в этой папке, никогда не разглашалось публично. Степни говорил, что в его распоряжении были многочисленные чертежи болида Ferrari – они были нужны ему, т.к. он участвовал в разработке компьютерного тренажера для гонщиков, но что он никогда не передавал эти документы Кофлэну. Кофлэн никогда публично не признавал, что получил документы непосредственно от Степни – он говорил, что они были доставлены ему курьерской почтой и что он не знал отправителя.
- В начале мая супруга Майка Кофлэна, Труди Кофлэн, приносит папку с документацией Ferrari в бюро сканирования, расположенное рядом со штаб-квартирой McLaren в Уокинге, и просит отсканировать все документы и записать их на компакт-диски. Сотрудник центра, знающий госпожу Кофлэн, понимает, что папка с документацией Ferrari в руках супруги главного конструктора McLaren – сочетание, мягко говоря, неординарное. Он сообщает об этом в офис Ferrari; в итальянской команде начинают внутреннее раследование...
- В середине мая итальянская полиция начинает расследование в отношении Найджела Степни, но обвинения ему пока не предъявляются. В конце июня о ведущемся расследовании становится известно прессе, однако, в качестве возможной причины называются подозрения в саботаже, а не в техническом шпионаже.
- С 11 марта по 3 июля 2007 года Кофлэн и Степни обменялись 288 СМС-сообщениями и 35 телефонными звонками. Об этом также стало известно позже, когда расследование шло уже в полном объеме.
- 3 июля 2007 года Найджела Степни увольняют из Ferrari. В этот же день становится известно, что высокопоставленного сотрудника McLaren подозревают в шпионаже против Ferrari, ночью появляется информация о том, что этот сотрудник - главный конструктор Майк Кофлэн.
- В статье, опубликованной в британской The Guardian 5 июля, со слов авторитетного источника утверждается, что при обыске в доме сотрудника McLaren найдены "сотни чертежей, принадлежащих Ferrari". В реальности обыска не было – Кофлэн (после жесткого общения с руководством McLaren) добровольно передал полиции два компакт-диска с документами Ferrari. Оригинальные бумажные документы были им сожжены сразу после того, как были отсканированы.
- 25 июля Всемирный Совет FIA, на специальном заседании в Париже, разбирает детали дела об утечке и возможном использовании конфиденциальной информации. Факт владения McLaren такой информацией подтвержден, но доказательств ее использования в конструкции машины и получения незаконного преимущества не найдено, команда не наказана.
- В заявлении Совета сказано, что если в будущем такие доказательства будут обнаружены, то команда будет снова вызвана на заседание Совета и может быть наказана, вплоть до дисквалификации из чемпионата 2007 и 2008 года.
- 5 августа один из двух боевых гонщиков McLaren, Фернандо Алонсо, будучи недовольным своим положением в команде, шантажирует руководство McLaren, угрожая обнародовать данные об электронной переписке с тест-пилотом команды Педро де ла Росой, в которой фигурировала конфиденцальная информация о Ferrari, предоставленная Кофлэном.
- В конце августа президент FIA Макс Мосли отправил письма командам чемпионата и гонщикам McLaren Mercedes, в которых призвал прислать в адрес FIA копии любых документов, в которых упоминаются гонщики McLaren, Ferrari или Найджел Степни (см. текст письма ниже)
- В начале сентября команда McLaren получила уведомление FIA о заседании Всемирного Совета по автоспорту, на котором будут рассмотрены новые факты по делу о шпионском скандале. Эти новые факты – вскрывшаяся переписка по электронной почте гонщиков McLaren.
- 13 сентября 2007 года Всемирный Совет по автоспорту признал вину McLaren и лишил команду очков в Кубке Конструкторов; очки, заработанные гонщиками не тронуты. Команда заплатила рекордный штраф в 100 миллионов долларов, а конструкция машин, разработанных для следующего сезона, была проанализирована экспертами FIA, прежде чем McLaren разрешили участвовать в чемпионате 2008 года.
- Почему в командах не был организован строгий учет конфиденциальных документов – независимо от формы их существования?
- Зачем нужно было нести пачку конфиденциальных материалов для сканирования в «копировальную лавку»? Купить сканер для личного пользования, настроить его на безобидных бумажках с помощью какого-нибудь студента – а потом уже все, что нужно, скопировать в спокойной домашней обстановке… Так нельзя было сделать?
- Почему на почтовых серверах и файрволе как в Ferrari, так и в McLaren, не были настроены правила фильтрации электронной почты, исключающие возможные утечки информации и переписку с потенциально опасными корреспондентами?
- Почему люди, обменивающиеся конфиденциальной перепиской (тем более - содержащей сведения шпионского характера), не позаботились об уничтожении этой переписки, когда в ней уже не было необходимости?
представляет собой – с позиции ECM-специалиста - не что иное, как запрос на раскрытие информации
ОтветитьУдалитьСлавно, что "позиция ECM-специалиста" совпадает здесь с позицией законодательства, ибо это и на самом деле именно стандартный текст запроса на выемку документов и информации :))
Вот сильно не нравится мне слово "выемка". Уж очень силовыми методами отдает - обыск, "маски-шоу"... А термина "раскрытие информации", как я понимаю, в российском законодательстве нет.
ОтветитьУдалитьВсе-таки - "раскрытие" и "выемка" не одно и то же. "Раскрытие" самой своей семантикой подразумевает свободные действия владельца информации.