Решив написать очередной пост про портал госуслуг, я задумался над названием – точнее, над нумерацией «эпизодов». Тянет ли то, о чем я хочу написать, на самостоятельный эпизод или это все еще продолжение «пилота». После недолгого размышления я решил, что это таки еще «пилот». Штатные эпизоды начнем считать в будущем году. А пока что я добавил к номеру «эпизода» еще одну элемент – P02; что, собственно, и означает «Часть 2».
Итак, очередная новость, вызвавшая у меня недоумение. На сайте Минкомсвязи, в разделе «Мониторинг СМИ» опубликовано сообщение ИТАР-ТАСС: «Единый портал госуслуг может стать доступным для граждан в режиме оф-лайн». Честно говоря, уже от одного названия у меня наступил когнитивный диссонанс. От вот этого сочетания – «доступен в режиме оф-лайн». Это КАК? По телефону? В бумажном виде? Еще как-то? Вот простая электрическая лампочка тоже бывает в режимах онлайн и оффлайн; только, если она в оффлайне, ее главная «услуга» - свет – не доступна гражданам. Конечно, портал – не лампочка…
Пошел читать (жирный шрифт в цитатах мой – А.Б.)…
Минкомсвязь рассматривает возможность обеспечения доступа к Единому порталу госуслуг и в случаях, когда отсутствует соединение с Интернет. Как сообщил сегодня советник главы министерства Илья Массух, речь идет о том, чтобы пользователь смог зайти на сайт, даже если не оплатил вовремя услуги связи и его Интернет-провайдер отказывается предоставлять доступ к сети.
«Есть идея сделать доступ к порталу госуслуг бесплатным для граждан, то есть, сайт будет работать, даже если не работает провайдер», - сказал Массух, выступая на «круглом столе» в Высшей школе экономики. «Ведь в ЖЭК мы ходим бесплатно», - заметил он. По словам советника, с технической точки зрения «это вполне осуществимо». «Достаточно лишь прописать для каждого IP-адрес», - пояснил Массух. Что касается экономической стороны дела, то советник сказал, что «придется обременить операторов».
«Мы хотим сделать этот проект максимально удобным и доступным для пользователей», - подчеркнул Массух. По его словам, сайт предусматривает 3 варианта обратной связи с россиянами, а в ближайшее время планируется создать и специальный блог. Массух отметил, что проект «Электронного правительства», в основе которого лежит Единый портал госуслуг, «нацелен не только на граждан, но и на общество в целом, которое включает в себя и бизнес-структуры».
Прочитал, начал думать…
Ну с идеей первого абзаца (именно с идеей, а не ее технической реализуемостью) примерно понятно – это как с мобильного телефона можно вызывать экстренные службы, когда нет денег на счете или вообще нет SIM-карты в аппарате. Но все-таки – как это реализовать технически в случае с интернет-порталом?
У Минсвязи есть ответ на этот вопрос – он во втором абзаце: «Достаточно лишь прописать для каждого IP-адрес». А, ну если так, то тогда, наверное, да, конечно… Только вот кто эти «каждые» и где прописывать IP-адреса?
А чуть выше еще одна фраза-загадка: «…сайт будет работать, даже если не работает провайдер». Понятно, что речь не о прове, который хостит сайт – в этом случае сайт НИ ФИГА не будет работать. А вот если не будет работать пров, через которого пользователь-неплательщик может выйти в интернет, то тогда… тогда пользователь тоже НИКУДА не пойдет. А вот если оба прова будут работать, а денег пользователь не даст – вот тогда мы и отключим прову газ… сорри, пропишем IP.
Ну и, наконец, третий абзац. Здесь мне стало интересно про три источника и три составные части… опять сорри, про три варианта обратной связи. Пошел на сайт, начал считать. Форма отправки сообщения – раз, телефон – два, а «три» где? Наверное, это CTRL+ENTER, предназначенный для отправки сообщений об ошибках. Ну а где же простой адрес электронной почты?
Да, я понимаю, что в данном случае «минус на минус» дает еще больший минус. Чиновник переврал технические детали, журналист переврал слова чиновника… Ну ладно, доживем – увидим.
Еще пара «заметок на полях». Цитируемый выше релиз ИТАР-ТАСС от 21.12.2009 висит на сайте Минкомсвязи. На сайте ИТАР-ТАСС, когда я пошел туда за возможными подробностями, ничего похожего на такой релиз не было (поиск ничего не находил – последняя новость по порталу датирована 16.12). Ну, возможно, этот релиз лежит где-то в секретной зоне сайта ИТАР-ТАСС, не знаю…
А вот на портале госуслуг, где такие новости должны были, казалось бы, публиковаться чуть ли не в первую очередь, последняя новость датирована 18.12.2009.
Я обрала внимание на то, что раздел "Жизненные ситуации" на портале содержит какой-то очень короткий перечень жизненных ситуаций и весьма неоптимистично начинается с ситуации "Болезнь". Решила отправить сообщение через форму обратной связи с предложением посмотреть, как это сделано в других странах - подход "по жизненным ситуациям" стандартный для порталов электронного правительства и тут, в общем, не нужно изобретать велосипед, можно посмотреть, как делают другие. Но форма обратной связи не отработала :(((
ОтветитьУдалитьЯ намеренно не касаюсь вопросов юзабилити и дизайна - хотя там, да - есть к чему прикопаться.
ОтветитьУдалитьПока что меня интересует вот этот дилетантский и абсолютно технически безграмотный пиар и самопиар "электронных чиновников".
>> ... весьма неоптимистично начинается с ситуации "Болезнь"
ОтветитьУдалитьНу так это же просто по алфавиту все расставили. А подумать немного и назвать, например, "Лечение" или "Охрана здоровья" - на это ума не хватило.
Ну хорошо, по алфавиту, понятно. Но сами ситуации: болезнь, выход на пенсию, декларирование доходов, организуем приусадебное хозяйство, открываем собственный бизнес, покупка квартиры, потеря и поиск работы, строим дом - кроме болезни все здесь про товаро-денежные отношения.. А где же общечеловеческое - вступление в брак, рождение ребенка, обучение? Где помощь социально незащищенным людям?
ОтветитьУдалитьЭто тоже есть - в основном блоке категорий. Там есть "Семья", "Социальное обеспечение", "Образование и наука"...
ОтветитьУдалитьВидимо, по логике разработчиков классификации, семья - не жизненная ситуация. :)
Даже при беглом взгляде заметно абсолютно плоское - даже одномерное - мышление. О пересечении категорий и подкатегорий классификации, похоже, никто всерьез не думал.